Педагогический проект на тему «Формирование информационной компетенции младших школьников»
проект на тему
Этот проект создавался как зачётная работа в СИПКРО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование информационной компетенции младших школьников»
План проекта.
- Аннотация
- Цель и задачи проекта
- Ожидаемые результаты
- План реализации проекта
- Направления работы
- Диагностика эффективности проекта
- Результативность проекта
- Вывод по проекту
- Список литературы
Тип проекта:
по деятельности учащихся – исследовательский,
по форме организации – групповой,
по содержанию – межпредметный,
по продолжительности – 1 год.
Актуальность:
Мы все живем в информационном обществе. Особое значение в этом обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь, думать и обладать критическим и творческим мышлением.
Противоречия:
- между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе;
- между теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью;
- между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения.
Проблема: недостаточные условия для успешного формирования и применения информационной компетенции младших школьников.
Гипотеза: социализация личности младшего школьника может проходить более успешно, если создать условия для успешного формирования и применения информационной компетенции, для самовыражения обучающихся через участие в проектах, творческой и исследовательской деятельности.
Цель проекта: создать условия для формирования новой формы образовательной деятельности, способствующей реализации и совершенствованию информационной компетенции учащихся.
Задачи:
- проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;
- определить состав и структуру информационной компетенции младших школьников;
- обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний, к практическому закреплению умений, приобщать ребёнка к современным методам работы с информацией;
- способствовать развитию способностей ориентироваться в информации разного вида, элементах алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;
- способствовать овладению практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
- формировать начальную компьютерную грамотность и элементы информационной культуры;
- определить содержание диагностических исследований, методик и критерии оценки результатов работы.
Этапы работы над проектом: подготовительный, внедренческий, аналитический, презентационный.
Ожидаемые результаты:
- начальное освоение учащимися современных информационных технологий;
- овладение младшими школьниками основными информационными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможности непрерывного школьного образования;
- безболезненная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу;
- успешная социализация младших школьников за счёт участия в творческих роектах, исследовательской деятельности, реализуемой в условиях социокультурной среды;
- недопущение нарушения физического и психического здоровья обучающихся.
План реализации:
- урочная деятельность с применением ИКТ;
- совместная деятельность с родителями;
- исследовательская и проектная деятельность;
- практические занятия ;
- доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе».
Деятельность уч-ся: поиск и сбор, обработка, передача информации вывод по теме.
Роль учителя: проектировщик, консультант, координатор, мастер.
Направления работы:
- подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов;
- создание графических изображений (диаграммы);
- оформление результатов работ на компьютере;
- подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;
- выпуск печатной продукции;
- организация тематических вечеров эстетической направленности;
- организация конкурсов и творческих работ;
- организация выставок, презентаций (тематических, авторских (фотовыставки)),
- проведение классных часов, бесед, викторин;
- создание портфолио учащихся;
- просмотр видеофильмов;
- использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
- тренинги;
- творческие раб уч-ся: «Мой край родной», «Для чего нам нужен компьютер», «Семейные обязанности», Компьютер и мое здоровье.
Диагностика эффективности проекта:
- Групповая и индивидуальная самооценка.
- Анкетирование родителей и учащихся.
- Тестирование учащихся.
Результаты диагностики:
- Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей.
Начало года- 32 % Конец года-70 % - Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.
Начало года- 40 % Конец года- 60 %
- Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.
Начало года- 28 % Конец года- 56 %
- Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.
Начало года- 20 % Конец года- 64 %
Результативность проекта
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- усовершенствовать контроль знаний;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам;
- электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Практическая значимость проекта:
- индивидуализирован учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации;
- повысилось качество наглядности в учебном процессе;
- снизилась трудоемкость процесса контроля и консультирования;
- удалось снять у учеников нервную нагрузку, исчезает карающая роль оценки;
- повысилась информативность урока, эффективность обучения;
- наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предметам;
- вовлечение учащихся в интеллектуальные интернет — игры и конкурсы.
Вывод по проекту:
В качестве показателей сформированности информационной компетенции выступают знания, умения, эмоционально-ценностные отношения, применение полученных знаний в социальной среде. Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности информационной компетенции:
- произошло изменение и расширение объектов компетенции,
- увеличилось количество и качество освоенных учеником элементов компетенции.
Этого удалось добиться через реализацию системы практических заданий,
проектной, творческой и исследовательской деятельности и это подтверждает верность гипотезы.
Список литературы
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - 542 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7, 1999.
- Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.
- Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
- Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2000.
- Смирнова Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе"
- Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
- Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
- Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал «Эйдос»
- Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с.
- Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
- Якимская И.С. Развивающее обучении. - Москва: Педагогика, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетенции младших школьников
Статья о методах работы по формированию информационной компетенции младших школьников. Задача современного образования это формирование и развитие различных компетенций, на мой взгляд информацио...
Педагогический проект по теме: "Формирование информационной компетентности младших школьников"
Материал данного педагогического проекта содержит много практического материала по теме: "Формирование информационной компетентности младших школьников". Указаны методы и приёмы формирования информаци...
Формирование информационной компетенции младших школьников в условиях реализации ФГОС
В работе раскрываются понятия " информационная компетенция и компетентность", освещаются способы формирования информационной компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2008–2018 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается с...
Образовательный проект: на тему: Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и на...
Педагогический проект на тему :"Формирование читательский компетенции младших школьников".
Цель проекта: Выявление приёмов организации младших школьников , которые способствуют формированию читательский компетенции при чтении художественных произведений Ожидаемый результат: Использова...