план -конспект урока математики по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
План конспект урока по математике в 4 классе по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики в 4 классе | |
Тема урока | «Доли и дроби» |
Цель урока (предметные) | – ознакомление учащихся с предметным смыслом дроби и доли, с терминами «дробь», «доля», с записью и чтением дробей; – формирование навыков определения долей и дробей по предметным моделям. |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | проблемно-поисковая |
Оборудование | карточки для индивидуальной работы учащихся, рисунки фигур, разбитых на части для групповой работы, мультимедийная презентация, сигнальные карточки для рефлексии, самооценки. |
Базовая программа | УМК «Перспектива» |
Базовый учебник | «Математика», 4 класс (Дорофеев Г.В., Миракова Т.В.), 2015 год |
Задачи урока | Личностные: – развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задач. Метапредметные – формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; – оценивать правильность выполнения действия. Познавательные УУД: – овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения; – осуществлять работу с графической информацией. Коммуникативные УУД: – строить монологическое высказывание, овладевать диалогической формой коммуникации |
Ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | время |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: настрой на учебную деятельность | Приветствие детей. Я, рада, что у вас хорошее настроение, улыбку - залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. | Приветствуют учителя. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок. Познавательные: что я сегодня узнаю нового и чему научусь. | 1 мин |
2 | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: реализация образовательных, развивающих, воспитательных задач урока, понимание и осознание темы урока, формирование УУД. | Отгадайте загадку: К цитрусам тот плод относят, Вкусом радость он приносит, Шкурку надо снять с него, А затем тихонько, Разобрать по долькам! Вы скажете, причём тут апельсин, когда у нас математика? Посмотрим, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы. | Выполняют поставленную задачу. Он нам поможет назвать тему урока. Смотрят м/ф. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами математики, родного языка. Познавательные: логические – анализ, сравнение объектов с целью выявления признаков. Личностные: уметь работать в заданном темпе; уметь формулировать точку зрения, делать выводы. | 1 мин 1 мин |
3 | Постановка учебной задачи. Цель: учить определять тему урока по заданному заданию, ставить цели по достижению понимания и осознания темы урока, формирование УУД | - Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки). – Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина). - Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин? (Да). - Как по-другому, можно назвать эти равные части? (Доли). - Сформулируйте тему урока. (Тема урока: «Доли»). Помогаю ставить цели и задачи. - Какие учебные цели мы поставим перед собой? - Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? (Не знаем) Что вы хотите конкретно узнать на уроке по этой теме? 1. Что такое доли? 2. Как образуются доли? 3. Как записываются доли? 4. Как называются запись доли? |
Называют тему урока: «Доли» Ставят учебные цели, выявляют место и причины затруднений, которые могут возникнуть на уроке, прогнозируют свой индивидуальный результат. | Регулятивные: целеполагание; постановка темы и учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено; освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; прогнозирование результата деятельности. Коммуникативные: постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами математики, родного языка. Познавательные: общеучебные –самостоятельное выделение, формулирование цели; формирование умения использовать логические операции; логические –формулирование проблем, прогноз деятельности. |
2 мин |
4 | Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Цель: реализация образовательных, развивающих, воспитательных задач урока, понимание и осознание темы урока, формирование УУД. | Организую деятельность учащихся по исследованию проблемы. Выявляю уровень знаний. Определяю типичные недостатки. Групповая работа. Кроме апельсина можно еще что-то разделить на доли? Давайте, определим, что же называют долями? Для этого решите, как надо разделить пирог между участниками группы - Сколько частей досталось каждому из вас? - Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? - Значит, каждому досталось по одной равной части от целого пирога. - Сделайте вывод, что такое доля. - Какой пункт плана мы выполнили? Организую работу в парах. - Обсудите в парах и расскажите, как вы образовали доли? Как получили? - Какой вывод вы можете сделать? - Какой пункт плана мы выполнили? Молодцы. Фронтальная работа. Каждый из вас сейчас получил часть пирога, точнее, долю. Какую часть получил ты? (указываю на одного ученика) На доске появляется запись: «1 часть из 4». В математике пишут короче: . Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Групповая работа. Сравните словесную формулировку с математической записью. Сделайте вывод о том, что обозначает каждое число в записи доли. Коллективная работа. Рассмотрите рисунок. Скажите, сколько частей на нем закрашено? На доске появляется запись: «2 части из 3». Как записать эту фразу с помощью чисел? - Какой пункт плана мы выполнили? А кто знает, как называется такая запись числа? В математике такую запись называют «дробью». На доске появляется запись: «дробь». - Какой пункт плана мы открыли? | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки. Работа в группе с изображением пирога. Разрезают рисунок на равные части по количеству участников группы. Каждому ученику досталось по одной части. Эти части равные. Вывод: Доля – это одна или несколько равных частей целого. Узнали, что такое доли. Работают в парах. Мы целое разделить на равные части. Вывод: Надо целое разделить на несколько равных частей. Узнали, как образуются доли Одну часть из четырех. Работа в группе по обсуждению вывода. Вывод: Число под чертой показывает, на сколько равных частях мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. «» записывает один ученик у доски. Узнали, как записываются доли. Узнали, как называются запись доли | Личностные: умение внимательно слушать, участвовать в обсуждении проблемы; умение выбирать метод разрешения проблемной ситуации и на этой основе выбирать метод выдвижения и проверку ими гипотез, умение работать в парах, группах. Познавательные: умение выделять необходимую информацию, планировать свою деятельность, прогнозировать результат. Регулятивные: в ситуации затруднения уметь регулировать свою деятельность. Коммуникативные: Умение планировать сотрудничество с одноклассниками и учителем. | 2 мин 1 мин 2 мин 1 мин 2 мин |
5 | Физминутка | 1 мин | |||
6 | Первичное закрепление во внешней речи (обобщение затруднений во внешней речи) | Групповая работа. У вас на столах есть лист бумаги А3. На нем нарисованы фигуры, разбитые на части. Задание заключается в следующем: Подберите ту карточку с дробью, которая обозначает, какая часть фигуры закрашена и приклейте рядом с фигурой. Какие работы получились у каждой группы? | Работа в группе Приклеивают на лист карточки с дробью. Защищают работу. Проверка работ коллективно. | Познавательные: умение анализировать полученную информацию и делать на ее основе выводы; умение самостоятельно планировать свою деятельность; уметь строить речевое высказывание. Личностные: умение решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. | 2 мин |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой | Предлагает самостоятельно решить задания: Карточка №1: Заполните пропуски в тексте, подобрав подходящие по смыслу слова: а) Пиццу разделили на 6 _______________; б) В дроби число 1 обозначает___________________; в) В дроби число 6 обозначает___________________. Карточка №2: Каждую дробь соедините с её названием: три седьмых
две пятых
две шестых Организую самопроверку. Организую самооценку. Кто выполнил все правильно поднимите зеленые флажки. Кто допустил 1-2 ошибки поднимите желтые флажки. | Решают самостоятельно задачи на листочках. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Проверяют свое решение с эталоном на доске. | Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам, самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой | 1 мин 1 мин 1 мин |
8 | Рефлексия | Организую фиксирование нового содержания, рефлексию. - Давайте подведем итог работы на уроке. - Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы ставили в начале урока? - Ответьте на них. А сейчас, ребята, возьмите сигнальные карточки, на которых изображены смайлики и покажите, как вы оценили урок и свою работу на нем. Д/З: с.4 №2 | Отвечают на вопросы учителя; рассказывают о том, что узнали, что получилось.
Записывают домашнее задание. | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений | 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 3 классе. "Дроби. Действия с дробями".
Конспект урока математики в 3 классе. "Дроби. Действия с дробями". Программа РО Л.В.Занкова...
план-конспект по математике по системе Занкова с презентацией, самоанализ урока
Вы можете найти план-конспект с презентацией и самоанализом урока...
технологическая карта урока математики "Терминология. Предметный смысл дроби" 4 класс
Тема. Терминология. Предметный смысл дробиЦель. Познакомить учащихся с предметным смыслом дроби (доли), где a, b – натуральные числа, с терминами (дробь, числитель, знаменатель, доля).Формируемы...
План – конспект открытого урока математики проведённого во 2 классе учитель: Жубанова Н.Ш. Тема: Приёмы письменного сложения и вычитания (закрепление).
Тема: Приёмы письменного сложения и вычитания (закрепление). Цели: 1. Обучающие: 1) закреплять умение учащихся использовать изученные приёмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел с пе...
план-конспект по математике, 4 класс, УМК "Школа России", тема: "дроби"
Цель урока: формирование представления об образовании дроби, её числителя и знаменателя; умения читать и записывать дроби, выражать в процентах дроби со знаменателем 100 Планируемые результаты:Пр...
Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей" (" УМК перспектива", 4 класс)
Цели деятельности учителя:Повторение и отработка навыков сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем, сравнения дробей, решения текстовых задач.Планируемые результатыПредметные:Уметь с...
Конспект урока математики "Правильные и неправильные дроби" УМК "Перспектива" 4 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Правильные и неправильные дробиЦели деятельности учителя: расширение знаний о математических определениях; формирование представления о правильных и неправильны...