Конспект урока русского языка "Что такое текст-повествование" (2 класс) УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с понятием текст-повествование и его отличительными признаками, учить выделять в тексте глаголы; развивать речь учащихся.
Планируемые результаты
Предметные
- знать, по каким признакам можно определить текст-повествование;
- уметь составлять текст-повествование;
- уметь работать с содержанием текста (выделять главное).
Личностные:
· принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
· проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· осознавать личностный смысл учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое текст-повествование | 44.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 13.02.2020 ФИО учителя: Саматова Т.М.
Школа: МОУ БСОШ ФИ студента: Гайфулина А.
Класс: 2 ФИО методиста: Галиуллина Н.К.
Кабинет:
Технологическая карта урока русского языка
Тема: «Что такое текст-повествование?»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с понятием текст-повествование и его отличительными признаками, учить выделять в тексте глаголы; развивать речь учащихся.
Планируемые результаты
Предметные
- знать, по каким признакам можно определить текст-повествование;
- уметь составлять текст-повествование;
- уметь работать с содержанием текста (выделять главное).
Личностные:
∙ принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
∙ проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
∙ осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: «открытия нового знания»
Оборудование: «Школа России»; учебник: Канакина В.П, Горецкий В.Г. 2 класс (2 часть), тетради.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой Практич: орфографическая минутка Орфографическое комментирование | 1-2 мин | Фронтальная форма работы Здравствуйте, ребята, меня зовут Алсу Рифатовна, я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь. Все ли готовы начать урок? У все всё лежит на парте? -слайд) спишите, вставьте прощенные буквы. Холо.. сковал землю. Дерев..я покрыты инеем. С берё.. ыпались сн..ж..нки. Под н..гами хрустел сне.. . Сн..гири прыгали по ш..шкам елей. Давайте проверим. Читаем по цепочке. Объясняем выбор написанной буквы. -Ребята, какие орфограммы мы с вами повторили | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Воспринимают задания учителя. Списывают в тетрадь. -Парный согласный звук по глухости и звонкости на конце слова. -Правописание ЖИ-ШИ Разделительный мягкий знак. -Парный согласный звук в окончаниях. Правописание Жи-Ши. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
II.Актуализация знаний и мотивация Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации | 4-5мин | - Открываем тетради, записываем число. Сегодня у нас 8 апреля, классная работа. - Кто готов, руку на локоток. Минутка чистописания - Посмотрите, какие чудесные узоры написаны на доске: ая, ое, ие, ые, яя, ее, ий, ый. - У каждого из вас есть волшебная палочка (ручка) для того, чтобы повторить эти узоры так красиво, как только сможете. Вы будете сегодня волшебниками. - Запишите эти узоры у себя в тетради. -Предлагаю вспомнить что такое текст? -Кто может сказать, что такое текст? -Верно! Молодец! -Текст можно озаглавить. -В тексте можно определить тему и главную мысль. -Текст можно разделить на три части (начало, основная часть и концовка) -А также к тексту можно составить план. | Отвечают на вопросы. ая, ое, ие, ые, яя, ее, ий, ый. – -Текст - это несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу. | П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) П: подведение под понятие |
III. Постановка учебной задачи Словес.: постановка проблемы | 4-5м | -Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на два вопроса. -Давайте прочитаем их в учебнике. -Какую цель мы поставим на уроке? -А также узнаем для чего используется текст- повествование и какова роль в тексте глаголов? | -Что такое текст-повествование? -Какова в нем роль глаголов? -Узнать что такое текст-повествование. -Какие особенности имеет текст -повествование? | П: подведение под понятие К: аргументирование своей позиции П: рассуждение; построение речевого высказывания в устной форме |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя, беседа Словесн.: повторение орфограмм Словесный: учебный диалог Практический: упражнение Словесный: учебный диалог Практический: упражнение | 2м | -А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте. . -Что мы прочитали? -Докажите, что это текст. - О чем этот текст? - Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? - Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? -Сколько частей в этом тексте? - Почему вы так решили? - Прочитайте I часть. - Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? - Что случилось потом? - Хорошо. А кто такой жаворонок? - Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит. Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья. (Слушаем песню жаворонка) - О каких событиях рассказывается в третьей части текста? - Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика. - Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте. - Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? - Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? - Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? - А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. -Сколько картинок у вас бы получилось? - А почему три? - Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? - Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. - Что еще можно добавить к этому правилу? - Хорошо. -Вернемся к тексту. Какое задание нужно выполнить? Прочитайте. Запишите предложение. Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? -Что сделал жаворонок? - Посмотрите внимательно на это предложение, что еще сделал жаворонок? - Сколько сказуемых в этом предложении? - Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше. -Обозначьте знакомые части речи в данном предложении. -Запишите домашнее задание. стр.82 учить, упр.145, упр.144 | Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. -Текст. -Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу. -Этот текст о солнышке. -Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо. -Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо. -Три. -Потому что текст разделен на три абзаца. -Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи. -Солнышко выплыло и стало рассылать лучи. -Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку. -Это птица. Слушают учителя. Второй луч попал на зайчика. Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку. -Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать. -Нам ничего не понятно без глаголов - Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа -Что случилось после того, как вышло солнышко? -Три. Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста -Нет, так как в тексте происходят разные события. Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло? -То, что текст – повествование нельзя изобразить на одной картинке -Выпиши из текста предложение о жаворонке. -О жаворонке, значит, это подлежащее. -Встрепенулся. -Выпорхнул, поднялся и запел . -Четыре | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания Р: планирование своих действий в соответ. с задачей К: аргументирование своей позиции П: рассуждение; построение речевого высказывания в устной форме П: смысловое чтение, построение речевого высказывания Р: планирование своих действий в соответ. с задачей К: аргументирование своей позиции П: рассуждение; построение речевого высказывания в устной форме П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный: учебный диалог | 5м | -Ребята, а сейчас вы попробуете сами определить текст повествование. -Прочитай тексты и найди, который из них текст -повествование. Спиши текст. 1)Одет король русского леса в прозрачный нарядный кафтан. Грудка у зяблика вишнёвого цвета. Хохлатая шапка на голове, клюв – голубые. На крыльях – широкие белые «зеркальца». 2) Птица (зяблик) встрепенулась. Почистила клюв о ветку. Прошлась по ней бочком. Разок-другой тенькнула по-синичьи. Приосанилась и ударила в звонкий бубен. 3) А имя у птицы немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождём его удалая песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет. -К какому тексту можно задать вопрос : «Что произошло?» -Сколько картинок можно нарисовать к каждому тексту? Вывод: текст №2 повествование | 2) Птица (зяблик) встрепенулась. Почистила клюв о ветку. Прошлась по ней бочком. Разок-другой тенькнула по-синичьи. Приосанилась и ударила в звонкий бубен. -Ко 2 тексту. | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: анализ П: синтез П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
VI.Самостоятельна я работа с самопроверкой Словесный: слово учителя, беседа Практический: упражнение | 2м | Составление текста. стр 84 упр 146 - Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Как можно назвать их одним словом? - Представьте, что мама принесла из магазина эти овощи и поручила вам приготовить салат. Что вы будете делать сначала? Потом? После этого? - Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл овощи. Потом…» - Давайте послушаем, что у вас получилось. - Молодцы! Найдите в своём тексте глаголы, обозначьте их. | -Овощи -Сначала я тщательно помою овощи, потом я их почищу после этого нарежу овощи кубиками, добавлю масло и перемешаю.
| П: структурирование знаний П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: поиск и выделение необходимой информации |
VII.Включение в систему знаний, повторение Словесный: учебный диалог Практический: упражнение | 7-9мин | -Ребята, а сейчас поиграем в игру. -Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете да или нет. Игра «Да-нет» 1.Текст состоит из одного предложения 2. Текст состоит из нескольких любых предложений 3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу 4. Текс обязательно имеет заголовок 5. Текс не всегда имеет заголовок 6. Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму 7. Текст может быть не большим по объёму 8. Текст всегда состоит из одной части | 1.не, 2.да, 3.да, 4.нет, 5.да, 6.не, 7.да, 8.нет. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 2-3мин | - Скажите, пожалуйста, о чём вы узнали сегодня на уроке? - Какой текст называют текстом-повествованием? - Какой вопрос можно поставить к такому тексту? - Достаточно ли будет одного снимка, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в тексте-повествовании? -Ребята, вы все большие молодцы! | -Мы узнали, что такое текст-повествование -Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим. -Что случилось? Что произошло? -Нет, потому что все события, о которых рассказывается в таком тексте происходят друг за другом, и их нельзя увидеть одновременно. | П: рефлексия способов и условий действия К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Видеоурок (https://www.youtube.com/watch?v=iWa_9w-B2tI) отправлен в беседу с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Виды текстов: повествование, описание, рассуждение" ("Школа России", 2класс)
К уроку прилагается презентация....
"Что такое текст - повествование?" (2 класс, школа России)
русский язык...
Конспект урока русского языка "Составление текста повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - формирование умения составлять связный текст повествования по предложенной теме. Планируемые результаты:...
Конспект урока русского языка "Составление текста-повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: углубление представлений учащихся о понятии «текст-повествование» и его отличительных признаках; формирование у учащихся умения составлять связный текст повество...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Текст-повествование" (УМК "Школа России", 2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 13.04. 2022Школа: №45Класс: 2 ВУрок: 1Время: 8:00 – 8:40 Кабинет:40Студент: Никифорова ПолинаГруппа: 42Учитель: Лещева И. Г....
Конспект урока на тему: "Типы текстов: повествование, описание, рассуждение" 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку...