Формирование информационной компетенции младших школьников в условиях реализации ФГОС
статья (2 класс) на тему
В работе раскрываются понятия " информационная компетенция и компетентность", освещаются способы формирования информационной компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inform._kompet.microsoft_word_document_2_-_kopiya.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационной компетенции у младших школьников.
… Мы вступаем в новую эру воспитания,
целью которой является скорее
открытие, нежели обучение.
Канадский философ 20 века Маршалл Маклюэн
В настоящий момент происходит очередной этап технологической революции — становление информационного общества. Новые реалии ставят перед образованием новую проблему — подготовить современного человека к жизни и деятельности в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, непрерывном повышении квалификации.
Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.
Часто информационные технологии в школе отождествляют с уроками информатики. А ведь это понятие более широкое. Обучить ребенка информационным технологиям – значит не только обучить его работе на компьютере. Это означает, в первую очередь, обучить его самостоятельной работе с различными источниками информации.
Информационные компетенции – это требование к образовательной подготовке учащегося, умение находить, отбирать, извлекать необходимую ему информацию. Информационные компетенции тесно связаны с информационной деятельностью, когда учащийся осваивает информационную среду, наиболее полно реализует в ней свои способности, потребности и стремления.
Если ученик владеет информационной деятельностью, значит, у него
сформирована информационная компетентность. Это результат образования, который выражается в овладении информационными компетенциями.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, факса, принтера, модема, копира;
Формирование основ информационной компетентности я рассматриваю как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга.
Считаю, что первоначально нужно сформировать у учащихся информационную культуру.
Самым приемлемым средством формирования информационной культуры младших школьников являются экскурсии. Это и очные экскурсии в Елецкий краеведческий музей, музей Романовской игрушки и театры Липецкой области, а также и заочные экскурсии по достопримечательностям России и мира.
После проведения экскурсии обязательно проходит обсуждение, где дети обмениваются впечатлениями, выполняют рисунки, а в 3-4 классе пишут сочинения, так как сочинение – это способ выражения мыслей, своего отношения. Примерами могут служить работы учащихся:
«Экспонаты краеведческого музея», «Столицы государств мира», «Мой летний отдых».
В своих рисунках ребята стремятся отразить увиденное, т.е. полученную информацию передать через зрительное восприятие. А в своих сочинениях ученики не только передают полученную информации, но и имеют возможность оценить, выразить свое отношение и представить ее. Кроме рисунков и сочинений ребята выполняют и другие творческие задания.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку “путешествовать” по миру знаний. Проекты - информационная деятельность, направленная на формирование информационной компетентности.
Информационную деятельность, основанную на личном опыте учащихся начинаю уже в 1 классе в рамках реализации социальных проектов.
Содержательные аспекты информационной деятельности выбираю в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, региональными традициями, тематикой образовательного процесса. Например,
« Традиции моей семьи », « Покормите птиц зимой! » , «Моя любимая книга» «Наша малая Родина-город Елец», и др
В период работы над проектами проходит познание ребенком самого себя, своих близких и родных. Полученная информация представляется в удобном для ученика виде.
Такие направления работы и их реализация в учебно-познавательном процессе позволяют сформировать основы информационной компетентности обучающихся и качеств личности.
Способы развития информационной компетентности учащихся :
- выполнение информационных проектов и практическая информационная деятельность
- создание схем (безопасного движения до школы и обратно)
- создание информационных листов (правила по противопожарной безопасности) ·
- создание и оформление проектов по здоровье- и энергосбережению; · -
- создание информационных буклетов для одноклассников и т. д.
- участие в информационных общественных программах «Чужих детей не бывает»
- внеурочная проектная деятельность учащихся как способ формирования у них мотивации к информационной деятельности.
Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы представления.
Из опыта работы могу сделать вывод, что информационная компетентность формирует готовность к использованию информационных ресурсов, включает освоение опыта деятельности на основе эмоционально-личностной ориентации.
Информационные компетенции развиваются на протяжении всего периода обучения, но закладываются именно в младшем школьном возрасте. И изменения в системе образования, и жизнь требует от учащихся компьютерной грамотности. Это стало возможным в связи с появлением компьютерных средств, как в школе, так и у каждого учащегося дома.
Младшие школьники в основном воспринимают компьютер, как игровой автомат. В школе они узнают, что с помощью компьютера можно изучать материал, проверять свои знания, умения, можно найти необходимую информацию в любой области.
Таким образом, формируя информационную компетентность учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников в условиях реализации ФГОС...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...
Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС
В 2014 году прошла повышение квалификации в ИПКПРО г.Ульяновска по теме "Реализация ФГОС НОО".108ч...
Формирование социокультурной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС
Ведущая педагогическая идея – реализация идей развития и саморазвития личности младшего школьника как условие формирования научно-исследовательского творческого мышления учащихся в социокультурной сре...
Формирование информационной культуры младших школьников как условие реализации ФГОС НОО
Понятие информационной культуры. Этапы развития...
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
В данной работе рассматривается проблема формирования компетенций младшего школьника в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) с учётом внедрения в образовательный процесс ...
Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...