АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Облядрук Екатерина Михайловна

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом  классе

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

на 2019-2020 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей начальных классов

_________ /Е.М. Облядрук

Протокол № 1

от «24» августа 2019

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора школы

___________/С.С. Демакова

«24» августа» 2018

УТВЕРЖДАЮ:

И.о директора школы

_________/А.В. Первых

Приказ  №  182/5 -О

от «27» августа 2018

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом  классе

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

на 2019-2020 учебный год

Всего часов на учебный год: 34

Количество часов в неделю:  1

город Покачи

I. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для обучающегося второго класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта образования для обучающихся с расстройствами аустисческого спектора и тяжелыми нарушениями. Реализует авторскую программу под редакцией М.Б.Матвеева, Ярочкина Н.А., Повова М.А, "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы", 8-е изд.- М.: Просвещение, 2013.

Программа ориентирована на использование учебника «Мир природы и человека». 2класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Ч. 1. /М.Б.Матвеева, Ярочкина Н.А М.: Просвещение, 2017 (Часть 1) и рабочей тетради на печатной основе для 2 класса в 2 частях (М.Б.Матвеева, Ярочкина Н.А), в которых представлена система заданий по предмету «Окружающий социальный  мир»

Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

II. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Возможные предметные результаты:

  1.  Представления о мире, созданном руками человека

 Интерес к объектам, созданным человеком.

Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

  1.  Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

 Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

 Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

 Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

 Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

  1.  Развитие межличностных и групповых отношений.

 Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

 Умение находить друзей на основе личных симпатий.

 Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

 Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

 Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

  1. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

 Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

 Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о

внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

  1. Представления об обязанностях и правах ребенка.

 Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

 Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

  1. Представление о стране проживания Россия.

Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

 Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

III. Содержание учебного предмета

Школа.

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.

Предметы быта.

Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.

Продукты питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина). Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). 

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).

Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

Город.

Узнавание (различение), назначение зданий: службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин, театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.  Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (например) (Триумфальная арка, Знаменский собор, Драмтеатр, торгово-развлекательный центр Пушкинский др.).

Транспорт.

Знание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией.

Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха).

Страна.

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео).

       

IV. Календарно-тематическое планирование

Тема и содержание урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Наш класс.  Дружный коллектив.

1

2

Школа. Помещения школы. Школьный двор. Люди, работающие в школе. Школьные принадлежности.

1

3

Дом. Части дома. Безопасное поведение в местах общего пользования.

1

4

Двор. Части двора. Безопасное поведение во дворе.

1

5

Помещения квартиры: комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон).

1

6

Предметы мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод.

1

7

Виды мебели: кухонная, спальная, кабинетная

1

8

Сообщение (узнавание) своего домашнего адреса: город, улица, номер дома, номер квартиры.

1

9

Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.

1

10

Напитки: вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе. Внешний вид, вкус. Узнавание упаковок с напитком.

1

11

Молочные продукты: молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое.  Внешний вид, вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом.

1

12

Мясные продукты: готовые к употреблению: колбаса, ветчина.

1

13

Рыбные продукты: крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая)

1

14

Мучные изделия: хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари.

1

15

Кондитерские изделия: торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад.

1

16

Традиции и атрибуты праздника – Новый год.

1

17

Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.

1

18

Бумага, свойства бумаги. Бумажные изделия.

1

19

Дерево, свойства дерева. Деревянные изделия.

1

20

Стекло, свойства стекла. Стеклянные изделия.

1

21

Металл, свойства металла. Металлические изделия.

1

22

Ткань, свойства ткани. Тканевые изделия.

1

23

Традиции и атрибуты праздника: 23 февраля.

1

24

Пластмасса, свойства пластмассы. Пластмассовые изделия.

1

25

Традиции и атрибуты праздника: 8 марта.

1

26

Резина, свойства резины. Резиновые изделия.

1

27

Традиции и атрибуты праздника: масленица, пасха.

1

28

Традиции и атрибуты праздника 9 мая.

1

29

Россия. Государственная символика: герб, флаг, гимн.

Президент РФ.

1

30

Мой родной город Курск. Достопримечательности: Триумфальная арка, Знаменский собор, Драмтеатр, торгово-развлекательный центр Пушкинский др..

1

31

Городские здания: больница, поликлиника, парикмахерская, почта, магазин, театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом.  Правила поведения в общественных местах.

1

32

Профессии людей, работающих в городских зданиях: врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон.

1

33

Части территории улицы: проезжая часть, тротуар. Технические средства организации дорожного движения: дорожный знак «Пешеходный переход», разметка «зебра», светофор. Правила перехода улицы. 

1

34

Общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте.

1

Всего 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа для 1 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)

Адаптированная основная общеобразовательная программа для 1 класса  для обучающихся с расстройствами аутистического спектра(вариант 8.2)...

Структурирование учебного распорядка дня с помощью средств дополнительной коммуникации для обучающихся с расстройствами аутистического спектра детей первого года обучения

В статье рассматриваются процессы структурирования учебного распорядка дня с помощью средств дополнительной коммуникации для обучающихся в расстройствами аутистического спектра детей первого года обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом  классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» во2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Математика» во2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом   класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учеб...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Человек » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Человек » во 2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...