«КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ИЗМЕРИТЕЛЬ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА»
статья на тему
В данной работе предпринята попытка рассмотреть результаты работы учителя с позиции формирования ключевых образовательных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zankovskie_ped._chteniya_statya.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ИЗМЕРИТЕЛЬ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
ПО СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА
Лариса Дмитриевна Кожевникова, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» города Рубцовска
В последнее время проблема, как научить школьников учиться, стала одной из самых актуальных. Это не случайно, поскольку подготовить учеников к жизни в динамичном мире– значит, вооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими.
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становиться не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления образовательных стандартов в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учениками.
Интегральным показателем является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение ученика мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.
Комплекс компетентностей характеризует способность ребёнка распознать, каковы отношения в окружающем его мире, понять, как традиционные ценности вписываются в современность, сформулировать и решить инновационную задачу и оценить, насколько удалось решение.
На разных этапах учебной деятельности формируются разные образовательные компетенции. Они конкретизуются на уровне образовательных областей и учебных предметов.
Нужно отметить, что формирование компетенций происходит не только на уроке, а в учебно-воспитательном процессе в целом. Как же оценить сформированность компетенций?
Я, как учитель начальных классов, в поиске комплекса критериев и индикаторов, которые в полной мере соответствовали бы задачам повышения качества образования.
В соответствии с таким подходом к качеству образования можно выделить следующие модули критериальной оценки:
-функциональная грамотность (предметные компетенции);
-ключевые компетенции (надпредметные знания, умения, способности решать личностные и социально-значимые проблемы)
Мною предпринята попытка рассмотреть результаты работы учителя с позиции формирования ключевых образовательных компетенций.
Критерий «Формирование социальных компетенций»
Показатели по критерию:
- активность учащихся в жизни и решении проблем класса, школы и окружающего социума посредством участия в институтах школьного самоуправления, социальных проектах;
В классе формируется актив. Это наиболее инициативные, отзывчивые, трудолюбивые, ответственные организаторы. В актив входят лидеры положительной направленности.
Схема самоуправления в классе
Конечно, учащиеся начальных классов осуществлять полное самоуправление не
способны, поэтому учитель помогает ребятам, поддерживает их инициативу, видит
маленький и большой успех каждого ученика, старается поощрить его.
- наличие индивидуальных образовательных траекторий учащихся, ориентированных на получение профессионального образования;
Проведение занятий по программам элективных курсов «Выбираю дизайн», «Ступеньки творчества» ориентируют школьников на последующий выбор ими своей будущей профессии.
Участие детей в городском конкурсе «Интеллектуал-техник» со своими проектами на темы: «Дирижабль - 3000», «Моя нанотехнологическая система»
Проекты интегрированные, содержат исторические сведения и новые технологические разработки. Идеи, выдвигаемые учащимися актуальны, интересны, отличаются новизной.
- сформированность правового поведения: отсутствие пропусков без уважительных причин, конфликтных ситуаций или сведение их до минимума; конфликты разрешаются оперативно и положительно без последствий, наносящих вред физическому, психическому и нравственному здоровью.
Критерий «Формирование коммуникативных компетенций»
Показатели по критерию:
-позитивная динамика «качества знаний» по русскому языку и литературе за последние
годы;
-результаты литературного творчества учащихся:
а) накопление банка творческих «авторских» ученических работ: «Гномы в волшебной стране» (выпуск тематического альманаха); сборник «Литературное творчество. Басни»; иллюстративный журнал «Проба пера. Хокку»;
б) организация выставки рисунков детей «Иллюстрация к книге», «Мой любимый герой» и другие;
в) составление диафильмов при знакомстве с литературными сказками;
г) участие в городском конкурсе «Почемучки в поиске» (секция литературоведения), в городском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов.
-благоприятный психологический климат в классе.
Результативность работы проявляется в количественных и качественных показателях психологического сопровождения.
Таблица. Результаты диагностического исследования уровня воспитанности учащихся (в процентах)
№ | Учебный год | Класс | Количество учащихся | Высокий | Хороший | Средний | Низкий |
1. | 2010-2011 | 1А | 27 | 44% | 24% | 24% | 8% |
2. | 2011-2012 | 2А | 25 | 46% | 24% | 26% | 4% |
(Источник: данные психолого-социальной службы)
Таблица. Мониторинг удовлетворенности учащихся школьной жизнью (в абсолютных единицах)
№ | Класс | Учебный год | Количество учащихся | Оптимальный уровень | Допустимый уровень |
1. | 1А | 2010-2011 | 27 | 24 | 3 |
2. | 2А | 2011-2012 | 25 | 25 | - |
(Источник: данные психолого-социальной службы)
Рисунок. Социометрическое исследование комфортности и сплочённости детского коллектива.
(Источник: данные психолого-социальной службы)
Критерий «Формирование общекультурных компетенций»
Показатели по критерию:
- формирование культуры здоровьесбережения: преподавание валеологии в начальных классах, включение уроков здоровья при планировании воспитательной работы, оздоровительные минутки;
- увеличение количества учащихся, участвующих в спортивных соревнованиях различного уровня;
- увеличение количества учащихся, занятых творческими (танцы, музыка, живопись) видами деятельности (выставки, конкурсы, фестивали).
Критерий «Формирование интеллектуальных компетенций»
Показатели по критерию:
- устойчивый интерес у обучающихся к чтению специальной и художественной
литературы;
- использование опыта, полученного в учреждениях дополнительного образования;
- увеличение количества творческих работ учащихся по предметам образовательной программы, представленных на различных уровнях.
Мною рассмотрены только некоторые из критериев, но из примеров видно, что оценивая качество образования, предполагается выход за пределы ЗУНовской результативности, ЗУНовского качества.
Перечень критериев представлен в общем виде и нуждается в детализации на уровне образовательных учреждений. Разработки компетентностного подхода должны учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование общих ключевых компетенций.
Учебный
сектор
Трудовой
сектор
Сектор
гласности
Культурно-массовый сектор
Спортивный сектор
Сектор дисциплины и порядка
2 «А» класс
актив
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительная работа для оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся 4 классов
Данное задание направлено на проверку или формирование следующих умений: - определение основн...
Презентация:формирование ключевых образовательных компетенций в начальной
Формирование ключевых образовательных компетенций в начальной . Важное условия для воспитания и образования младшего школьника....
«Формирование ключевых образовательных компетенций обучающегося путем расширения школьной языковой среды и новых педагогических технологий»
Основные ключевые компетентности современного выпускника ( по рекомендациям ЮНЕСКО)Умение работать с числовой информациейКоммуникативные уменияВладение информационными технологиями, умение жить в инфо...
Доклад " «Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся через включение в проектную деятельность»
Доклад содержит в себе информацию о формировании ключевых образовательных компетенциях обучающихся через включение их в проектную деятельность....
Из опыта работы «Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»
Одним из приоритетных направлений ФГОС НОО является понимание учителем нового подхода к результатам педагогической деятельности.Что это значит? Это значит, что качество образования зависит от способно...
«Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»
laquo;Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»...
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КЛЮЧЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции...