Педагогический проект на тему «Формирование информационной компетенции младших школьников»
проект на тему

Санкеева Ирина Сергеевна

Этот проект создавался как зачётная работа в СИПКРО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Формирование информационной компетенции младших школьников»

План проекта.

  1. Аннотация
  2. Цель и задачи проекта
  3. Ожидаемые результаты
  4. План реализации проекта
  5. Направления работы
  6. Диагностика эффективности проекта
  7. Результативность проекта
  8. Вывод по проекту
  9. Список литературы

Тип проекта:

по деятельности учащихся –  исследовательский,

по форме организации        – групповой,

по содержанию                    –  межпредметный,

по продолжительности       – 1 год.

Актуальность:

Мы все живем в информационном обществе. Особое значение в этом обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен иметь    достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать  знания, уметь,  думать и обладать критическим и творческим мышлением.

Противоречия:

  • между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе;
  • между теоретическими основами школьного курса  и его практической направленностью;
  • между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения.

Проблема: недостаточные условия  для успешного  формирования и  применения         информационной компетенции младших школьников.

Гипотеза: социализация личности младшего школьника может проходить более успешно, если создать условия для  успешного  формирования и  применения информационной компетенции,  для самовыражения  обучающихся через  участие в проектах, творческой и исследовательской  деятельности.

Цель проекта: создать условия для формирования новой формы образовательной       деятельности, способствующей реализации и совершенствованию информационной    компетенции учащихся.

Задачи: 

  • проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования,  изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;
  • определить состав и структуру информационной компетенции младших школьников;
  • обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний, к практическому закреплению умений, приобщать ребёнка к современным методам работы с информацией;
  • способствовать развитию способностей ориентироваться в информации разного вида, элементах алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;
  • способствовать овладению практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • формировать  начальную компьютерную грамотность и элементы информационной культуры;
  • определить содержание диагностических исследований, методик и критерии оценки результатов работы.

Этапы работы над проектом: подготовительный, внедренческий, аналитический, презентационный. 

Ожидаемые результаты:

  • начальное освоение учащимися современных информационных технологий;
  • овладение младшими школьниками основными информационными  и коммуникативными компетенциями,   обеспечивающими возможности  непрерывного школьного образования;
  • безболезненная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу;
  • успешная  социализация  младших школьников за счёт участия в творческих роектах,  исследовательской  деятельности,  реализуемой  в условиях   социокультурной среды;
  • недопущение нарушения физического и психического  здоровья обучающихся.

План реализации:

  • урочная деятельность с применением ИКТ;
  • совместная деятельность с родителями;
  • исследовательская и проектная деятельность;
  • практические занятия ;
  • доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе».

Деятельность уч-ся: поиск и сбор, обработка, передача информации вывод по теме.

Роль учителя: проектировщик, консультант, координатор, мастер.

Направления работы:   

  • подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов;  
  • создание графических изображений (диаграммы);
  • оформление результатов работ на компьютере;
  • подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;
  • выпуск печатной продукции;
  • организация тематических вечеров эстетической направленности;
  • организация конкурсов и творческих работ;
  • организация выставок, презентаций (тематических, авторских (фотовыставки)),
  • проведение классных часов, бесед, викторин;
  • создание портфолио учащихся;
  • просмотр видеофильмов;
  • использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
  • тренинги;
  • творческие раб уч-ся:  «Мой край родной», «Для чего нам нужен компьютер», «Семейные обязанности», Компьютер и мое здоровье.

Диагностика эффективности проекта:

  1. Групповая и индивидуальная самооценка.
  2. Анкетирование родителей и учащихся.
  3. Тестирование учащихся.

Результаты диагностики:

  •  Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей.
            
    Начало года- 32 %                                Конец года-70 %
  • Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.        

               Начало года- 40 %                               Конец года- 60 %

  •  Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.

              Начало года- 28 %                               Конец  года- 56 %                              

  • Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.

              Начало года- 20 %                               Конец  года- 64 % 

Результативность проекта

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам;
  • электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Практическая значимость проекта:

- индивидуализирован учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

- использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации;

- повысилось качество наглядности в учебном процессе;

- снизилась трудоемкость процесса контроля и консультирования;

- удалось снять у учеников нервную нагрузку, исчезает карающая роль оценки;

- повысилась  информативность урока, эффективность обучения;

- наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предметам;

- вовлечение  учащихся в интеллектуальные интернет — игры и конкурсы.

Вывод по проекту:

В качестве показателей сформированности информационной  компетенции выступают знания, умения, эмоционально-ценностные отношения, применение полученных знаний в социальной среде. Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности  информационной компетенции:

  • произошло изменение и расширение объектов компетенции,
  • увеличилось количество и качество освоенных учеником элементов компетенции.

Этого удалось добиться через реализацию системы практических заданий,

проектной, творческой и исследовательской деятельности и это подтверждает верность гипотезы.

Список литературы

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - 542 с.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  3. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7, 1999.
  4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.
  5. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г.
  8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
  9. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2000.
  10. Смирнова Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе"
  11. Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
  12. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
  13. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал «Эйдос»
  14. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с.
  15. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
  16. Якимская И.С. Развивающее обучении. - Москва: Педагогика, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетенции младших школьников

Статья о методах работы по формированию информационной компетенции младших школьников.  Задача современного образования это формирование и развитие различных компетенций, на мой взгляд информацио...

Педагогический проект по теме: "Формирование информационной компетентности младших школьников"

Материал данного педагогического проекта содержит много практического материала по теме: "Формирование информационной компетентности младших школьников". Указаны методы и приёмы формирования информаци...

Формирование информационной компетенции младших школьников в условиях реализации ФГОС

В работе раскрываются понятия " информационная  компетенция и компетентность", освещаются способы формирования информационной компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2008–2018 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается с...

Образовательный проект: на тему: Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и на...

Педагогический проект на тему :"Формирование читательский компетенции младших школьников".

Цель проекта: Выявление приёмов организации младших школьников , которые способствуют формированию читательский компетенции при чтении художественных произведений Ожидаемый результат: Использова...