Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач.
статья по теме
Первое заседание проблемного семинара по теме: "Формирование личностных компетенций младшего школьника на основе реализации системно - деятельностного подхода". Знакомство в творческой группе учителей г. Мурома по книге института развития ЭкоПро: "Секреты интерактивного обучения", сходство и различие понятий "компетентность" , "компетнция", сравнительный анализ личностных компетенций отечественного и зарубежного образования, технология проектного обучения, педагогическая рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no1.ppt | 767.5 КБ |
metod_proektov.ppt | 406 КБ |
formirovanie_lichnostnyh_kompetenciy_mladshego_shkolnika.docx | 71.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование). - Есть значимость результата (теоретическая, практическая). - Предполагается самостоятельная деятельность учащихся. - Возможно структурирование (этапность) проекта. - Используются исследовательские методы: формулировка задач исследования; выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформления результатов; сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных; выводы. -Результат – материальный продукт. Метод проектов целесообразно применять, если...
Доминирующая в проекте деятельность Исследова-тельские Творческие Ролевые, игровые Информаци - онные Прикладные Типология проектов
Надпредмет-ные Предметно-содержательная область Типология проектов Межпредмет-ные Монопроект
Открытая Скрытая Характер координации проекта Типология проектов
Внутришкольный Региональный Международный Характер контактов Типология проектов
Личностные Парные Групповые Количество участников Типология проектов
Продолжительность выполнения проекта Краткосрочные Средней продолжительности Долгосрочные Типология проектов
1) помогает ученикам в поиске нужных источников; 2) сам является источником информации; 3) координирует весь процесс; 4) поощряет учеников; 5) поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Функции учителя
Выбор темы исследования Выдвижение гипотез Поиск и предложение возможных вариантов решения Сбор материала Обобщение полученных данных Подготовка проекта (презентация, буклет, публикация) Защита проекта. Исследовательский проект ПРИМЕР
Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности Четко определен результат и форма представления Оформление результатов требует четко продуманной структуры Творческий проект ПРИМЕР
Структура только намечается и корректируется до завершения работы Участники выступают в определенной роли Результаты конкретизируются в конце проекта Ролевой, игровой проект ПРИМЕР
Четко обозначен результат деятельности участников Результат практико-ориентирован Структура проекта детализирована Известна функция каждого участника Практико-ориентированный (прикладной) проект ПРИМЕР
Направлен на сбор информации об объекте Структура: цель, актуальность -источники информации - обработка информации -презентация Интегрируются в исследовательские Ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект ПРИМЕР
В рамках одного предмета По наиболее сложной теме Структуризация по урокам Заранее планируется работа на каждом уроке по группам Монопроект ПРИМЕР Виды
Выполняются во внеурочное время. Требуют квалифицированного координатора. Группы имеют четкие исследовательские задания. Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов. Межпредметный проект ПРИМЕР СХЕМА
Предварительный просмотр:
городского проблемного семинара.
11.10.2011г.
Методика: «Яблоко».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наша замечательная школа рада приветствовать вас на семинаре по формированию личностных компетенций младших школьниокв на основе реализации системно – деятельностного подхода. И сегодня мы будем говорить о формировании личностных компетенций младших школьников через решение проектных задач.
- Коллеги, у меня в ладонях красное, ароматное яблоко. Я держу его, ощущаю приятный аромат и вспоминаю все хорошее, что сегодня произошло со мной. Когда я вышла утром из дома – солнышко было еще не высоко, но уже протягивало ко мне свои теплые и ласковые лучики. Ветерок приятно холодил руки и лицо. Мне стало так хорошо, что я принялась напевать веселую песенку. Прекрасное настроение сохранилось до этой минуты, и я хочу поделиться им с вами. Поделитесь и Вы… (Участники передают яблоко по кругу, делясь добрыми впечатлениями)
- Позвольте мне завершить наш первый, но далеко не последний круг приятных мгновений. Сама встреча с вами – она особенно приятна, потому, что мы с вами коллеги и нам есть о чем поговорить, есть чем поделиться и есть чему научиться в процессе обмена опытом. Ведь каждый из нас личность – творческая, креативная, активная…
(Работа в группах)
Наше первое впечатление друг о друге и о себе оказалось очень приятным. И это хорошо потому, что нам предстоит совершить интересное путешествие по планете образования взрослых. И чтобы наше общение оказалось не только полезным, но и комфортным, предлагаю более подробно познакомиться друг с другом. А поскольку мы будем изучать деятельностный метод как основу формирования личностных компетенций младшего школьника, давайте наше знакомство проведем в деятельности. Предлагаю ответить на вопросы анкеты.
- Ф.И.О. _________________________________________________
- Ваше кредо. _____________________________________________
- Высказывание, которое наиболее актуально для вас в настоящее время? _________________________________________________
- В чем заключается для Вас профессия учителя? ________________ ________________________________________________________
- Несколько строк о себе ____________________________________ ________________________________________________________
- Запишите названия книг, которые сформировали Ваш внутренний мир ____________________________________________________
- Ваш взгляд на мир: ________________________________________ _________________________________________________________
- Ваши достижения за 2010 – 2011 уч.год_________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________
- В чем по – Вашему, заключается ценость портфолио? ____________ ________________________________________________________
Теперь я предлагаю собраться в группы в соответствии с цветом вашего блокнота. Отлично, теперь вы партнеры по команде. Познакомьтесь друг с другом поближе, а затем представьте свою команду другим участникам. Понятно, что сила команды складывается из сильных сторон ее участников из чего-то ообенного, что появляется в команде после ее объединения. Постарайтесь выяснить все это, а затем определить, как будет называться ваша команда. Неплохо, если вы придумаете девиз, эмблему и представите свою команду весело и необычно. (10-15 минут)
Сейчас у меня возникло ощущение, что все будет очень интересно, ведь когда работаешь в одной команде, хочется больше знать друг о друге.
В нашу общую команду предлагаю добавить оптимизм, постоянный поиск нового, разносторонность интересов и общность профессиональных взглядов на проблему. Чтобы прокладывать путь в изведанное, но не до конца пока познанное ФГОС, необходимы стратегическое мышление, предусмотрительность, разумный риск. Предлагаю девиз: образование взрослых – дело рук самих взрослых. Подразумеваем, что ядром образования взрослых является самообразование.
Каждый из вас обладает фантастической энергетикой и профессиональными знаниями. Вы умеете невозможное превратить в реальность. Вы можете показать ребенку чудо. А взаимное увлечение эффективными технологиями, является тем моментом, что придает необходимую прочность всей нашей команде.
Итак, уважаемые коллеги, мы познакомились более близко. Какие ощущения возникают у вас от начала нашего семинара? Можете записать их в свой путевой дневник. Выберите для начала любые 3 буквы алфавита. А затем к каждой букве подберите слово, характеризующее ваше настроение. Это и будет вашей личностной характеристикой в нашем общении на семинаре.
Кто-нибудь хочет поделиться своими ощущениями от начала семинара? Остальные, наверное, пока присматриваются к новой форме проведения семинара. Это нормальный процесс. Все новое сначала воспринимается с осторожностью. Для того, чтобы определиться с собственными ощущениями, члены международного института развития ЭкоПро разработали полушутливый тест участника семинара, на вопросы которого я предлагаю сейчас ответить.
Одна только правда, и ничего, кроме правды. Используйте для ответов свои блокноты.
- Занимаясь образовательной деятельностью, Вас посещают мысли, что в ней что-то не так?
- Никогда
- Иногда
- Постоянно, особенно вечерами
- Работы много, платят мало.
- Готовясь к очередному уроку, Вы испытываете…
- Возбуждение.
- Непонятные сомнения.
- Неудовлетворение.
- Ничего не испытываю.
- Проводя обучение, Вы наслаждаетесь ролью главного героя?
- Да, несомненно.
- Нет, что-то мешает.
- Ищу других героев.
- Я на работе работаю.
- Обучаемый для вас…
- Объект
- Не знаю.
- Субъект.
- Головная боль.
- Обучение для Вас…
- Необходимость.
- Иногда удовольствие.
- Игра.
- Я и так все знаю.
- Цели обучения определяются …
- Учебной программой.
- Начальником.
- Обучающимися.
- Какие еще цели?
- Образование заканчивается…
- В школе, в техникуме, ВУЗе…
- Образование заканчивается?
- Образование не заканчивается.
- Вопрос не понятен…
- Обучение на протяжении всей жизни это…
- Очередные инновационные штучки.
- В этом что-то есть.
- Это именно то, что я искал.
- А кто работать будет?
- АМО это…
- Французское слово, не помню, что обозначает.
- Пока не знаю.
- Активные методы обучения в системе деятельностного подхода.
- Достали ваши вопросы.
- Вы хотите получить на семинаре…
- Сертификат.
- Компас.
- Практические знания.
- Что-нибудь вкусненькое.
Чтобы определить туда ли Вы пришли, подсчитайте количество букв в Ваших ответах.
Результаты:
- Если большинство Ваших ответов «А», - Вы пришли туда, но… приготовьтесь, - будет непросто.
- Если большинство Ваших ответов «B», - поздравляем, Вы нашли то, что искали.
- Если большинство Ваших ответов «С», - мы всегда Вам рады и похоже, что это взаимно.
- Если большинство Ваших ответов «D», - Вы пришли не туда, но Вам может понравиться.
Передайте мне, пожалуйста, тест. Я вижу большинство положительных ответов…. Вывод: Вы приняли правильное решение, придя на наш семинар.
А теперь попробуйте ответить на такой вопрос: не зря ли мы затратили столько времени на знакомство, вместо того, чтобы сразу перейти к теме семинара? Давайте представим свое видение процесса знакомства в виде небольшого инпута: «В чем секрет?».
- Участник.
- Участник.
Возможно, вы знаете, что каждая команда, в данном случае класс, не зависимо от того, сколько она существует, проходит в своем развитии определенные этапы:
- Ориентации.
- Конфликтов.
- Установки норм общения
- Основной этап работы в команде
- Заключительный этап работы в команде.
И все это касается личностных компетенций младшего школьника.
Все, что мы делали и говорили сегодня на семинаре, и будем делать и говорить в дальнейшем, можно использовать и при проведении других форм образовательных мероприятий.
В заключение нашего небольшого инпута, посвященного знакомству, я бы хотела обратить ваше внимание на то, что опасения и надежды определяют микроклимат первых ситуаций в начале работы. На первый план выходят чувства, хотя, как правило, высказываются не они, а соображения по существу дела. С первых минут мероприятия складывается психологический климат и настрой на весь период работы.
Мы с вами теперь знаем, почему важно познакомиться вначале мероприятия. Вот только как это сделать необычно и интересно для участников? Я хочу предложить вам копилочку активных методов обучения, задания которой можно использовать на любом этапе мероприятия.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.
Опираясь на проведённые ранее исследования, следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни..
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта
Появилась необходимость определиться в самом понятии "компетенция” и "ключевая компетенция”. Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.
Составляющие элементы понятия "компетенция":
- знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
- навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
- способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
- стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.
- усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Под личностными компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо личностную компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать.
Личностные компетенции: европейский вариант.
Изучать:
- уметь извлекать пользу из опыта;
- организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения;
- уметь решать проблемы;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
- запрашивать различные базы данных;
- опрашивать окружение;
- консультироваться у эксперта;
- получать информацию;
- уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
- организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
- критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
- уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
- уметь сотрудничать и работать в группе;
- принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
- уметь договариваться;
- уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
- включаться в проект;
- нести ответственность;
- входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
- доказывать солидарность;
- уметь организовывать свою работу;
- уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
- показывать стойкость перед трудностями;
- уметь находить новые решения.
Компетенции личностного самосовершенствования отечественного образования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
1. Виды личностных компетентностей, по Дж. Равену:
- тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
- тенденция контролировать свою деятельность;
- вовлечение эмоций в процесс деятельности;
- готовность и способность обучаться самостоятельно;
- поиск и использование обратной связи;
- уверенность в себе;
- самоконтроль;
- адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
- склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;
- внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; самостоятельность мышления, оригинальность;
- критическое мышление;
- готовность решать сложные вопросы;
- готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);
- готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск; отсутствие фатализма;
- готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели; знание того, как использовать инновации;
- уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;
- установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;
- настойчивость;
- использование ресурсов;
- доверие;
- отношение к правилам как указателям желательных способов поведения; способность принимать решения;
- персональная ответственность;
- способность к совместной работе ради достижения цели;
- способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
- способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников; готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;
- способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
- способность эффективно работать в качестве подчиненного;
- терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;
- понимание плюралистической политики;
- готовность заниматься организационным и общественным планированием.
На меня в свое время произвело впечатление описание компетентностной модели для успешной жизни, которое встретилось не в педагогической литературе, а в книге «7 стратегий достижения богатства и счастья» всемирно известного философа бизнеса Джима Рона. Он был, в частности, личным «бизнес-тренером» Билла Гейтса. Список этих стратегий выглядел как перечень жизненно важных сфер, в которых человек должен быть компетентен:
- управление личными целями (мечты, стратегическое планирование, приоритеты);
- управление личными знания и (самообучение, применение знаний на практик);
- управление собственным развитием (умение меняться и расти в каждой области);
- управление личными/семейными финансами;
- управление временем (time-management);
- управление социальным окружением (общение, личный CRM);
- управление качеством своей жизни (чтобы она была в радость).
Будем рассматривать компетенцию как набор качеств и умений, необходимых для выполнения определенных функций, а компетентность как интегральную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность их выполнять. Тогда правомерно обсуждать не только педагогическую компетентность учителя, но и когнитивную компетентность школьника. А задачу её формирования осознать как первостепенную. В действую щем Государственном стандарте образования впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности. А среди основных направлений модернизации общего образования, с учетом которых разработан стандарт, названы:
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный хара тер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- формирование личностных компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Имея в виду эти направления, при решении конкретных задач образования в рамках новой знаниево-компетентностной парадигмы, мы ищем наиболее адекватные педагогические технологии.
Согласно концепции Л.С. Выготского, обосновавшего принцип культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социокультурного опыта, обучение рассматривается как движущая сила развития, важнейшим показателем которого является переход от натуральных психических к высшим функциям. Так как образцы («идеальную форму») высших психических функций задает обучение, то именно обучение он рассматривает как «ведущее за собой развитие». Но при этом Выготский отмечает, что обучение является ведущим лишь тогда, когда оно осуществляется в зоне ближайшего развития ребенка (ЗБР).
Согласно концепции А.Н. Леонтьева, движущей силой личностного и познавательного развития является деятельность, поэтому очень важно, в какие виды деятельности и с какой степенью активности включается человек. Ключевую роль в этом процессе играет мотивационно-смысловая сфера личности.
Системно-деятельностный подход, развивающийся на основе идей культурно-деятельностной психологии, находит свое выражение в различных направлениях отечественной психолого-педагогической науки и практики. К ним можно отнести развивающее обучение (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), планомернопоэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), педагогику развития (Л.В. Занков), психопедагогику «живого знания» (В.П. Зинченко), культурно-историческую смысловую педагогику вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.В. Клочко, Е.А. Ямбург), личностно-ориентированное образование (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др.), школу диалога культур (В.С. Библер) и др.
Актуализация системно-деятельностного подхода в современном отечественном образовании позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития учащихся. В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве планируемых результатов начального образования определены личностные, метапредметные и предметные результаты.
Под личностными результатами понимаются готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции и социально – личностные компетенции.
Доклад – презентация.
Уточним понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность». Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления.
О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль. В массовой практике чаще всего имеет место метод проектов, а проектное обучение используется немногими учителями, как правило, по предмету «Технология».
Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога.
Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта. Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения.
В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования. Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.
Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам.
Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.
Из вышесказанного очевидно, что практическим результатом учебной проектной деятельности является проект. Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».
Классификация выполняемых школьниками под руководством учителя проектов приведена в книге «Педагогические технологии».
Когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий, следует говорить об исполнительском проекте. Выполнение таких проектов неизбежно на начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Но и в этом случае учитель не навязывает своих мнений, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, показывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе с детьми путь создания проекта.
Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.
Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот проект как творческий.
У каждого проекта есть своя направленность. Она помогает учителю понять, на какие этапы деятельности следует обратить главное внимание в данном проекте и как изменить задачи проекта, чтобы достичь поставленных педагогических целей.
Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы. При групповой работе школьники усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности.
Обладая широким диапазоном возможностей, проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению.
Привлекательна для учащихся тематика интегрированных семейных проектов, связанных с изучением истории родного края и его культурных традиций (история, литература, краеведение).
Многие школьники, могут испытывать трудности в выборе темы проекта, особенно на начальном этапе обучения предмету. Для решения этой проблемы учителю желательно иметь “банк проектов”, состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, который сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим решением, обеспечением и оформлением, и проводить разъяснительную работу о содержании и возможностях того или иного проекта.
При подборе объектов проектной деятельности учителю следует учитывать необходимые требования к осуществлению данного способа практического обучения, среди которых наиболее существенными являются:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта;
- практическая направленность и значимость проекта;
- творческая постановка задачи;
- практическая осуществимость проекта.
Необходимо обеспечить следующие условия учебной проектной деятельности: возможность использования, применения полученных знаний, умений и навыков; соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям детей; наличие необходимых материально-технических средств; соответствие экологическим и экономическим требованиям; обеспечение безопасных условий труда; привлечение образовательных ресурсов школы и окружающей среды.
Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по обеспечению потребностей в любых сферах деятельности человека. Потребности могут быть как материального, так и духовного плана.
Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.
Технология проектного обучения включает ряд общих этапов. Этот вопрос достаточно подробно освещается в литературе. Мы предлагаем несколько вариантов рассмотрения этапов проектной деятельности учащихся. В таблице 2 приведены характеристики основных этапов проектирования, которые могут быть учтены при организации учебного процесса.
Однако творческие люди не всегда думают логически. Психология творческих проектов требует, чтобы учащиеся могли выполнять их в разной последовательности. Это по мере возможности должно быть отражено в тексте проекта. Данный подход способствует развитию способностей к реализации творческих устремлений учащихся и одновременно более глубокому пониманию содержания, выбору и использованию необходимых средств, управлению деятельностью для достижения намеченных результатов.
Опираясь на литературу и имеющийся опыт, И.С. Павлова предлагает следующие этапы работы учащихся над проектом
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
№ | Содержание работ | Сроки | Исполнитель | Контроль | Примечание | ||||||||||||||||||||
1.1 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1.2 | Стендовая информация о проектной работе |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1.3 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1.4 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1.5 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1.6 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1.7 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.1 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.2 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.3 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.4 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.5 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.6 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3.1 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3.2 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3.3 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3.4 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3.5 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
4.1 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
4.2 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
Отметим наиболее важные педагогические приемы, которые используются в методе проектов.
Прежде всего, педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач и др.
Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся.
Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.
При проектном обучении не менее важно выбрать форму представления результатов работы. Это могут быть видеофильм, книга, макет, журнал (устный или письменный), спектакль, выступление агитбригады, оформление помещений, школьного двора, создание спортивной площадки и т. д. Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора.
Можно предложить следующую структуру оформления проекта:
- титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта);
- оглавление (перечень частей проекта);
- краткая аннотация, при необходимости – Summary на иностранном языке;
- эпиграф;
- введение;
- основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);
- заключение;
- список используемых источников и литературы;
- приложение.
Общие рекомендации могут быть дополнены в зависимости от жанра проекта. Имеется опыт составления учащимися паспорта проектной работы в Макаровской ООШ Рыбинского МР, который включает следующие разделы:
- название проекта;
- авторы проекта, состав проектной группы;
- научный руководитель проекта;
- краткое описание (аннотация к проекту);
- консультанты;
- жанр проекта;
- график работы (дата, содержание, ответственные);
- оценка содержания проекта (отзыв);
- предполагаемый иллюстративный ряд к проекту;
- оценка оформления проекта (отзыв);
- материально-техническое обеспечение проекта;
- оценка презентации проекта (отзыв).
Педагогу целесообразно иметь методический паспорт учебного проекта, который, например, предложен Н.Ю. Пахомовой
- Адресация:
- тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов;
- цели: образовательные, воспитательные, развивающие;
- задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося);
- возраст учащихся/класс;
- время работы над проектом;
- режим работы.
- Обеспечение:
- материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение;
- дополнительно привлекаемые участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы;
- ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы;
- специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы над проектом;
- мотивация к работе.
- Предполагаемые приращения:
- новое содержание по каждой теме;
- новые практические приёмы;
- обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта;
- развитие навыков самостоятельной работы (с источниками информации, инструментами, технологиями), самостоятельного принятия решений, коммуникативности (в информационном обмене, в ролевом взаимодействии), мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании), воспитание толерантности; расширение кругозора.
- Статус учебного проекта:
- автор-разработчик;
- опыт использования (апробация);
- степень распространения.
Управление учебной проектной деятельностью предполагает анализ результатов ее компонентов
Проектное обучение
Table 5: Оценочный лист проекта | ||||
|
| Ф.И.О. | Ф.И.О. | Ф.И.О. |
0 | Параметры оценивания | |||
1 | Актуальность выбранной темы |
|
|
|
2 | Глубина раскрытия темы |
|
|
|
3 | Практическая ценность проекта |
|
|
|
4 | Композиционная стройность |
|
|
|
5 | Соответствие плану |
|
|
|
6 | Обоснованность выводов |
|
|
|
7 | Правильность и грамотность оформления |
|
|
|
8 | Аккуратность и дизайн оформления |
|
|
|
9 | Содержательность приложения |
|
|
|
Выступление на защите |
|
|
| |
Умение изложить самое интересное и ценное |
|
|
| |
Умение отвечать на вопросы |
|
|
| |
Умение защищать свою точку зрения |
|
|
| |
Итоговая оценка |
|
|
|
При подведении итогов учебного проектирования можно использовать лист отзывов, который включает следующие разделы: интересные, впечатляющие моменты; темы, которые наиболее полно раскрыты; уточнение, мнение, пожелание; главные выводы.
Выполнение проектов должно базироваться на определенной материально-технической основе, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям школы с привлечением образовательных ресурсов дополнительного образования, социума, производственных структур. Важное значение имеют использование природных материалов и отходов производства, рациональное планирование и организация учебного комплекса, информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.
В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемый результат как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.
Проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но ее воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности проектного обучения и грамотного использования его возможностей в педагогической практике.
Анализ опыта позволяет выявить ряд типичных ошибок, которые допускают педагоги при использовании этого метода:
- объявляют учащимся тему проекта или сами ставят задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя возможность сделать самостоятельный выбор;
- предлагают свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;
- дают творческое задание для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;
- творческую деятельность учащихся принимают за учебную проектную работу, которая также является творческой, но связана с самостоятельным решением проблемы на основе приобретения дополнительной учебной информации по ходу работы над проектом;
- реферат (доклад, систематизацию знаний из различных источников) представляют как проектную работу, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличии от реферата, представлен авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников.
Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс требует соответствующей психолого-педагогической подготовки педагогов, а также предварительного обучения школьников решению прикладных задач.
Матрица проекта, защита, обмен мнениями.
Подведение итогов 1 семинара.
Предлагаю поступить следующим образом: сначала обратиться к «Почемучке», а затем поделиться впечатлениями о первом занятии.
- Как из большого количества учителей выбрать тех, кто может заинтересоваться определенной темой?
- Эффективна ли работа в микрогруппе? От чего это зависит?
- Можно ли считать, что средства мотивации для взрослых и детей одинаковы? (дети учатся, если им интересно, а взрослые – когда им это нужно) и формировать личностые компетенции необходимо уже в начальной школе.
Коллеги, у меня в руках яблоко! Предлагаем высказать свои впечатления от первого дня занятий, а также поставить отметку на термометре психологической атмосферы. Этот экран будет сопровождать нас на протяжени всех занятий. Назовем его «Восхождение на вершину экспертного мышления».
Как вы думаете, кто в первую очередь определяет чему и как учиться? (учебные программы мин. Образования, руководители)…
А если о взрослых? Кто лично для вас определяет? … вы правы – самостоятельное обучение выходит на 1 место. Обратная связь становится основой управления качеством профессиональной деятельности. Умение объективно оценивать собственную деятельность становится таким же необходимым умением, как и процесс приобретения и использования новых знаний. Это и есть проявление личностных компетентностей
Сейчас нас ждет первый метод: - индивидуальная оценка работы своей мини команды.
Команда ________________________ | Дата | |||
Критерии для оценки (максимум 10 баллов) | 11.10 | 6.12 | 7.02 | 3.04 |
Своевременность выполнения заданий | ||||
Полнота выполнения заданий | ||||
Творческий подход, оригинальность | ||||
Участие в работе всех членов мини группы, сплоченность. | ||||
Активность в работе семинара. | ||||
Свободный критерий | ||||
Среднее значение по команде |
Свободный критерий: товарищество, инициативность, уверенность друг в друге, включенность в работу, корректность, инновационный подход, точность в выполнении заданий.
Спасибо всем за интересную и результативную работу. До новых встреч!!!
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2. – С.3-10.
3. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.
4. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec (96) 43. – Берн, 1996.
5. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.
6. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г.Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004. – С.74-79.
7. Ученик в обновляющейся школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
9. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
10. Хуторской А.В. Институт на рубеже тысячелетий (о целевых установках исследований по обновлению содержания образования и ключевых компетенциях) // Институт общего среднего образования. К 60-летию Российской академии образования и 80-летию Института. – М.: ИОСО РАО, 2002. – С.97-99, 105-108.
11. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования // Теория и практика последипломного образования: Сб. науч. статей / Под ред. проф. А.И.Жука. – Гродно: ГрГУ, 2003. – С.256-260.
12. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...
Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность
Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектную деятельность"...
«Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»
Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.
quot;Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни" В.А,Сухомлинский.. В статье расс...
Проектная деятельность как средство формирования личностной компетенции младших школьников
Доклад о возможностях развития творческих способностей младших школьников путем применения метода проектов...
Тема опыта «Формирование познавательных компетенций младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности».
Тема опыта «Формирование познавательных компетенций младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности».Тема на сегодняшний день актуальна, так как одной...