«Создание рабочих листов для организации учебных занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра с элементами карточек PECS». В соавторстве с Лапкова Ольга Ивановна - учитель начальных классов
методическая разработка

Шишмарева Нина Александровна

На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации. Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого  благодаря выявлению и устранению потерь.

        Бережливые технологии в образовательных организациях — это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Целью внедрения бережливых технологий является создание системы постоянного совершенствования. Инструменты бережливого производства позволяют грамотно воздействовать на различные процессы,  и за короткий срок добиваться значимых результатов по их устранению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx27.15 КБ
PDF icon Шаблоны рабочих листов1.02 МБ

Предварительный просмотр:

«Создание рабочих листов для организации учебных занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра с элементами карточек PECS»

На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.        Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого  благодаря выявлению и устранению потерь.

        Бережливые технологии в образовательных организациях — это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами.         Целью внедрения бережливых технологий является создание системы постоянного совершенствования. Инструменты бережливого производства позволяют грамотно воздействовать на различные процессы,  и за короткий срок добиваться значимых результатов по их устранению.

Применять концепцию бережливых технологий в коррекционной работе с обучающимися с РАС довольно сложно.   АООП, на основе которой строится обучение для обучающихся с аутистическим расстройством, разработана на основе  УМК  «Школа России».  Для усиления мотивации изучения того или иного предмета в системе учебников предусмотрены учебные пособия и рабочие тетради. Но в силу особых потребностей  обучающихся с РАС, эти пособия необходимо адаптировать.

        Проанализировав собранную информацию, мы пришли к выводу о том, что создание рабочих листов с использованием элементов карточек PECS   является   инструментом,  который  будет способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.

        Основным на учебном занятии для обучающегося является процесс получения знаний, который контролирует непосредственно учитель. И его задача – включить в него обучающихся с РАС, опираясь на формы познания. Мы решили рассмотреть популярный на сегодня инструмент – рабочий лист.

        «Рабочий лист» – это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлекается в процесс обучения, не зависимо от уровня подготовки.

        Какие могут быть задания?  Составленные по блокам с заданиями разной сложности, направленные на контроль или актуализацию знаний.  Кроме этого существует возможность составить задание с элементами, соответствующими ФГОС НОО с ОВЗ – самооценивания работы на уроке. И самым важным является то, что в структуру рабочего листа включены задания на формирование различных видов УУД. 

        Задания рабочего листа для обучающихся с РАС дополнены элементами системы PECS.

        Карточки PECS – это система альтернативной коммуникации, где общение происходит методом обмена изображениями с помощью специальных карточек. «Система альтернативной коммуникации это полезная и популярная методика. Она заключается в том, что ребёнок усваивает базовые коммуникативные навыки и способы осуществления контакта с окружающими людьми при помощи карточек с изображением предметов и действий.

        Система ПЕКС в работе с детьми с особыми образовательными потребностями развивает самостоятельность, зрительное восприятие. У ребенка повышается чувство заинтересованности, особенно, когда выполняемые задания доставляют радость.

Структура «Рабочего листа» выглядит следующим образом: 

-тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);

  • имя обучающегося;
  • карточка с изображением школьного учебника;
  • инструкция (понятная максимально, соответствующая особенностям обучающегося с РАС с использованием карточки PECS);
  • актуализация (используем опорные слова либо карточки PECS);
  • задания (очень простое – простое  - сложное - твое собственное задание).

        Весь «Рабочий лист» должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения. Всё это способствует повышению уровня мотивации к обучению. 

        Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы в соответствии с заданиями в Рабочих листах.         Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа на учебном занятии по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то у учителя есть возможность оценить, как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Использование Рабочих листов на уроках и анализ заданий в них позволяет проследить личностный рост каждого обучающегося. Работа по алгоритму облегчает и процедуру самооценивания для ученика, поскольку по заполненному Рабочему листу обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи.

        Главная проблема, которая встает перед учителем – на просторах Интернета мы можем найти  много разнообразных платных и бесплатных шаблонов, но для обучающихся с РАС шаблона Рабочего листа мы не нашли. В рабочих тетрадях к УМК задания рассчитаны на читающих детей.

 В частности, это касается тех навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов. Практика показывает, что ученики нуждаются в постоянном контроле и подсказках со стороны специалистов в процессе выполнения отдельных действий, а также  при переходе от одного действия к другому. Для того чтобы сделать учащихся более самостоятельными можно использовать различные варианты визуальных подсказок в ввиде нескольких последовательных шагов.

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать деятельность учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Шаблон Рабочего листа (приложение 3), разработанный специально к учебным занятиям с обучающимися с РАС, помогает ученику разобраться в композиции урока: увидеть содержательную линию учебного занятия,  сделать выводы, оценить, свою активность и продуктивность.

Заполненные Рабочие листы помогут обучающимся актуализировать полученные знания на последующих учебных занятиях.

Считаем, что шаблон Рабочего листа является эффективным инструментом в подготовке педагога к учебным занятиям с обучающимися с РАС.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС- вариант 8.3.)

Аннотация к рабочей программе для дисциплины «Физическая культура».Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образователь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом  классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» во2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Математика» во2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом   класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учеб...