Критерии сформированности интереса к труду взрослых
тест по теме

Аксёнова Лариса Валерьевна

 

Критериями сформированности интереса к труду взрослых являются:

        когнитивный

  • наличие знаний о труде учащихся, о правилах поведения в процессе выполнения учебной и трудовой деятельности;
  • представление о собственных качествах и возможностях;
  • умение производить самооценку на определённом уровне.

       мотивационно-потребностный

  • наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности;
  • наличие сформированности мотивации на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности;
  • стремление к коллективному труду.

          деятельностно-практический

  • проявления трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovo.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии сформированности интереса к труду взрослых

Критериями сформированности интереса к труду взрослых являются:

        когнитивный

  • наличие знаний о труде учащихся, о правилах поведения в процессе выполнения учебной и трудовой деятельности;
  • представление о собственных качествах и возможностях;
  • умение производить самооценку на определённом уровне.

       мотивационно-потребностный

  • наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности;
  • наличие сформированности мотивации на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности;
  • стремление к коллективному труду.

          деятельностно-практический

  • проявления трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.

Характеристика уровней сформированности интереса к труду взрослых у учащихся младшего школьного возраста

Высокий уровень характеризуется наличием разносторонних знаний о профессиональной деятельности людей, представлениями о качествах личности, необходимых в той или иной профессии, собственных качествах и возможностях. Отмечается стремление школьников к новым знаниям. Активно владеют способами самостоятельного познания действительности. Деятельность мотивируется интересом к её результатам, общественной значимостью.

Средний уровень характеризуется наличием устойчивого интереса к труду людей и миру профессий. Деятельность мотивирована желанием самоутвердиться, интересом к процессу деятельности. Адекватно оценивают результаты своего труда.

Низкий уровень – школьники имеют элементарные знания о труде людей, слабый интерес к миру профессий, не понимают общественной значимости труда.

Анкета для определения уровня сформированости интереса к труду взрослых у младших школьников ((С. Н. Чистякова)

Дорогой друг»!

Нас окружает удивительный мир профессий. Каждый день ты узнаёшь о новых профессиях. Нам хотелось бы узнать, что тебе известно о труде и профессиях людей. Внимательно прочитай вопросы и ответь на них.

1. Прочитай названия профессий:

            Шахтёр;

            Дрессировщик;

            Бухгалтер;

            Крановщик;

            Маляр;

            Юрист;

            Врач.

   

 Поставь знак «+» напротив тех профессий, о которых что-либо знаешь.

2. Угадай профессию, о которой рассказал С.ЧЯ. Маршак.

А над ним, как великан,

Носит груз подъёмный кран:

Человек на этом кране

Еле видит нас в тумане.

Но зато со всех сторон

Видит синий небосклон.

Небо слева, небо справа,

А ему не страшно, право!

                                             

Профессия:__________________________________.

Докажи важность этой профессии._______________________________________________

3. «У каждого дела запах особый», - считает поэт Д. Родари. Подумай, напиши, какой запах у профессии «художник»._____________________________________________________

Докажи свою точку зрения._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Игра «Третий лишний».

 

  Вычеркни в каждом столбике одну «лишнюю», на твой взгляд, профессию.

Учитель           лесник           шофер                 столяр           математик

Юрист              врач               музыкант           слесарь          артист

Плотник    дрессировщик    художник            писатель       бухгалтер

5. Среди перечисленных качеств выбери и подчеркни одно, самое важное в профессии учителя:

                                             Находчивость;

                                             Любовь к детям;

                                            Любовь к природе.

      Оценка результата:

За каждое верно выполненное задание ребенок получает один балл, максимальное количество баллов 15.

       Оценка уровня:

0 – 5 баллов   -  низкий уровень;

6 – 10 баллов  -  средний уровень;

11 – 15 баллов  -  высокий уровень.

Средства измерения когнитивного критерия продуктивного опыта младших школьников

(С. Н. Чистякова)

Упражнение «Угадай профессию».

1. Отгадай загадки:

                                                    С. Я. Маршак

                        А над ним, как великан,

                        Носит груз подъёмный кран:

                       Человек на этом кране

                       Еле видит нас в тумане.

                       Но зато со всех сторон

                       Видит синий небосклон.

                       Небо слева, небо справа,

                       А ему не страшно, право!

                                             (Крановщик)

                       Наблюдает он с земли,

                       Как летают корабли.

                       Он команды подаёт,

                       Регулирует полёт.

                                (Диспетчер)

2. Назови профессии.

Назвать по две профессии на одну из букв алфавита (выбор буквы по жребию). Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.

3. Кто нас обслуживает?

Назовите профессии, связанные с: приготовлением пищи; строительством; изготовлением одежды; созданием спектакля.

Оценивается количество названных профессий.

Пословица – всем делам помощница.

1. Объясни смысл пословиц:

  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Чем больше науки, тем умнее руки.
  • Что на месте лежит, само в руки бежит.
  • Какие труды, такие и плоды.
  • Делано наспех – сделано на смех.
  • Что одному не под силу, то легко коллективу.

2. Продолжи пословицы:

  • Дело мастера… (боится).
  • На все руки… (мастер).
  • Портной испортит… (утюг загладит).
  • Глаза боятся… (руки делают).
  • Чтобы не ошибиться, не надо… (торопиться).
  • Заработанный хлеб… (сладок).

3. Вспомни пословицу по её концу:

… от труда здоровеют. (От лени болеют…)

… лучшее лекарство. (Труд - …)

… не вынешь рыбку из пруда. (Без труда…)

… меньше слов. (Больше дела …)

… не много мёда натаскает. (Одна пчела…)

… один раз отрежь. (Семь раз отмерь…)

Обработка результатов:

Упражнение «Угадай профессию»:

  1. За каждую верно угаданную загадку – 1балл.
  2. Если ребенок справился с заданиями и назвал 2 профессии получает 2 балла,           1 профессию – 1 балл, не справился – 0 баллов.
  3. За каждую правильно названную профессию 1 балл, максимально 5 баллов.

Пословица – всем делам помощница:

За каждую пословицу ребенок получает один балл,      максимальное количество баллов 18.

Оценка уровня:

0 – 6 баллов   -  низкий уровень;

6 – 15 баллов  -  средний уровень;

15 – 27 баллов  -  высокий уровень.

 

Анкета о творчестве

(Н. Н. Захаров)

Дорогой друг!

Сегодня мы с тобой порассуждаем о творчестве. Нам интересно твоё мнение. Подумай и ответь на наши вопросы.

1. Знакомо ли тебе слово «творчество»? (Да, нет).

2. Объясни, как ты понимаешь смысл этого слова.

Творчество – это ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________

3. Подбери родственные слова к этому слову____________________
__________________________________________________________

4. Можно ли научиться творчеству? (Да, нет, не знаю).

5. Учат ли в школе творчеству? (Да, нет, не знаю). Напиши, на каких предметах учат творчеству? ____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Может ли профессия быть творческой? (Да, нет, не знаю).

7. Назови творческие профессии, если знаешь __________________
____________________________________________________________________________________________________________________

8. Назови, какими качествами должен обладать творческий человек ____________________________________________________________________________________________________________________

9. Отметь знаком «+» то высказывание, которое ты считаешь более точным.

1) «в творческом труде происходит изменение окружающего мира»;

2) «в творческом труде человек меняется сам и изменяет окружающий мир».

Благодарим за работу!

Оценка результата:

  • За полные, развернутые ответы, содержащие рассуждения, доводы, аргументы, в которых прослеживается интерес и позиция автора, отмечается понимание школьником роли творчества в жизни человека – высокий уровень.
  •  Ответы на вопросы анкеты отражают позитивное отношение автора к творческой деятельности, выявляют определенные знания ребенка о творчестве, но имеет место ограниченность в понимании сути, смысла творчества – средний уровень.
  • Ребенок не справился с заданием – низкий уровень.

 

Методика на выявление особенностей деятельности.

(Непомнящая Н. И. Становление личности ребёнка. – М., 1992. – С. 152 – 154.)

Первый этап. Ребятам рассказывают о том, что малышам очень хочется получить вертушки (показывает образец), а в магазине их нет. Затем ребят спрашивают: «Хотите ли вы сделать для малышей вертушки?»

Получив утвердительный ответ, экспериментатор говорит, что девочки из младшей группы хотят, чтобы у них были сделаны из разноцветных полосок, а мальчики – чтобы вертушка была сделана из полосок одного цвета, но одна вертушка была бы синей, другая красной и т.д. При этом взрослый поясняет, что девочки любят, чтобы у них всё было разноцветное, скажем, платьице одного цвета, бантики другого, а мальчики больше любят, чтобы всё было одного цвета. Обозначим это как первое пожелание малышей. Кроме того, экспериментатор сообщает, что малыши – большие выдумщики. Ребята, что ростом повыше, хотят, чтобы у них вертушки были сделаны из длинных полос, а ребята, что пониже, хотят вертушки, сделанные из коротких полос. Это второе пожелание малышей.

Экспериментатор повторяет инструкцию, как делать вертушки, отдельные этапы до тех пор, пока испытуемый не воспроизводит всё правильно. При этом фиксируется отношение ребёнка к заданию, его отношение к ситуации малышей (например, хочет ли ребёнок действительно помочь малышам или принимать задание формально) и особенности восприятия инструкции (внимание при её прослушивании, желание её усвоить, что и как запоминается).

Когда инструкция усвоена, взрослый рассказывает, как надо делать вертушку: режем полоски (при этом подчёркивается, что полоски должны быть ровными, поэтому резать их надо аккуратно), вырезанные полоски тщательно раскрашиваем, чтобы красивые вертушки получились, затем складываем 2-4 полоски, острым концом ножниц протыкаем дырочку и вставляем палочку (на столе среди прочего рабочего материала лежат заготовленные палочки).

Перед изготовлением вертушки ребёнку также говорится, что он может делать их по-разному, например, нарезать больше полосок, а потом их раскрашивать (или другие ребята их раскрасят); вырезать и раскрашивать полоски, а вертушек собрать немного, пусть их другие ребята соберут или сам ребёнок, но в следующий раз; вырезать, раскрасить полоски для одной вертушки, потом её собрать, но тогда полосок будет нарезано немного.

Если ребёнок предпочитает нарезать больше полосок, то это свидетельствует, что ведущим, выделяемым компонентом в предстоящей деятельности является объект, его получение; при выборе разрезания и раскрашивания – операция; стремление сделать вертушку свидетельствует о направленности деятельности на конечный продукт.

Второй этап. Когда ребёнок приступает к действию, у него спрашивают, для кого он

хочет делать. Этот вопрос время от времени повторяется, при этом фиксируются следующие особенности действия: А. соответствует ли избранный способ тому, что собирается делать ребёнок, или же компоненты, выделяемые до выполнения деятельности и в процессе её осуществления, не совпадают, например, ребёнок говорил, что будет делать вертушки, а сам нарезает много полосок либо вырезает и раскрашивает полоски, а вертушки делать не собирается; Б. отношение ребёнка к разным этапам деятельности, качество выполняемых операций. Все эти данные позволяют выявить, какой компонент деятельности играет (наряду с другими условиями) регулирующую роль.

Кроме того, фиксируется, насколько действия ребёнка соответствуют пожеланиям малышей и его собственным намерениям. В случае расхождения выясняются причины: забывание пожеланий малышей (как в этом случае влияет напоминание об этих пожеланиях); подчинённость материалу, что выражается по-разному (например, ребёнок решает резать длинные полоски, но от листа бумаги осталась короткая часть, и потому режутся короткие полоски, либо бумага режется не по длинной, а по короткой стороне); подчинённость предыдущему действию, т.е. ребёнок вопреки своему намерению или замечанию взрослого продолжает делать то, что начал. Важно также фиксировать реакции, действия ребёнка на указания взрослого по качеству вырезания, раскрашивания полосок, такие, как: «Вот тут видишь, как неровно вырезана полоска, малышам такая вертушка не понравится»; «Вот тут остались не закрашенные беленькие пятнышки».

Критерии оценки результата:

  1. Аккуратность – 2 балл;
  2. Стремление сделать вертушку – 5 баллов;
  3. Соответствие  способа выполнения деятельности, ранее намеченному плану (А) –2 балл;
  4. Количество выполняемых операций (Б) – 1 операция =1 балл;
  5. Соответствие пожеланиям малышей  - 2 балла.

Оценка уровня:

0 – 5 баллов   -  низкий уровень;

5 – 10 баллов  -  средний уровень;

10 – 15 баллов  -  высокий уровень.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» (Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)

Программа«Банкир, фермер иль портной…Кто же я буду такой?»(Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)...

«КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ИЗМЕРИТЕЛЬ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА»

В данной работе предпринята попытка рассмотреть результаты работы учителя с позиции формирования ключевых образовательных компетенций....

«Оценка уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий: методы, критерии и контрольно-измерительные материалы»

Психолого-педагогические условия формирования и оценки регулятивных универсальных учебных действий младших школьниковКритерии и показатели уровня сформированности регулятивных универсальных учебных де...

Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий.

Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий....