«Создание рабочих листов для организации учебных занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра с элементами карточек PECS». В соавторстве с Лапкова Ольга Ивановна - учитель начальных классов
методическая разработка
На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации. Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого благодаря выявлению и устранению потерь.
Бережливые технологии в образовательных организациях — это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Целью внедрения бережливых технологий является создание системы постоянного совершенствования. Инструменты бережливого производства позволяют грамотно воздействовать на различные процессы, и за короткий срок добиваться значимых результатов по их устранению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.15 КБ |
![]() | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
«Создание рабочих листов для организации учебных занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра с элементами карточек PECS»
На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации. Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого благодаря выявлению и устранению потерь.
Бережливые технологии в образовательных организациях — это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Целью внедрения бережливых технологий является создание системы постоянного совершенствования. Инструменты бережливого производства позволяют грамотно воздействовать на различные процессы, и за короткий срок добиваться значимых результатов по их устранению.
Применять концепцию бережливых технологий в коррекционной работе с обучающимися с РАС довольно сложно. АООП, на основе которой строится обучение для обучающихся с аутистическим расстройством, разработана на основе УМК «Школа России». Для усиления мотивации изучения того или иного предмета в системе учебников предусмотрены учебные пособия и рабочие тетради. Но в силу особых потребностей обучающихся с РАС, эти пособия необходимо адаптировать.
Проанализировав собранную информацию, мы пришли к выводу о том, что создание рабочих листов с использованием элементов карточек PECS является инструментом, который будет способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.
Основным на учебном занятии для обучающегося является процесс получения знаний, который контролирует непосредственно учитель. И его задача – включить в него обучающихся с РАС, опираясь на формы познания. Мы решили рассмотреть популярный на сегодня инструмент – рабочий лист.
«Рабочий лист» – это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлекается в процесс обучения, не зависимо от уровня подготовки.
Какие могут быть задания? Составленные по блокам с заданиями разной сложности, направленные на контроль или актуализацию знаний. Кроме этого существует возможность составить задание с элементами, соответствующими ФГОС НОО с ОВЗ – самооценивания работы на уроке. И самым важным является то, что в структуру рабочего листа включены задания на формирование различных видов УУД.
Задания рабочего листа для обучающихся с РАС дополнены элементами системы PECS.
Карточки PECS – это система альтернативной коммуникации, где общение происходит методом обмена изображениями с помощью специальных карточек. «Система альтернативной коммуникации это полезная и популярная методика. Она заключается в том, что ребёнок усваивает базовые коммуникативные навыки и способы осуществления контакта с окружающими людьми при помощи карточек с изображением предметов и действий.
Система ПЕКС в работе с детьми с особыми образовательными потребностями развивает самостоятельность, зрительное восприятие. У ребенка повышается чувство заинтересованности, особенно, когда выполняемые задания доставляют радость.
Структура «Рабочего листа» выглядит следующим образом:
-тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);
- имя обучающегося;
- карточка с изображением школьного учебника;
- инструкция (понятная максимально, соответствующая особенностям обучающегося с РАС с использованием карточки PECS);
- актуализация (используем опорные слова либо карточки PECS);
- задания (очень простое – простое - сложное - твое собственное задание).
Весь «Рабочий лист» должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения. Всё это способствует повышению уровня мотивации к обучению.
Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы в соответствии с заданиями в Рабочих листах. Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа на учебном занятии по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то у учителя есть возможность оценить, как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Использование Рабочих листов на уроках и анализ заданий в них позволяет проследить личностный рост каждого обучающегося. Работа по алгоритму облегчает и процедуру самооценивания для ученика, поскольку по заполненному Рабочему листу обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи.
Главная проблема, которая встает перед учителем – на просторах Интернета мы можем найти много разнообразных платных и бесплатных шаблонов, но для обучающихся с РАС шаблона Рабочего листа мы не нашли. В рабочих тетрадях к УМК задания рассчитаны на читающих детей.
В частности, это касается тех навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов. Практика показывает, что ученики нуждаются в постоянном контроле и подсказках со стороны специалистов в процессе выполнения отдельных действий, а также при переходе от одного действия к другому. Для того чтобы сделать учащихся более самостоятельными можно использовать различные варианты визуальных подсказок в ввиде нескольких последовательных шагов.
Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать деятельность учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.
Шаблон Рабочего листа (приложение 3), разработанный специально к учебным занятиям с обучающимися с РАС, помогает ученику разобраться в композиции урока: увидеть содержательную линию учебного занятия, сделать выводы, оценить, свою активность и продуктивность.
Заполненные Рабочие листы помогут обучающимся актуализировать полученные знания на последующих учебных занятиях.
Считаем, что шаблон Рабочего листа является эффективным инструментом в подготовке педагога к учебным занятиям с обучающимися с РАС.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/05/picture-982456-1512505081.jpg)
Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС- вариант 8.3.)
Аннотация к рабочей программе для дисциплины «Физическая культура».Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-78772-1632226758.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-1460371-1677320759.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-1460371-1677320759.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» во2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Математика» во2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-1460371-1677320759.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-1460371-1677320759.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-1460371-1677320759.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учеб...