Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий.
статья
Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Карасева Юлия Александровна
«Инклюзия, 108 ч.»
Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Универсальные учебные действия как основа диагностики процесса обучения детей с ОВЗ. Диагностику процесса обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) целесообразно проводить на основе изучения универсальных учебных действий (УУД). УУД формируются на основе высших психических функций и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение), тесно связаны с личностным развитием, самоопределением школьника. Поэтому можно утверждать, что сформированность ( или несформированность) универсальных учебных действий является важнейшим индикатором особых образовательных потребностей учащихся, характеризует возможности их обучения.
Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
ФГОС: Универсальные учебные действия – способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Образовательно – воспитательная программа школы должна быть согласованна с программой развития универсальных учебных действий.
При отборе и конструировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов УУД. Формирование универсальных учебных действий создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей (А.Г. Асмолов и др., 2007,2008).
Принципы диагностики обучения и развития детей с ОВЗ
Психолого – педагогическая диагностика обучения и развития детей с ОВЗ реализуется на основе следующих принципов.
Существенное значение имеет принцип динамического изучения ребенка, согласно которому при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их потенциальные возможности в обучении. Этот принцип основывается на концепции Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, о зоне ближайшего развития.
Реализация данного принципа предусматривает применение не только диагностических методик, соответствующих возрасту ребенка, но также методик, позволяющих выявлять его потенциальные возможности, т.е. определять зону ближайшего развития. Такие методики содержат задания, имеющие общий принцип решения при различной степени сложности.
Предъявление заданий возрастающей сложности позволяет выяснить, какие из них ребенок в состоянии выполнить самостоятельно, а какие ему недоступны.
Обследование рекомендуется планировать и проводить с применением психологического обучающегося эксперимента, а если такой возможности нет, то оказывать детям дозированную помощь, которая позволит прийти к положительным результатам и вместе с тем позволит получить представление о причинах, затрудняющих выполнение заданий.
Особенности психологического развития детей с ОВЗ. Общие особенности развития детей с ОВЗ, которые определяют трудности формирования УУД.
Трудности во взаимодействии с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, искажению способов общения с другими людьми. Все это усложняет социальную адаптацию детей и взрослых с различными типами нарушений развития. Замедляются процессы усвоения и воспроизводства социального опыта, установления межличностных отношений. Своеобразие развития речи (отставание или недоразвитие) отмечено почти у всех детей с ОВЗ.
Особенности развития личности детей и подростков с ОВЗ: для них характерна неадекватная самооценка – переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений. Это связанно с замедленным формированием основных структурных компонентов личности – самосознания, эмоционально - волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением контактов с людьми; реакцией личности на психотравмирующую ситуацию, обусловленную постепенным осознанием своей несостоятельности. Нарушения в развитии личности особенно сильно выражены в тех случаях, когда коррекционная работа проводится несвоевременно, или при неблагоприятном социальном окружении, при неадекватных изменениях в родительских установках. Все эти обстоятельства ослабляют способность личности к активному приспособлению к жизни и реализации имеющихся собственных возможностей.
Список используемой литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья – М.: Просвещение, 2014 г.
- В.И. Лях Физическая культура 1-4 классы : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Просвещение, 2011 год
- В.И. Лях Физическая культура. Предметная линия учебников В.И. Ляха. Рабочие программы. Просвещение, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются подходы к диагностической работе с детьми, имеющими задержку психического развития в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследов...
Диагностика, направленная на определение сформированности познавательных универсальных учебных действий. Прогрессивные матрицы Равена.
Как продиагностировать познавательные УУД у младших школьников? Хорошим подспорьем для этого являются прогрессивные матрицы Равена....
Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»
В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...
Оценка сформированности коммуникативных универсальных учебных действий
оценка сформированности коммуникативных универсальных учебных действий...
Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...
«Оценка уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий: методы, критерии и контрольно-измерительные материалы»
Психолого-педагогические условия формирования и оценки регулятивных универсальных учебных действий младших школьниковКритерии и показатели уровня сформированности регулятивных универсальных учебных де...
Оценка уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Оценка уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий...