Конспект урока русский язык "Роль местоимений в речи" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кармишина Марина Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_mestoimeniy_v_rechi.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 27.02.2018г.

Выполнила студентка 46гр.

Школа: МКОУ «Танрыкуловская СОШ»                                                                                      

Кармишина М. В.

Класс: 4

Проверила: ИсламгуловаА.Д.

Отметка: __________________

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Роль местоимений в речи

Цели урока: формирование  понятия о местоимении как самостоятельной части речи.

Планируемые результаты:

  • Предметные: распознавание местоимения среди других частей речи; осознание роли местоимений в речи, их особенностей;
  • Личностные: развитие самостоятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник Русский язык 4 кл. 2 ч. УМК «Школа России»., презентация, карточки.

Этап урока.

Методы и приемы

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности.

1 мин.

- Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой трудясь дорожи!

- Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности. Ребята, как вы считаете, почему это важно?

- Давайте настроимся на активную работу.

Приветствовать учителя

Высказывать предположения

Л.: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2. Актуальность знаний и мотивация.

(Словесный: беседа)

1 мин

- Время нам нельзя терять,
Новую часть речи мы будем изучать.
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).

- Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными,  писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

Участвовать в беседе

Слушать учителя

Л.: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

3. Постановка учебной задачи.

Целеполагание.

(Словесный: беседа)

(Практический: работа с учебником)

(Практический: словарная работа)

2 мин

2 мин.

2 мин.

4 мин.

 А  сейчас внимание,

Необычное  задание.

Какая тема урока  у нас?

Разберемся мы сейчас.

- У вас на столах лежат листочки, на них написан рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ.

- О чём этот рассказ? (О мальчике)

- Как вы считаете, какая главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один)

- Определите, какое слово встречается чаще других? (Слово «Я»)

-Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово?

(место имени существительного)

- К какой части речи относится это слово? (Местоимение)

На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО

ИМЕНИ

Е

МЕСТОИМЕНИЕ

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й    (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

Оно  о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается  делу  сполна:
Местоимение  заменяет  имена!

- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?

- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.

- Открываем с. 52, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи). 

 - Сформулируем цель  урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь  отличить местоимение от других частей  речи, уточнить  о роли местоимений в речи.

- Молодцы!

-С темой разобрались,

За работу все взялись!

- Напомнить вам, следим за своей посадкой.

- Скажите,  как мы пишем в тетрадях?

- Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

Словарная  работа

Кто догадался, что нас ожидает?

Словарные слова.

-Записываем слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.

Взаимопроверка. На основе записи на слайде проверьте друг у друга  правильность выполнения работы. Оцените работу.

 Б..тинки, б..гатство, с..лют, в..гон, ..кскурсия, ..здал..ка, к..л..метр, косм..с, к..смич..ский, ап..етит.

- Почему эти слова называются словарные.

(В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить)

Читать рассказ

Участвовать в беседе

Слушать учителя

Читать слово из выделенных букв.

Рассказывать о происхождении слова.

Отвечать на вопросы

Читать стихотворение.

Читать задачи на с. 51 учебника.

-Следить за посадкой.

Выполнять словарную работу  со взаимопроверкой.

П.:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации

4. Открытие нового знания.

(Практический: работа с правилом)

(Практический: работа с карточками)

5 мин.

- Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике)

- Прочитайте правило. Назовите личные местоимения?

- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

- Спасибо.

Читать правило в учебнике на с. 52.

Показывать карточки с местоимениями.

Читать стихотворение

Р.: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

К.: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку

5. Первичное закрепление во внешней речи.

(Практический: работа по карточкам)

(Словесный: беседа)

9 мин.

- Работа в парах. У вас на столе карточки.

Задание:

1) Задание  к данному тексту.

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать    исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная  пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Проверка.

- Кто прочитает получившейся текст.

Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища -  лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) 

-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет  предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

Работа в парах.

Записывать получившиеся предложения в тетрадь.

Записывать текст в тетради.

Отвечать на вопросы

Л.: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучениюпредметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве

К.: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации;

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

(Практический: поисковая игра)

(Практический: работа с учебником)

5 мин

- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку.
- Игра «Открой секрет» 
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

- Сейчас давайте выполним упражнение 111.

Записывать в тетради слова

Выполнять упражнение

П.:осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний

7. Включение в систему знаний.

Тестирование.

4 мин.

Проведение тестирования.

1. Местоимение:
а) это слово

б) часть речи

в) член предложения.

2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных

б) глаголов

в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет

 б) признак предмета

в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:
а) ель

б) ем

в) ты

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы

б) она, он

в) в, о

6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Проверка: 
1. б)    2. а)   3. в)   4. в)  5. в)  6. б)

Выполнять задания тестирования индивидуально, оценивать работу.

П.:осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач

8. Рефлексия деятельности.

(Словесный: инструктаж домашнего задания

(Словесный: фронтальный опрос)

3 мин.

- Записываем домашнее задание. Стр 52 учить правило, номер 110, сделать карточки местоимений.

- Найдите в учебнике нас. 53 Упр. № 110.

- Прочитайте задания к упражнению. Что вам необходимо выполнить? (отгадать загадки, выписать местоимения, записать существительные к местоимениям, сделать разборы).

- Как называется часть речи.с которой мы познакомились?

- Почему так называется эта часть речи?

- Как отличить местоимение от других частей речи?

- Какова роль местоимения в нашей речи?

Заполняют таблицу:

Самоанализ работы (достижения за урок) 

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею верно использовать местоимения  в речи.

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.

4) Мне необходимо поработать над…

Записывать домашнее задание.

Отвечать на вопросы для закрепления

Анализировать свои действия на уроке.

Р.: осуществляют контроль
и оценку процесса
и результатов деятельности.

Л.: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний о местоимении, умения употреблять местоимения в речи.Цели урока по выпускной квалификационной работе: профилактика оптической дисграфии; развитие зр...

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" (УМК "Школа России", 2 класс").

Цель деятельности учителя: формирование знаний о местоимении как части речи; формирование умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении; совершенствование умения работать с ...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи. Закрепление.» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. Закрепление.» Цели деятельности учителя: расширение представлений о местоимении как части речи, о роли местоимения в...

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результаты:Предметные- знать определение местоимения;- знать правил...

Конспект урока русского языка: "Местоимение как часть речи (общие представления)." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Местоимение как часть речи (общие представления).Цели деятельности учителя: формирование представлений о местоимении как части речи, о роли местоимения в устной и письменной речиПланируемые резу...

Конспект урока русского языка "Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица» Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях. Планируемые...