Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» (Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Аксёнова Лариса Валерьевна

Программа

«Банкир, фермер иль портной…

Кто же я буду такой?»

(Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Proforientaciya.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Банкир, фермер иль портной…

Кто же я буду такой?»

(Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)

                    Выполнила

                                                   Аксёнова Лариса Валерьевна,

                                                учитель начальных классов

                                    МОУ «Школа № 62»

Прокопьевск, 2010

Пояснительная записка.

        К. Д. Ушинский высказал в своё время прекрасную мысль: лучшая форма наследства, оставляемая нами детям, не деньги, ни вещи и даже не образование. Одним из важнейших условий будущей счастливой жизни детей может стать воспитанное взрослыми трудолюбие у детей. Роль первых лет обучения в этом отношении переоценить трудно. Именно в этом возрасте ребёнок приобретает не только свои первые трудовые умения, но именно в это время закладываются основы системы знаний о трудовой деятельности взрослых, появляется и развивается интерес к этой деятельности.

              Работа по профориентации должна являться частью воспитательной работы учебных заведений, поскольку выбор профессии, как сознание необходимости своего участия в общественно-полезном труде – важное условие формирования личности.

       Из-за отсутствия отлаженного взаимодействия между школой и семьей, предприятиями, средними и высшими учебными заведениями и другими социальными институтами, ответственными за подготовку школьников к труду и выбору профессии; между запросом практически и обеспеченностью её современными научно-методическими основами, возникают недостатки и противоречия, которые должны позволить оказать своевременную помощь и коррекцию профессионального выбора.

Одной из характерных особенностей современного общества является всё углубляющееся противоречие:

- между желанием человека заниматься определенной трудовой деятельностью и возможностью его реализовать. Такое положение определяет необходимость нового подхода к профессиональной ориентации, в частности, к её начальным этапам.

- Другое противоречие состоит в необходимости проведения работы по профессиональной ориентации школьников и нежеланием её проведения в школах в связи с нехваткой времени и слабой методической подготовки учителей.

       В теории и практике наиболее изучены вопросы формирования готовности к выбору профессии у старшеклассников, однако наименее

изучены вопросы о процессе профессионального самоопределения младшими школьниками, что и определило тему моей программы.

Цель: создать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования интереса в игре к труду взрослых у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Выявить основы трудового воспитания младших школьников.

2. Изучить особенности игровой деятельности у учащихся младшего            школьного возраста.

3. Разработать пути и средства для формирования интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.

Данная программа расчитана на учащихся 1 – 4 классов.

Сроки её реализации – 4 года.

 Формирование интереса  к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста ведётся по следующим  экспериментам: формирующему и двумя констатирующими.

  Цель формирующего эксперимента: способствовать формированию интереса к труду взрослых у младших школьников.   В формирующем эксперименте особое внимание уделяется расширению представлений младших школьников о мире труда и профессий, доступного понимания его роли в жизни людей. Для этого используются разнообразные формы и методы: игры, беседы, встречи с людьми разных профессий.

Для формирования положительного отношения младших школьников к труду используются в процессе обучения экскурсии, наблюдения, игры.

 В ходе формирующего эксперимента необходимо включать младших школьников в трудовую деятельность: коллективную и индивидуальную. Для этого используются уроки трудового обучения, чтения, внеклассная работа.

Прогнозируемые результаты.

  Я предполагаю, что работа в формирующем эксперименте существенно повлияет на формирование младших школьников к профессиональному самоопределению.

 1 констатирующий эксперимент.

Цель: изучить уровень сформированности интереса к труду взрослых по трём критериям.

 Работа в констатирующем эксперименте ведётся в первом классе. По анкетам, наблюдениям выявляется уровень сформированности интереса к труду взрослых у младших школьников. Все полученные данные анализируются, подвергаются математической обработке и заносятся в таблицы. По ним строятся диаграммы.

Предположим, что  интерес к труду взрослых у учащихся может быть низким, для развития и формирования необходим формирующий эксперимент.

2 констатирующий эксперимент.

Цель: изучить уровень сформированности интереса к труду взрослых по трём критериям.

 Работа в констатирующем эксперименте ведётся в 4 классе. По анкетам, наблюдениям выявляется уровень сформированности интереса к труду взрослых у младших школьников. Все полученные данные анализируются, подвергаются математической обработке и заносятся в таблицы. По ним строятся диаграммы.

 По диаграммам делается вывод об эффективности работы в формирующем эксперименте.

Проявлениями критериев сформированности интереса к труду взрослых являются:

        когнитивный

  • наличие знаний о труде учащихся, о правилах поведения в процессе выполнения учебной и трудовой деятельности;
  • представление о собственных качествах и возможностях;
  • умение производить самооценку на определённом уровне.

       мотивационно-потребностный

  • наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности;
  • наличие сформированности мотивации на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности;
  • стремление к коллективному труду.

          деятельностно-практический

  • проявления трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.

Средствами диагностики по каждому из выделенных критериев являются анкеты, беседы,  наблюдения за деятельностью учащихся. В приложении 1 помещена анкета по определению сформированности интереса к труду взрослых у учащихся младшего школьного возраста.

  В соответствии со значениями трёх критериев мной дана характеристика высокого, среднего, низкого уровней сформированности интереса к труду взрослых у учащихся младшего школьного возраста.

Высокий уровень характеризуется наличием разносторонних знаний о профессиональной деятельности людей, представлениями о качествах личности, необходимых в той или иной профессии, собственных качествах и возможностях. Отмечается стремление школьников к новым знаниям. Активно владеют способами самостоятельного познания действительности. Деятельность мотивируется интересом к её результатам, общественной значимостью.

Средний уровень характеризуется наличием устойчивого интереса к труду людей и миру профессий. Деятельность мотивирована желанием самоутвердиться, интересом к процессу деятельности. Адекватно оценивают результаты своего труда.

Низкий уровень – школьники имеют элементарные знания о труде людей, слабый интерес к миру профессий, не понимают общественной значимости труда.

В соответствии с указанными критериями использую методики изучения уровня сформированности интереса к труду взрослых у учащихся младшего школьного возраста.

Показатели когнитивного критерия измеряю при помощи упражнений «Угадай профессию», «Объясни смысл пословиц», «Собери шкатулку народной мудрости» (о трудолюбии, лени, о какой профессии). Понимание школьниками роли творческой деятельности изучаю при анализе художественного произведения П. Бажова «Хозяйка медной горы», «Голубая змейка», а также при помощи анкеты о творчестве.

Степень проявления мотивационно-потребностного критерия измеряю с помощью анкеты «Мои трудовые обязанности», а также при помощи наблюдения и моей оценки отношения школьников к совместной деятельности при проведении коллективных дел, экскурсий профориентационной направленности.

Способность к практической деятельности выявляю в ходе наблюдений в процессе обучения и во внеклассной работе, а также с помощью «Методики выявления особенностей деятельности» Н. И. Непомнящей.

Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» основана на применении активных практико-ориентированных средств.

 Игра является одним из действенных средств воспитания детей младшего школьного возраста. Известный педагог Ю. П. Азаров объединяет воедино игровую и трудовую деятельность детей, говоря о том, что, дополняя друг друга, эти виды деятельности наиболее эффективны в формировании личности ребенка.

        Организуя игровую деятельность детей, необходимо помнить, что нельзя принуждать их играть, любое принуждение бессильно. Игровая деятельность всегда носит добровольный характер, предоставляя каждому свободный выбор – участвовать или не участвовать в игре. Можно заинтересовать ребёнка.

         Сюжетные игры, которые особенно популярны у детей, могут создаваться как самими детьми, так и строится в соответствии с темой. Особенно удаются игры, имитирующие трудовую деятельность взрослых людей. В этих играх используется различный природный материал: засохшие растения, ветки, камешки, игрушки: совочки, грабли, кубики и т.д.  Детская фантазия наделяет предметы различными свойствами. Играя в моряков, шофёров, лётчиков дети быстро входят в роль, играют с выдумкой. Исполнение роли требует от них вступления в различные «профессиональные» отношения с товарищами, координирования своих действий, сотрудничества, помощи друг другу. В ролевой игре средствами изображения выступают роли и игровые действия, которые похожи на реальные действия людей, чья роль разыгрывается. Я подсказываю, а иногда и показываю, как действуют взрослые в подобной ситуации. Наилучшим вариантом в данном случае является не просто моя подсказка, а вступление  в игру, исполнение мной соответствующей роли. Слежу за тем, чтобы участники игры честно выполняли правила, действовали в соответствии с ролью. Поддерживаю у играющих положительное настроение, состояние увлечённости игрой. Не допускаю, чтобы в процессе игры возникали ссоры, размолвки, отрицательные эмоции.  

С каждым годом обучения в школе содержание и направленность игры меняется. Всё большее распространение получают дидактические игры, организуемые педагогом. Дидактические игры представляют собой своеобразное обучение в форме игры, переходную форму игры к учению. В структуре дидактических игр можно выделить следующие компоненты: дидактическую задачу, которая определяется целью обучения или воспитания, игровую задачу, которая предстает перед детьми в качестве замысла игры, игровые действия и правила игры. Дидактическая игра должна проходить в выразительной форме, что обеспечивает интерес детей. Содержание дидактических игр самое разнообразное. Особое место среди дидактических игр занимают игры, которые расширяют знания учащихся о труде взрослых, развивают интерес детей к этому труду.

      Например, можно использовать игру «Определи профессию». Методика её проведения такова. Класс делится на две группы: одни изображают, другие отгадывают. Группа отгадчиков выходит из класса. Остальные договариваются, какую профессию будут изображать. Когда первые возвращаются, им задают вопрос: «Вам работники нужны?» - «А что вы умеете делать?» – спрашивают отгадчики. В ответ ребята изображают то , что они запланировали, имитируют действия. Одни изображают портных: раскраивают ткань, шьют иголкой на руках и шьют на машинке, примеривают. Другие изображают столяров: строгают, пилят, вбивают гвозди, шлифуют. Третьи выступают в роли учителей: проверяют тетради, исправляют ошибки, объясняют, пользуясь якобы указкой и т.д.

         В этой игре выясняется, насколько дети представляют деятельность людей – представителей различных профессий. Конечно, это можно было выяснить проще, задав на уроке учащимся вопрос. Но именно в занимательной, игровой форме не только закрепляются знания учащихся, но и появляется интерес к различным видам трудовой деятельности.

       Также, можно предложить следующие дидактические игры: «Поезд», «Выбери инструменты», «Вот я умелец какой», «Магазин», «Собери урожай» и другие.

        Большое значение имеет анализ игры – как сюжетно-ролевой, так и дидактической. Оцениваю качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно обращаю внимание на поведение детей в процессе игры, на качества их личности в игре: как проявлялась взаимовыручка в игре, настойчивость, «вживание в образ», отношение к товарищам и т.д. Моя педагогическая сущность заключается не столько в непосредственном вмешательстве в игру, сколько в умении создать условия, определяющие правильное отношение детей к игре.

        Таким образом, в младшем школьном возрасте игра продолжает быть значимой для детей. Умело организованная игра является эффективным средством формирования у них интересов к труду взрослых.

Анализ практического опыта в формировании интереса к труду взрослых у учащихся младшего школьного возраста.

       Формирование интереса  к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста велось по следующим  экспериментам: формирующему и двумя констатирующими.

        Цель формирующего эксперимента: способствовать формированию интереса к труду взрослых у младших школьников.

        В формирующем эксперименте особое внимание уделяется расширению представлений младших школьников о мире труда и профессий, доступного понимания его роли в жизни людей. Для этого используются разнообразные формы и методы: игры, беседы, встречи с людьми разных профессий.

        Для формирования положительного отношения младших школьников к труду используются в процессе обучения экскурсии, наблюдения, игры.

        В ходе формирующего эксперимента необходимо включать младших школьников в трудовую деятельность: коллективную и индивидуальную. Для этого используются уроки трудового обучения, чтения, внеклассная работа.

Прогнозируемые результаты.

        Я предполагаю, что работа в формирующем эксперименте существенно повлияет на формирование младших школьников к профессиональному самоопределению.

 1 констатирующий эксперимент.

Цель: изучить уровень сформированности интереса к труду взрослых по трём критериям.

      Работа в констатирующем эксперименте ведётся в первом классе. По анкетам, наблюдениям выявляется уровень сформированности интереса к труду взрослых у младших школьников. Все полученные данные анализируются, подвергаются математической обработке и заносятся в таблицы. По ним строятся диаграммы.

Предположим, что  интерес к труду взрослых у учащихся может быть низким, для развития и формирования необходим формирующий эксперимент.

2 констатирующий эксперимент.

Цель: изучить уровень сформированности интереса к труду взрослых по трём критериям.

     Работа в констатирующем эксперименте ведётся в 4 классе. По анкетам, наблюдениям выявляется уровень сформированности интереса к труду взрослых у младших школьников. Все полученные данные анализируются, подвергаются математической обработке и заносятся в таблицы. По ним строятся диаграммы.

     По диаграммам делается вывод об эффективности работы в формирующем эксперименте.

Проявлениями критериев сформированости интереса к труду взрослых являются:

        когнитивный

  • наличие знаний о труде учащихся, о правилах поведения в процессе выполнения учебной и трудовой деятельности;
  • представление о собственных качествах и возможностях;
  • умение производить самооценку на определённом уровне.

       мотивационно-потребностный

  • наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности;
  • наличие сформированности мотивации на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности;
  • стремление к коллективному труду.

          деятельностно-практический

  • проявления трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.

Средствами диагностики по каждому из выделенных критериев являются анкеты, беседы,  наблюдения за деятельностью учащихся. В приложении 1 помещена анкета по определению сформированности интереса к труду взрослых у учащихся младшего школьного возраста.

Таблица 2.

Сводная таблица результатов работы.

Критерии

Уровни сформированности интереса к труду взрослых

высокий

средний

низкий

1 класс

1класс

1 класс

Когнитивный

11

16,5

72,5

Мотивационно-потребностный

5,5

22

72,5

Деятельностно-практический

5,5

22

72,5

     Таким образом, по когнитивному критерию большинство младших школьников (72,5 % учащихся) имеют низкий уровень сформированности интереса к труду взрослых; средний уровень сформированности – у 16,5 % школьников. Совсем мало (примерно 10%) имеют высокий уровень сформированности интереса к труду взрослых.

      По мотивационно-потребностному критерию 72,5 % школьников имеют низкий уровень сформированности интереса к труду взрослых, 22 % школьников имеют средний уровень сформированности интереса; 5,5% школьников имеют высокий уровень сформированности интереса к труду взрослых.

       По практико-деятельностному критерию 72,5 % учащихся имеют низкий уровень, средний уровень – 22%, высокий уровень – у 5,5 % школьников.

       Для более наглядного представления по полученным данным построена диаграмма 1 и сделан вывод о сформированности интереса к труду взрослых у учащихся младшего школьного возраста.

Диаграмма 1.

Сформированность интереса к труду взрослых у младших школьников по трём критериям.

       

Вывод: уровень сформированности интереса к труду взрослых у младших школьников низок по каждому из выделенных критериев. Мной была разработана программа, способствующая развитию интереса к труду взрослых у учащихся младшего школьного возраста. Она включает в себя игры, праздники, путешествия. Все они прошли проверку в формирующем эксперименте.

Таблица 3.

Уровень сформированности интереса к труду взрослых у учащихся четвёртого  класса .

п\п

Ф. И. ученика

Готовность к профессиональному самоопределению

когнитивный

мотивацион.

деятельност.

1.

Настя А.

высокий

высокий

высокий

2.

Таня Б.

средний

средний

средний

3.

Лена Б.

средний

низкий

средний

4.

Саша Б.

низкий

средний

средний

5.

Эльвира В.

средний

средний

средний

6.

Кристина Г.

средний

средний

средний

7.

Маргарита Г.

средний

высокий

средний

8.

Екатерина Д.

средний

средний

средний

9.

Антон Д.

низкий

низкий

низкий

10.

Александра К.

средний

средний

средний

11.

Андрей К.

высокий

высокий

высокий

12.

Денис К.

низкий

средний

низкий

13.

Ирина Л.

высокий

высокий

средний

14.

 Виктор Л.

низкий

низкий

низкий

15.

Павел М.

средний

средний

средний

16.

Анна Н.

средний

средний

средний

17.

Галина П.

высокий

высокий

высокий

18.

Регина П.

средний

средний

средний

                Таким образом, в четвёртом классе:

  • по когнитивному критерию:

              высокий уровень – у 4 учеников ( 22%);

                      средний уровень – у 10 школьников (56%);

                      низкий уровень – у 4 школьников (22%).

  • По мотивационно-потребностному критерию:

                      высокий уровень –  5 школьника (28%);

                      средний уровень – у 10 школьников (56%);

                      низкий уровень – у 3 школьников (16%).

  • По деятельностно-практическому критерию:

                      высокий уровень –  3 школьника (16%);

                      средний уровень – у 12 школьников (68%);

                      низкий уровень – у 3 школьников (16%).

Все данные в процентном отношении были занесены в таблицу 4.

Таблица 4.

Сводная таблица результатов работы.

Критерии

Уровни сформированности интереса к труду взрослых

высокий

средний

низкий

4 класс

4класс

4 класс

Когнитивный

22

56

22

Мотивационно-потребностный

28

56

16

Деятельностно-практический

16

68

16

Для наиболее наглядного представления по полученным данным построена диаграмма 2 и сделан вывод о сформированности интереса к труду взрослых у учащихся младшего школьного возраста.

Диаграмма 2.

Сформированность интереса к труду взрослых у младших школьников.

Вывод: уровень сформированности интереса к труду взрослых у учащихся младшего школьного возраста возрос примерно в 2,6 раза. Возросший уровень интереса к труду взрослых по всем критериям говорит об эффективности проведённой мной работы.

        

Вид

деятельности

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

Познава-

тельная

«Труженики леса» (беседа о профессиях в лесном хозяйстве).

«Как приходят вести»(беседа о профессиях в отрасли связи).

«Профессио-

ведческий турнир»(поз-

нават.-развл. программа).

«По дорогам идут машины»(беседа-тренинг).

Ценностно-

ориентиро-

вочная

«Все профессии нужны, все профессии важны»(утренник – устный журнал о профессиях).

«Профессии наших родителей»

(встреча-праздник).

«Без труда нет плода»

(театрализо-

ванное представле-

ние).

«Все работы хо-

роши, выбирай

на вкус»

(праздник).

Трудовая

«У кого масте-

рок, у кого

молоток»(бесе-

да о рабочих

инструментах).

Помощь библиотеке

«Ремонт

Книг».

Помощь

детскому саду «Ре-

монт игру-

шек».

«Творчество в труде»(выстав-

ка).

Художествен-

но-творчес-

кая

«Русские умель-

цы»(утренник о мастерах народ-

ного творчества).

«Праздник цветных кА-

рандашей»

(детское разв-

лекательное

шоу).

«Творцы мира пре-

красного»

(беседа-

встреча).

Конкурс рисун-

коа «Я в буду-

щем».

Физкультур-

но-оздорови-

тельная

«Большое кос-

мическое путе-

шествие»

(спортивный

конкурс).

«Стой, кто идёт?»(спор-

тивное со-

ревнование,

посвящённое

армии).

«Знакомые

незнакомцы»

(информа-

ционно-

спортивное

представле-

ние).

«Праздник вес-

ны и труда»

(развлекатель-

ное шоу).

Коммуника-

тивная

Экскурсия «Строим дом» -

знакомство со

строительными

специальностями.

Экскурсия

на автобазу.

Беседа о про-

фессии води-

тель.

Экскурсия в

ателье.

«О профессии

продавец»(бе-

седа-тренинг).

Экскурсия в

магазин.

Игровая

Ролевые игры.

Дидактичес-

кие игры.

«Мир про-

фессий»

(профориен-

тационная

викторина).

«Весёлые

мастерские»

(игра-состяза-

ние).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой? программа курса для обучающихся 1 – 4 классов

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Существует много программ по...

Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Коррекция психических процессов через развивающие игры у учащихся младшего школьного возраста

Игра – «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и загадывать. Очень важно, чтобы игра бы...

Конкурсные задания интеллектуальной игры для учащихся младшего школьного возраста "Эврика"

Задания интеллектуальной игры для учащихся младшего школьного возраста "Эврика" могут быть интересны классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования для организа...

Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.

Выступление педагога на собрании родителей первокласников о воспитании интереса к чтению. Учитель советует, как сделать так, что бы дети полюбили книгу, ведь книга прочитанная в детстве, остется в пам...

Доклад "Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности".

Работа с кнингой богата и разнообразна как по форме, так и по содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее. В обучении, воспитании и развитии ...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...