Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка
3 класс
Программа «Школа России»,
Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_vopros.docx | 46.11 КБ |
Предварительный просмотр:
4. Составить развернутый конспект урока на знакомство с новым знанием с методическим обоснованием в предложенной теме.
Урок русского языка
3 класс
Программа «Школа России»,
Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса.
Цель | Создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель урока | Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова. |
Планируемые результаты (предметные) | Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном |
Личностные результаты | Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач. Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его |
Основное содержание темы, понятия и термины | Суффикс как значимая часть слова; сходство и различие суффикса и приставки; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу |
Образовательные ресурсы |
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-задания для групповой работы учащихся, индивидуальные карточки «дерево успеха». |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя |
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | - Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. - А теперь проверьте все ли у вас готово к уроку, приготовились работать. Какое сегодня число? Прочитаем и запишем в тетрадь. _____________ ноября Классная работа |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании (на доске) Груз, мороз, арбуз, глаз. - Прочитайте слова. Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится? - Назовите буквы, которые обозначают эти звуки. - Спишите с доски, продолжив закономерность сзс З зсз С сзс З - Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.(на интерактивной доске) Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова. - Назовите слова с парными согласными на конце слова. |
III. Проверка домашнего задания | Парная. Словесный. Чтение | - Проверим домашнее задание. (учебник упр. 163 стр. 88). Вам нужно было составить предложения к рисунку и записать их в тетрадь, кто желает прочесть составленные предложения? |
IV . Актуализация знаний | Фронтальная словесный | - Прочитайте пословицы, объясните их смысл (на доске) Землю согрело, не опоздай с посевом. Разлитую воду не соберешь. -Найдите слова с приставками, выпишите слова с приставками. |
V. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | - К доске пойдет (_____________) - Запиши слова: дом, домик, надомный, домовой - Что мы можем сказать об этих словах? (Это однокоренные слова) - Выделим известные нам части слова (корень и окончание) - Все ли слова вы смогли разобрать? Почему? - Какой возникает вопрос? - Может кто-нибудь уже может сказать, как называется часть слова, которую мы не выделили? (Это суффикс) - Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Тема урока – «Часть слова – суффикс») -Какие цели мы поставим перед собой. (Цель урока узнать, что такое суффикс, научиться его выделять и образовывать новые слова с его помощью) |
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
| Групповая. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | - Для выполнения следующего задания нам нужно разделиться на группы. Каждая группа получает карточки- задания : 1 группа: ЗОНТ , ЗОНТИК, ЗОНТИЩЕ; 2 группа: РОЗА , РОЗОЧКА, РОЗОВЫЙ; 3 группа: ДАЧА , ДАЧНИК, ДАЧНИЦА - Вспомним правила работы в группе: - В группе должен быть ответственный. -Работать должен каждый на общий результат - Один говорит, другие слушают. - Если не понял, переспроси. - Своё несогласие высказывай вежливо. - Итак, у каждой группы по три слова. Внимательно прочитайте их и попробуйте найти в них суффиксы. И ответьте на вопросы (на интерактивной доске): - Где находится суффикс? - Для чего он служит? - Итак, первая группа - какие суффиксы вы выделили? (-ик, -ищ) Что вы можете сказать об этих словах? В чём их сходство и различие? - Вторая группа, представьте свои суффиксы. (-чк-, -ов-). - Третья группа ваши суффиксы.(-ник, -ниц-) - Запишите слова своей группы и выделите в них суффикс. |
2. Работа с определением суффикса | Коллективная. Словесный, проблемный. | - Давайте попробуем сформулировать определение – «Что такое суффикс» отвечая на вопросы. - Суффикс значимая или незначимая часть слова? Почему? (Суффикс значимая часть слова, потому что вносит новое, иное лексическое значение в слово) - Какое место занимает суффикс? (Суффикс стоит после корня) - Для чего служит? (Служит для образования слов) - Откройте учебник на стр. 89 и прочитайте определение. Верно ли мы дали определение «Что такое суффикс?». Хлопните в ладоши, если это так. - Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования слов) - Обратите внимание на написание термина «суффикс». Что опасного в этом слове? (удвоенный согласный ФФ) - Давайте с вами определимся, как мы будем находить суффикс в словах. Ваши предположения, что нужно сделать? (Для того, чтобы найти суффикс, надо подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом). - Сравним свой алгоритм с алгоритмом в учебнике стр. 90. Если мы были правы, хлопните в ладоши. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Коллективная. Практический | Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись |
3. Выполнение упражнения в учебнике | Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо | -Выполним упр. 167. Прочитайте стихотворение, которое здесь написано. - В чём различие слов воробей – воробьишка, лапа – лапки? (В слове воробьишка суффикс -ишк-, в слове лапки -к-) -Спишите, выделите в именах существительных суффиксы. |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1.Знакомство с некоторыми суффиксами русского языка (рабочая тетрадь, упр. 115) | Фронтальная. Парная. Словесный. Письмо | - Продолжаем работу. Выполним упражнение в рабочей тетради. Работать будем в паре. Итак, пары есть, находим упр. 115 и выполняем его. |
2. Выполнение упр. 116 в рабочей тетради | Индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | - Прочитайте слова, при помощи суффиксов, образуйте от данных слов однокоренные, посмотрите на пример. - Запишите получившиеся слова в столбик, выделите суффиксы. При необходимости помогает детям подобрать подходящие суффиксы для каждого столбика слов. |
VII. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | А сейчас с помощью «дерева успеха» оцените свою работу на уроке: (красный листочек- мне было все понятно, зеленый- немного не понял материал, желтый листочек- на уроке было трудно) |
Домашнее | Фронтальная. Словесный. Чтение | Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения. - Посмотрите на упражнение 117 стр. 47 в рабочей тетради, внимательно прочитайте задание к упражнению. Кому задание не понятно? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс
Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....
урок математики 2 класс программа "Школа России" Тема: Порядок выполнения действий. Скобки
Обучающиеся учатся соблюдать порядок действий при вычислениях. Уделено внимание индивидуальной работе , а также закрепляется знание названий компонентов действий....
Урок русского языка по программе Школа России. Тема урока: Изменение глаголов по временам .
Цель урока: - Актуализировать знание о временных формах глагола.Задачи:- повторить временные формы глагола;- способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употре...
Урок русского языка 2класс «УМК» Школа России. Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов сизученными орфограммами.Задачи урока:Предметныедать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;сравнение согласных букв ...
Конспект урока русского языка, 2 класс, программа "Школа России", тема "Правило написания суффикса -ость-.
Конспект урока русского языка, 2 класс, программа "Школа России", тема "Правило написания суффикса -ость-, форма урока: открытие новых знаний....
Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК Класс 3 («Школа России») Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода»
Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода». Тип урока:...
Урок русского языка 2класс «УМК» Школа России. Тема: Способы проверки согласных в корне слова
Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов с изученными орфограммами. Тип урока: урок открытия новых знаниЦель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов с изу...