Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников
учебно-методический материал

Делан Юлия Геннадьевна

Мы живем в информационном обществе, и каждому из нас ежедневно приходится воспринимать и перерабатывать гигантские потоки информации. При этом современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь находить оптимальные способы реализации поставленных целей, для чего использовать разнообразные информационные источники; искать и находить необходимую информацию, а также оценивать полученные результаты. Следует отметить, что информационная компетентность формируется преимущественно в начальной школе, а на последующих этапах образования лишь развивается и совершенствуется. С поступлением в школу ребенок впервые сталкивается со столь значительным объемом информации, которой ему предстоит научиться результативно оперировать. Если раньше он просто рисовал, то теперь ему надо изобразить так, чтобы отразить информацию; раньше просто читал, теперь надо прочесть в соответствии с требования к качеству чтения и т. п. Это приводит к необходимости овладеть способами работы с информацией, то есть информационной компетентностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_kompetentsiya.doc54.5 КБ
Файл inform_kompetentsii.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

Мы живем в информационном обществе, и каждому из нас ежедневно приходится воспринимать и перерабатывать гигантские потоки информации. При этом современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь находить оптимальные способы реализации поставленных целей, для чего использовать разнообразные информационные источники; искать и находить необходимую информацию, а также оценивать полученные результаты. Следует отметить, что информационная компетентность формируется преимущественно в начальной школе, а на последующих этапах образования лишь развивается и совершенствуется. С поступлением в школу ребенок впервые сталкивается со столь значительным объемом информации, которой ему предстоит научиться результативно оперировать. Если раньше он просто рисовал, то теперь ему надо изобразить так, чтобы отразить информацию; раньше просто читал, теперь надо прочесть в соответствии с требования к качеству чтения и т. п. Это приводит к необходимости овладеть способами работы с информацией, то есть информационной компетентностью.

Таким образом, проблема формирования информационной компетентности, то есть готовности к использованию информационных ресурсов, на сегодняшний день является весьма актуальной уже на ступени начальной школы.

Как известно, наиболее эффективно информационная компетентность развивается в рамках учебной дисциплины «информатика». Как показывает опыт работы, у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. И на уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Однако и во внеурочной деятельности, которая составляет отдельную, достаточно значительную, часть учебного плана, возможно эффективное формирование информационной компетентности детей.

По сравнению с классно-урочной работой внеурочная деятельность по информатике имеет ряд особенностей:

  • внеклассные занятия могут быть не регламентированы по времени, как обычный урок;
  • занимательность предлагаемого материала, который не входит в основную программу курса;
  • многообразие форм и видов внеурочной работы;
  • оснащенность кабинета информатики современной вычислительной техникой и различными периферийными устройствами;
  • состав учащихся, который может меняться в течение года;
  • безоценочность мероприятий, что играет немаловажную роль во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Внеклассные мероприятия помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно  богатой, всесторонне развитой личности.

Для эффективной и результативной работы по формированию информационной компетентности во внеурочной деятельности младших школьников должны быть учтены следующие условия:

  1. добровольность участия во внеурочной деятельности;
  2. четкая организация мероприятий;
  3. занимательность и новизна содержания.

В целом, в начальной школе внеурочная работа по формированию информационной компетентности детей может выстраиваться по двум основным направлениям:

Первое – поиск и отбор теоретического материала (для рефератов, докладов, классных часов и т.д.) Такой вид образовательной деятельности изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. В этой деятельности нет ничего нового, за исключением средств, которыми ученики могут воспользоваться в современном мире. Осваивая данный вид деятельности, дети знакомятся с каталогами, с помощью которых находят интересующие их объекты (песни, описания произведений искусства, художественные произведения и т.д.), учатся пользоваться поисковыми и метапоисковыми системами типа yandex.ru, rambler.ru, google.ru.

Второе направление – это интеллектуальный досуг.

Здесь следует отметить, что проблема снижения интереса к учению, в нашей стране стоит очень остро. Не будем обсуждать причины этого явления, хотя возможно устранение причин и исправит ситуацию, однако отдельному педагогическому коллективу это не под силу, это проблема всей страны, всего общества в целом. Факт остается фактом: современные дети уже с дошкольного возраста встречаются с мультимедиа ресурсами практически ежедневно, играя в компьютерные игры, работая с обучающими и развивающими программами. Становясь школьниками, за необходимой информацией дети обращаются ко Всемирной паутине едва ли не чаще, чем к обычным книгам и учебным пособиям. В младшем же школьном возрасте  мультимедийные средства чаще всего выступают как форма отдыха и развлечения (компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов и т.д.) Задача учителя начальной школы грамотно применить эти средства для обучения и воспитания.

Чем же могут быть полезны Интернет-технологии в разрешении этой проблемы?

Во-первых, сама возможность поработать с Интернет привлечет ребят к внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполнение запланированной работы.

Во-вторых, участие в научных объединениях и творческих конкурсах, проходящих в среде Интернет, может подтолкнуть школьников к самостоятельному или коллективному поиску информации по теме конкурса.

В-третьих, участие в предметных олимпиадах также может подтолкнуть школьника к более углубленному изучению предмета, т.е. приведет его к дистанционному обучению (и не важно, победит он в олимпиаде или нет, важно, какой будет реакция на это событие в семье и в школьном коллективе).

В-четвертых, использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров. Это очень мощное средство в создании положительной мотивации на учебу. Как правило, учащиеся воспринимают эти программы, как игры, и относятся к выполнению заданий со всей своей детской серьезностью, ответственностью и собранностью. «Мне компьютер поставил пятерку!» – нет лучшей награды.

Необходимо подчеркнуть, что каждый педагог сам выбирает подход к формированию информационно-коммуникативной компетентности детей, поэтому формы внеурочной работы по информатике, а также математике и другим предметам в школе в начальной школе разнообразны. Это и систематически проводящиеся мероприятия, и эпизодические. Проводя анкетирование среди школьников, можно определить те темы, которые им интересны, и в которых они хотели бы совершенствоваться. Как показывает практика, в начальной школе детям интересны логические и развивающие игры, рисование и музыка.

В течение года могут быть сформированы кружки по интересам учащихся, проводиться викторины, соревнования, конкурсы по информатике. На внеурочных занятиях младшие школьники приобретают начальные знания по предмету или расширяют их. Обычно на таких занятиях используются игровые и групповые технологии. Примерами могут быть игры «Устами младенца» (угадывание терминов по описанию), «Путешествие в страну Информатики» (подготовка корабля-визитки, ответы на вопросы по информатике). Можно организовать творческий конкурс – нарисовать рисунок в графическом редакторе – комплект компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Можно также предложить детям составить сказку, которая начиналась бы со слов: «Сказка о том, как компьютер… » либо сказок на тему математики, естественных наук.

Занимательно и творческое задание «Экскурсовод», которое заключается в подборе и озвучивании видеоматериала в виде экскурсии. Применение данного задания требует предварительной подготовки и сбора материала. Виртуальные путешествия и экскурсии, особенно подготовленные в виде фильма или презентации, всегда вызывают интерес у детей.

В практику внеурочной деятельности можно ввести и такую форму организации презентаций детских работ, как «Я – учитель». Дети представляют свои работы и проекты на внеурочных мероприятиях, причем темы предоставленных работ расширяют знания учащихся по различным предметам и дополняют рассказ учителя. Кроме этого учителя начальной школы могут использовать детские презентации при организации уроков по той или иной теме.

Из курса математики в процессе внеурочной деятельности можно использовать такие упражнения для развития информационной компетентности, как: интересные приемы устного счета, решение занимательных задач в стихах, математические ребусы, числа-великаны (коллективный счет), логические задачи, кроссворды.

Так, в учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них самого главного – движения. С помощью презентации PowerPoint можно создавать не просто презентацию – сопровождение для занятия по математике, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач. Например, можно организовать занятие-путешествие с любимыми мультипликационными героями. В данном случае организационная модель использования ИКТ в образовательном процессе – один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. В этой модели компьютер является современной многофункциональной доской, он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Восприятие активизируется за счет использования зрения и слуха, и выделения главных положений на экран. Основной структурный элемент занятия – процесс разыгрывания игровых ситуаций. Проигрывание таких ситуаций дает детям социальный и речевой опыт. Содержание заданий носит яркий воспитательный характер, при этом данный метод помогает избежать излишней морализованности.

Применение интерактивных моделей и динамичных презентаций является одним из наиболее эффективных способов использования новых информационных технологий в образовательном процессе. При этом мультимедийная составляющая не должна представлять набор иллюстраций и использоваться на уроке в качестве наглядности. Возможные анимации позволили показать учащимся различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием.

Стоит отметить, что внеурочные занятия оказывают положительное влияние и на классные занятия, так как учащиеся более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу, осваивают работу с компьютером. Внеурочные занятия провоцируют и самостоятельное изучение основ информатики и вычислительной техники. То есть, творческие задания с использованием ИКТ-технологий позволяют повысить мотивацию и эффективность учебного процесса. Подобные задания  осуществляются в процессе самостоятельной поисковой деятельности ребенка при взаимодействии с учителем, классом, в целом, с его окружением.

 Итак, использование информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе способствует созданию условий для активной и творческой деятельности. ИКТ позволяет кратко и красочно представить необходимый материал учащимся, позволяет сделать мероприятия более увлекательными и познавательными. ИКТ прекрасно вписывается в содержание внеклассного мероприятия. ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими.

В заключение хочется подчеркнуть, что для реализации задачи формирования у младших школьников информационной компетенции во внеурочной деятельности мало иметь соответствующие технические средства (подключение к Интернет), грамотно спланированную и организованную работу с Интернет-ресурсами, особенно важно заинтересовать в этой работе детей, создать у них положительную мотивацию на познание и обучение. И это, пожалуй, наиболее сложная часть в этом процессе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников МАОУ Домодедовская СОШ №2 Делан Юлия Геннадьевна

Слайд 3

Информационная компетентность

Слайд 4

Условия формирования информационной компетентности д обровольность участия во внеурочной деятельности четкая организация мероприятия занимательность и новизна содержания

Слайд 5

Основные направления Поиск и отбор теоретического материала. 2. Интеллектуальный досуг.

Слайд 6

Игровые и групповые технологии «Устами младенца» «Путешествие в страну информатики» «Сказка о том, как компьютер…» «Экскурсовод» «Я – учитель»

Слайд 9

число 1 счёт 2 5 8

Слайд 10

Свечи. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется? Ответ: останется 20 свечей, остальные сгорят, а задутые свечи не сгорят полностью.

Слайд 11

Кроссворд п е р и м е т р Как называется сумма длин всех сторон любого многоугольника?

Слайд 12

Кроссворд п е р и м е т л т р и р Назовите единицу измерения объёма жидкостей.

Слайд 14

Движение - езда, ходьба в разном направлении.

Слайд 15

По математической сказке… Путешествуем с Колобком

Слайд 16

«В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает большей информацией.» Бенджамин Дизраэли

Слайд 17

Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеурочной деятельности в формировании системы ценностей младшего школьника

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном об...

Формирование информационной компетенции младших школьников

Статья о методах работы по формированию информационной компетенции младших школьников.  Задача современного образования это формирование и развитие различных компетенций, на мой взгляд информацио...

Формирование информационной компетенции младших школьников в условиях реализации ФГОС

В работе раскрываются понятия " информационная  компетенция и компетентность", освещаются способы формирования информационной компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС....

Типовые задачи на формирование информационной компетенции младших школьников

Задания  на формирование информационной компетентности младших школьников по уровням информационной деятельности для 3 класса....

Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...

Возможности проектной деятельности в формировании орфографической грамотности младших школьников.

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Вот почему задача формирования орфографической зоркости стоит на перво...