Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе
статья по теме
В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования национально-регионального компонента в рамках школьной программы. Это не обязательно должно быть знание родного языка, необходимо приобщить детей к пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей национальной культуры народа. В данной статье я хотела бы поделиться как НРК используется мной на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Yazyk_kultura_etnos.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Ю.Б. Веденёва
г. Нарьян-Мар МОУ СОШ № 3
Формирование краеведческой компетенции младших школьников
на примере использования национально-регионального компонента
на уроках в начальной школе.
В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования национально-регионального компонента в рамках школьной программы. Это не обязательно должно быть знание родного языка, необходимо приобщить детей к пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей национальной культуры народа.
В начальной школе изучение национальных традиций можно организовать как региональный компонент предметов. Одним из конкретных способов решения может стать введение в уроки игровых и речевых моментов с применением краеведческого материала. Благодаря введению национально-регионального компонента будут решены следующие задачи:
- формирование личности ученика - умелого хранителя, пользователя традиций родного края;
- гарантирование права на получение каждым обучающимся обязательного минимума знаний и умений;
- расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;
- повышение статуса образования, как фактора социально-экономического развития.
Национально-региональный компонент через интегрирование тем, организационные формы урочных и внеурочных занятий, через содержание неформального образования должен быть включен в учебно-воспитательный процесс учебных заведений.
Я бы хотела поделиться тем, что я использую национально-региональный на уроках и во внеурочное время.
1. В одной группе было 4 оленя, в другой 6, зимой они соединились вместе. А весной 7 оленей ушли из стада. Сколько оленей осталось?
Так, например, на уроках математики в 1 классе во время изучения чисел мною используется наглядность (СЛАЙД2). Для ознакомления я даже называю на ненецком языке названия чисел. Также можно использовать задачи с элементами национальной культуры (СЛАЙД 3 – 5).
2. Ворон живёт около 75 лет, а щука – 65 лет. На сколько лет дольше живет ворон, чем щука?
3. Ворон живёт около 75 лет, а щука на 10 лет меньше, чем ворон. Сколько лет живет щука?
4. Перед осенней спячкой масса одного медвежонка 39 кг, а второго 37 кг. На сколько килограммов похудеют оба медвежонка вместе, если к весне масса первого будет 31 кг, а второго 30 кг?
5. Зимой в берлоге у медведицы родились 3 медвежонка по 200 г каждый. Какова масса трёх детёнышей?
На уроках русского языка и литературного чтения можно знакомить учащихся с загадками. По своей тематике ненецкие загадки разнообразны. Их можно разделить на несколько тематических групп.
1 группа – загадки об окружающей человека природе, растительном и животном мире.
- Не поймать, не увидеть. (ВЕТЕР)
- Без корня растёт. (КАМЕНЬ).
2 группа – загадки о человеке: части его тела, одежда, предметы личного обихода.
- У клубка семь отверстий. (ГОЛОВА)
- По донному отверстию войдет, по трем местам выйдет. (ЧЕЛОВЕК В МАЛИЦЕ)
3 группа – загадки, в которых объектом изображения являются жилище и предметы домашнего обихода.
- Четыре девушки одним платком покрыты. (СТОЛ)
- Ног нет, рук нет, а в рубашке. (ПОДУШКА)
4 группа – загадки, связанные с трудовыми процессами, бытом и укладом жизни ненцев.
- Идёт, идёт, а следа не видно. (ЛОДКА)
- Червяк с костяной головой. (АРКАН)
5 группа – загадки, в которых изображаются новые предметы, вошедшие в жизнь народа.
- Без огня горит. (ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА)
- По земле бежит, без ног бежит, а поторопится – без крыльев взлетит. (МЯЧ)
Загадки являются одним из древних жанров устного творчества ненцев. Оригинальные по образам, меткие по языку, ненецкие загадки являются благодатным материалом в работе с детьми.
Очень интересна также работа с пословицами, поговорками (СЛАЙД 8). Вот несколько примеров пословиц: «Прежде чем что-то сказать - думай», «Слово убивает без ран и без крови», «Из куропачьего мяса сала не вытопишь», «Зайца в медвежий капкан не поймаешь». Учащимся нравится сопоставлять ненецкие пословицы с русскими (СЛАЙД 9). На литературном чтении ученики знакомятся с ненецкими песнями. Во 2 классе был урок «Колыбельные песни», где учитель познакомил с особенностями колыбельных (СЛАЙД 10), а также включил в урок знакомство с ненецкими колыбельными (СЛАЙД 11).
На уроках внеклассного чтения также можно использовать региональный компонент. Очень важно в младшем возрасте приобщить детей к родной литературе. На этих уроках можно познакомить учащихся с традиционным северным фольклором, раскрыть красоту родной природы через литературу писателей – северян. Именно через книгу у детей будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам чего-то нового.
Использовать национально-региональный компонент можно и во внеклассных мероприятиях и во внеурочное время (СЛАЙД 12 – классный час «Особенности национальной культуры»). Также очень выгодно его использовать и в оформлении класса (СЛАЙД 13). Часто на уроках дети устают и чтобы ученики немного отдохнули, учителя используют физминутки. Большой интерес у учащихся вызывают физминутки на родном языке.
Таким образом, через использование национально-регионального компонента можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
8 – 9 декабря 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников
Описание проектной деятельности. Система работы как условие формирования компетенций младших школьников. Методические рекомендации по организации работы с учащимися....
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....
«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс
Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста с использованием национально-регионального компонента.
Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.Перед общеобразовательной шк...
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"
УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» - это принципиально новый УМК, включающий элементы компетентностного подхода. У ...
Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...
Индивидуальный план повышения квалификации по теме" " Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников".
В материале представлен перспективный план работы учителя по данной теме....