АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» во2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по математике (2 класс)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Математика» во2-ом классе
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
на 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_matematika.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
СОГЛАСОВАНО: Руководитель ШМО учителей начальных классов _________ /Е.М. Облядрук Протокол № 1 от «24» августа 2019 | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора школы ___________/С.С. Демакова «24» августа» 2018 | УТВЕРЖДАЮ: И.о директора школы _________/А.В. Первых Приказ № 182/5 -О от «27» августа 2018 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Математика» во2-ом классе
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
на 2019-2020 учебный год
Всего часов на учебный год: 68
Количество часов в неделю: 2
город Покачи
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебномупредмету «Математика» для обучающегося второго класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта образованиядля обучающихся с расстройствами аустисческогоспектора и тяжелыми нарушениями.Реализует авторскую программу под редакцией М.Б.Матвеева, ЯрочкинаН.А., Повова М.А, "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы", 8-е изд.- М.: Просвещение, 2013.
Программа ориентирована на использование учебника «Математика». 2класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Ч. 1. /М.Б.Матвеева, Ярочкина Н.А М.: Просвещение, 2017 (Часть 1) и рабочей тетради на печатной основе для 2 класса в 2 частях (М.Б.Матвеева, Ярочкина Н.А),
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодится при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребенку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши. Поэтому актуальность предмета обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.), знания таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», умения определить количество предметов во множестве, а также выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.
С учетом этого одной из первоочередных задач начального этапа коррекционной работы является установление с такими детьми личностного эмоционально положительного контакта и делового сотрудничества. С этой целью широко применяются различного рода игровые задания, сюрпризные моменты. Игрушки используются для того, чтобы привлечь внимание детей к выполнению заданий. Перед детьми ставятся игровые задачи («Поиграть с куклой», «Помочь кукле» и т.п.), но, выполняя их, они решают познавательные задачи – различают и выделяют предметы по образцу, создают группы одинаковых предметов по образцу и др. Максимальное использование предметно-практических действий и игровых приемов заинтересовывает и активизирует малышей, дает педагогу возможность наладить с ними деловое сотрудничество, сформировать интерес к занятиям.Детям особенно нравится, когда игрушка (кукла, зайчик) их «хвалит», «обнимает»: это повышает внимание, активность, желание, выполнять задания.
Задачи:
- формировать умение различать количество предметов
- выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов - сравнивать предметы по величине, форме
- продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много)
- учить различать части суток, соотносить действие с временными промежутками - определять время по часам
- учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой
- учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах - решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Коррекционная направленность:
Через формирование учебных навыков корректировать недостатки внимания, памяти, мелкой моторики рук, развитие зрительно-слухового внимания, ориентировочных реакций, понимания элементарных инструкций.
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем. Выбор методов и приемов обучения на каждом занятии зависит от новизны изучаемого материала и от состава детей в каждой подгруппе.Так, в ходе формирования новых знаний и умений сначала всех детей учат выполнять действия по подражанию, при этом педагог дает образец речевого сопровождения каждого действия. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Возможные предметные результаты:
- Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме и величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
- Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение представлять множество в пределах 10ти.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
- Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
III. Содержание учебного предмета
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Знание отрезка числового ряда 1-10. Определение места числа в числовом ряду. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Счет в прямой (обратной) последовательности. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 10.
Представления о величине
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.
Представление о форме
Различение круглых и некруглых геометрических фигур. Соотнесение геометрических фигур с названием. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»). Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).
Пространственные представления
Пространственные представления (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности. Различение времен года. Узнавание, различение месяцев. Знание порядка следования сезонов в году. Сравнение людей по возрасту.
IV.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема и содержание урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Пространственные представления (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево). | 1 | ||
2 | Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). | 1 | ||
3 | Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). | 1 | ||
4 | Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составлениепредметаиздвух и несколькихчастей. | 1 | ||
5 | Составление картинки из нескольких частей.Круг.Штриховка геометрической фигуры. | 1 | ||
6 | Нахождение одинаковых предметов. Объединение предметов в единое множество. Круг. Узнавание предметов круглой формы. | 1 | ||
7 | Различение множеств («один», «много», «мало»). Круг. Рисование (обводка) геометрической фигуры. | 1 | ||
8 | Осень. Название осенних месяцев. Число и цифра 1. | 1 | ||
9 | Пересчет предметов. Узнавание цифры 2. Соотнесение цифры 2 с количеством предметов. Написаниецифры 2. | 1 | ||
10 | Пересчет предметов. Узнавание цифры 3. Соотнесение цифры 3 с количеством предметов. Написаниецифры 3. Треугольник.Составлениегеометрическойфигурыизпалочек. | 1 | ||
11 | Пересчет предметов. Узнавание цифры 4. Соотнесение цифры 4 с количеством предметов.Написание цифры 4. Квадрат. | 1 | ||
12 | Прямоугольник, квадрат. Соотнесение названия и геометрической фигуры. | 1 | ||
13 | Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). | 1 | ||
14 | Пересчетпредметов. Узнаваниецифры 5. | 1 | ||
15 | Соотнесение цифры 5 с количеством предметов. | 1 | ||
16 | Написаниецифры 5. | 1 | ||
17 | Сравнение предметов по величине. Большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий. | 1 | ||
18 | Временные представления: «вчера», «сегодня», «завтра». | 1 | ||
19 | Знак +. Слова, раскрывающие сущность сложения: стало, вместе, всего, прибавить, больше. | 1 | ||
20 | Нахождение суммы чисел в пределах 5. | 1 | ||
21 | Решение задач на нахождение суммы в пределах 5. | 1 | ||
22 | Знак -. Слова, раскрывающие сущность вычитания: было, взять, осталось, отнять. | 1 | ||
23 | Нахождениеостатка в пределах 5. | 1 | ||
24 | Решение задач на нахождение остатка в пределах 5. | 1 | ||
25 | Число и цифра 6. | 1 | ||
26 | Узнаваниецифры 6. | 1 | ||
27 | Соотнесение цифры с количеством предметов. | 1 | ||
28 | Написаниецифры 6. | 1 | ||
29 | Числоваяпоследовательность в пределах 6. | 1 | ||
30 | Пересчет предметов в пределах 6. Состав числа 6. | 1 | ||
Зима. Названиезимнихмесяцев. | 1 | |||
31 | Сравнение предметов по весу – тяжёлый-лёгкий. | 1 | ||
32 | Сравнение предметов по величине. Большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий. | 1 | ||
33 | Временные представления: «вчера», «сегодня», «завтра». | 1 | ||
34 | Знак +. Слова, раскрывающие сущность сложения: стало, вместе, всего, прибавить, больше. | 1 | ||
35 | Нахождение суммы чисел в пределах 5. | 1 | ||
36 | Решение задач на нахождение суммы в пределах 5. | 1 | ||
37 | Сравнениечисел в пределах 6. | 1 | ||
38 | Число и цифра 7. | 1 | ||
39 | Узнаваниецифры 7. | 1 | ||
40 | Соотнесение цифры 7 с количеством предметов. | 1 | ||
41 | Написаниецифры 7. | 1 | ||
42 | Числоваяпоследовательность в пределах 7. | 1 | ||
43 | Пересчет предметов в пределах 7. Состав числа 7. | 1 | ||
44 | Число и цифра 8. | 1 | ||
45 | Узнаваниецифры 8. | 1 | ||
46 | Соотнесение цифры 8 с количеством предметов. | 1 | ||
47 | Написание цифры 8. | 1 | ||
48 | Числовая последовательность в пределах 8. | 1 | ||
49 | Пересчет предметов в пределах 8. Состав числа 8. | 1 | ||
50 | Число и цифра 9. | 1 | ||
51 | Узнаваниецифры 9. | 1 | ||
52 | Соотнесение цифры 9 с количеством предметов. | 1 | ||
53 | Написаниецифры 9. | 1 | ||
54 | Числоваяпоследовательность в пределах 9. | 1 | ||
55 | Пересчет предметов в пределах 9. Состав числа 9. | 1 | ||
56 | Весна. Названиевесеннихмесяцев. | 1 | ||
57 | Сложение в пределах 10. | 1 | ||
58 | Составчисла 10. | 1 | ||
59 | Решение и запись примеров на сложение в пределах 10. | 1 | ||
60 | Сравнениечисел в пределах 10. | 1 | ||
61 | Вычитание в пределах10. | 1 | ||
62 | Решение и запись примеров на вычитание в пределах 10. | 1 | ||
63 | Расположение чисел в порядке возрастания. | 1 | ||
64 | Расположение чисел в порядке убывания. | 1 | ||
65 | Ориентация во времени – вчера, сегодня, завтра, послезавтра. | 1 | ||
66 | Лето. Название летних месяцев. Составление последовательности событий. | 1 | ||
67 | Соотнесение времени с началом и концом деятельности. | 1 | ||
68 | Возраст людей. Сравнение людей по возрасту. | 1 | ||
Всего 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа учителя-дефектолога по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования
Адаптированная программа учителя-дефектолога разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первонача...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учеб...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Человек » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Человек » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
Программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант8.2)
Рабочая программа коррекционного курса по «Формированию коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)...