Формирование информационной компетенции младших школьников
статья по теме

Захарова Мира Дмитриевна

Статья о методах работы по формированию информационной компетенции младших школьников.  Задача современного образования это формирование и развитие различных компетенций, на мой взгляд информационная компетенция - это требование времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya2.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетентности младших школьников средствами современного урока

В современном обществе умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения конкретных жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас связывают с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием ключевых компетенций, с компетентностным подходом. Российское образование как часть общеевропейского и мирового образования выходит на новый уровень. Наша школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, основой для формирования ключевых компетентностей.

Одной из важнейших ключевых компетентностей младших школьников считаю информационную компетентность. С первых дней обучения учу первоклассников работать с разными источниками информации, так как работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением. Показателями сформированности информационной компетентности считаю компьютерную грамотность учащихся, умение пользоваться различными источниками информации, критически оценивать и анализировать её достоверность, а также умение переводить информацию из одного вида в другой. Средствами оценивания выступают практические, интегрированные самостоятельные и творческие работы.

Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:

– учебную литературу;

– энциклопедии;

– словари;

– справочники;

– средства массовой информации;

– интернет-ресурсы.

Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию из различных источников, мои ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата. Мои ученики используют своё умение работать с различными источниками информации для написания интегрированных самостоятельных работ в рамках научно-практической конференции «Первые шаги», при подготовке докладов, сообщений на различные темы, при подготовке к интеллектуальным играм, предметным олимпиадам.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, доклады, сообщения, сочинения различных жанров. Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполненных моими учениками.

Таким образом, формируя информационную компетентность учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе.

Захарова Мира Дмитриевна

учитель начальных классов МБОУ «Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа №2 им. Д.А.Петрова», Таттинский улус Республика Саха(Якутия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...

Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач.

Первое заседание  проблемного семинара по теме: "Формирование личностных компетенций младшего школьника на основе реализации системно - деятельностного подхода".  Знакомство в творческой гру...

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

Формирование информационной компетенции младших школьников в условиях реализации ФГОС

В работе раскрываются понятия " информационная  компетенция и компетентность", освещаются способы формирования информационной компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС....

Типовые задачи на формирование информационной компетенции младших школьников

Задания  на формирование информационной компетентности младших школьников по уровням информационной деятельности для 3 класса....

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

Мы живем в информационном обществе, и каждому из нас ежедневно приходится воспринимать и перерабатывать гигантские потоки информации. При этом современный человек должен не только обладать неким объем...