Ознакомление с трудом взрослых детей младшего возраста.
материал

Акифьева Наталия Валерьевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_trudom_vzroslyh.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с трудом взрослых

 детей младшего возраста.

   Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, побудить интерес и любовь к труду.

   Сильное влияние на детей оказывает пример бытового труда взрослых ( уборка, приготовление пищи, действия медицинских работников). Этот труд понятен детям, т.к. он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нём много интересных действий, его можно наблюдать часто. В нём много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, гигиенических правил.

   Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. Помощник воспитателя - близкий детям человек, заботу которого они постоянно ощущают. Труд помощника воспитателя систематически протекает на глазах у детей. Я стараюсь использовать этот труд, как пример трудового воспитания.  Он содержит много элементов, близких к навыкам соблюдения чистоты и порядка. Я вовлекаю детей в производимый ими трудовой процесс, даю посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребёнок имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых. Так во время утренней уборки поручаем воспитанникам принести в маленькой лейке воды, протереть листья растений, игрушки на определённой полочке. Дети трудятся вместе со взрослыми, выполняя более лёгкую работу. Помощник воспитателя следит за действиями детей, одновременно выполняя свою работу. Так она личным примером влияет на детей, и в то же время организует детей, приучает их к труду.

  Вовлечение детей в труд взрослого, прежде всего, сказывается на усвоении умений. Дети с точностью воспроизводят действия взрослого. Утром помощник воспитателя влажной тряпкой вытирает подоконники, ребёнок подходит и смотрит на работу.

-И тебе хочется? - спрашивает пом. воспитателя - вот и тебе тряпочка. Ребёнок с удовольствием начинает помогать. При таком подходе не бывает случаев отказа детей от предложений потрудиться.

  Разными способами приходится привлекать внимание ребёнка к особенностям действий, выполняемых взрослыми. Здесь большую роль играет словесные пояснения взрослым своих действий. Слово помогает ребёнку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.

Дети во время работы поглощены своей работой, и не замечают действий пом. воспитателя.  Она начинает приговаривать: «Хорошо вытру листок и сверху и с другой стороны, и черенок… Весь-весь листок будет чистый. А теперь другой…. Ни один не пропустим». Дети прислушиваются, поглядывают на пом. воспитателя и стараются работать тщательнее. Такое приговаривание весьма значимо при работе с детьми, но часто этого приёма недостаточно. Необходимо прямое обращение внимания ребёнка на выполнение действий взрослого. «Посмотри, Наташа, как К.А. моет стёкла чисто, они блестят, сверкают; вот как я держу щётку; вот как надо сметать крошки, и т.д.»

  Знакомила детей с трудом маляра, столяра, как он чинит мебель, игрушки; маляр окрашивает стены, пол, оборудование на участках детского сада, смотрели результат труда этих взрослых. Наблюдение за трудом взрослых во время экскурсии к месту труда сотрудников детского сада, экскурсии за пределы детского сада - к строящейся дороге.

  Знакомила с тем, что взрослые поддерживает чистоту и порядок  детского сада и на улице; что у дворника есть метла, шланг        , чтобы поливать участок.

  В ходе наблюдений обязательно подчёркиваю, что дворник хорошо полил дорожки и растения, на чистом дворе хорошо играть. Смотрели  зимнюю уборку участка, особенно после снегопада: «Как много снега выпало сегодня, все дорожки замело: А.В. их расчищает, сгребает снег лопатой, закрывает снегом кусты и деревья». Предлагаю детям помочь сгребать снег, потому что снега много. Дети сгребают снег, увозят его в условленное место, чтобы сделать горку для кукол.

  Знакомила детей с трудом повара. Во время завтрака я спросила детей вкусная ли сегодня каша и сказала детям, что ее сварила наш повар Н. В.  Сегодня, я пригласила её к нам в гости (разговор об овощах и приготовлении овощного супа). В дальнейшем наметила программное содержание: знать, что на кухне работает повар, он готовит детям обед, завтрак, ужин и заботится о том, чтобы всё было вкусно. На кухне большие столы, кастрюли, сковородки, мойки для мытья посуды. Там всегда чисто и порядок, всё имеет определённое место. Одновременно на экскурсии решались такие задачи: формировать уважение к труду  взрослых, раскрывать заботу взрослых о детях,  воспитывать любовь к чистоте и порядку. Наметила провести экскурсию на кухню. Приведя детей на первую экскурсию, объяснила, что помещение, где работает повар, где готовят нам обед, называется кухней. Познакомила детей с поваром на его рабочем месте. Повар Н.В. рассказала нам об оборудовании кухни: столы, плита, духовой шкаф, о размерах оборудования.

На других экскурсиях знакомила конкретно с плитой, духовкой, бачками, кастрюлями. Постепенно вводила в словарь детей новые слова, понятия. Посмотрели приготовление теста : из каких продуктов и как оно делается. Смотрели, как повар готовит котлеты: на большом столе разделывает и жарит в духовом шкафу.

Приглашала повара в группу, где она рассказала и показала детям, как готовят пирожки.

Во время экскурсий обращала внимание детей на порядок и чистоту на кухне, на  чистый костюм повара. В конце посещения говорила детям: «Вот мы и узнали, как на кухне готовят для вас завтрак, обед и полдник. Н.В. готовит всё вкусно, чтобы дети с удовольствием ели и выросли крепкими и здоровыми». Дети благодарили повара за то, что она нам всё показала и рассказала.

Помимо наблюдений за работой взрослых в детском саду, надо знакомить детей с трудом других профессий. Ребятам интересно, как шофёр водит  машину, машинист управляет поездом.

Ставлю своей задачей в будущем познакомить детей с работой машиниста, использовать картину "Поезд" из серии "Кем быть?" для уточнения представлений о поезде: состоит из вагонов, в них находятся люди. Ведёт поезд машинист, он в первом головном вагоне. Представления, полученные детьми младшего возраста о труде взрослых создают предпосылки, к развитию умения у детей видеть всё, что сделано человеком, ценить труд взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Методические разработки для родителей детей младшего возраста

методические разработки по темам: Темперамент ребенка и что с ним делать. Деские страхи. Маленкие агрессоры....

ДОКЛАД Воспитание детей младшего возраста

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который условиях...

Методическая разработка по теме: "Развитие навыков двухголосия и трёхголосия у детей младшего возраста"

Одноголосие и многолосие исторически развивалось в европейской музыке параллельно друг другу. В хоровой работе овладение навыками многолосия является обязательной задачей. В условиях работы с младшим ...

Обзор методических нотных и цифровых ресурсов помогающих в обучении детей младшего возраста на музыкальном отделении детской школы искусств

Преподаватель может использовать всю широту предшествовавшего педагогического опыта, опираясь на традиционные педагогические школы и, несомненно, прибегать к современным технологиям как компьютерным, ...

Концепция педагогической деятельности "Развитие познавательных интересов у детей младшего возраста"

«Вопрос о мотивации  учения есть вопрос о процессе самого  учения».П.Я. Гальперин...

Родительский лекторий " Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего возраста"

Задачи данного материала воспитывать и формировать нравственные качества личности ребенка такие как: доброту, честность, уважение к старшим, справедливость посредством семейного чтения....