Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_i_sh_2_zanyatiya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
на тему: “В стране звуков С и Ш”
(1-ое занятие)
Учитель – логопед: Чумакова Т.П.
Цель: учить детей различать звуки «с» и «ш» устно и на письме.
Задачи:
Образовательные: тренировать детей в различении звуков С и Ш(в произношении, на слух и на письме);
Коррекционные: способствовать развитию логического мышления, слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, анализа и синтеза; уточнять и расширять словарный запас учащихся;
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Оборудование: Карточки с родственными словами, индивидуальные зеркала, веер с буквами(для каждого ребенка), предметные картинки по теме «мебель», карточки с наложенными изображениями, карточки со словами-паронимами, мяч.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства деятельности |
I. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. 1. работа с родственными словами. - прочитайте слова на карточках и попробуйте объединить их в группы. Какие две группы у вас получились? 2.сообщение темы и цели занятия -назовите первые звуки во всех словах -сегодня мы будем учиться различать звуки «с» и «ш». | Ответное приветствие. Выполняют задание Свет, светлый, светает, светло Шуметь, шум, шумный, шумок С,ш | Карточки со словами: Свет, светлый, светает, светло Шуметь, шум, шумный, шумок |
II. основная часть.
| 1.сравнительная характеристика звуков «с»-«ш» С-согласный, глухой, твердый. При его произнесении губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, выдыхаемый воздух холодный. Ш-согласный, глухой, твердый, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, язык принимает форму «чашечки», выдыхаемый воздух теплый. 2. слуховая дифференциация звуков в ряду других звуков и между собой: - я буду называть звуки, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите звук «с» - показываете букву «с», а если услышите звук «ш», то показываете букву «ш», если услышите другой какой то звук - ничего не показываете. С, з, ш, ж, щ, с, ф, ш, с,…. 3. слухо-произносительная дифференциация звуков на уровне слога д/у «запомни, повтори» са-са-ша со-шо-со ша-ша-са шу-су-шу 4.слухо-произносительная дифференциация звуков «с»-«ш» в словах *детям предъявляются картинки с изображением мебели, в названии которых есть или отсутствуют звуки «с»-«ш». Необходимо разложить картинки на 2 группы. Определить место звуков в слове. * детям предъявляются карточки с наложенными изображениями. Нужно назвать картинки, записать слова в 2 столбика, выделить буквы «с»-«ш» | Наблюдают за артикуляцией в зеркале Выполняют задание Повторяют слоги Раскладывают картинки на 2 группы Записывают слова в 2 столбика | Индивидуальные зеркала Веер с буквами для каждого ребенка картинки с изображением мебели, в названии которых есть или отсутствуют звуки «с»-«ш» карточки с наложенными изображениями |
физминутка | Игра с мячом | мяч | |
* детям предъявляются карточки со словами. Необходимо вставить пропущенные буквы «с»-«ш». сравнение слов по написанию, звучанию, значению. 5.слухо-произносительная дифференциация звуков «с»-«ш» на уровне словосочетаний. Прочитайте строки стихотворения К.И.Чуковского и вставьте в текст пропущенные слова: Да здравствует мыло … И полотенце …. И зубной…. И густой … | Вставляют пропущенные буквы Душистое Пушистое Порошок гребешок | Карточки со словами-паронимами. Карточка с текстом | |
III. подведение итогов занятия. | - Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какие звуки и буквы мы учились сегодня различать? Назовите слова со звуком «с», со звуком «ш». - Какие задания вам больше всего понравились? - На следующем занятии мы продолжим эту тему. А сегодня все ребята – молодцы! (оценивается деятельность каждого ученика). До свидания. | С и Ш (ответы детей) |
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
на тему: “В стране звуков С и Ш”
(2-ое занятие)
Учитель – логопед: Чумакова Т.П.
Цель: учить детей различать звуки «с» и «ш» устно и на письме.
Задачи:
Образовательные: тренировать детей в различении звуков С и Ш(в произношении, на слух и на письме); упражнять в составлении словосочетаний и предложений;
Коррекционные: способствовать развитию логического мышления, слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия, анализа и синтеза; уточнять и расширять словарный запас учащихся; закреплять навыки ориентировки на плоскости листа бумаги;
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Оборудование: картинки с изображением Малыша и Карлсона, буквы С и Ш, веер с буквами(для каждого ребенка), коробка с фасолью, игрушки, в названии которых есть звуки «с» и «ш» в разной позиции, предметные картинки по теме «одежда», 2 домика-шкафа, таблица с картинками и карточка с кроссвордом, карточки с заданиями, ноутбук, мяч.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства деятельности |
I. Организационный момент , сообщение темы и цели занятия. | - Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня на занятии мы с вами продолжим путешествовать по стране звуков С и Ш. А вместе с нами путешествовать будут два героя из одного очень известного мультфильма. Сейчас я вам включу музыкальный фрагмент из этого мультфильма, а вы попробуйте отгадать, что это за герои. -кто это говорил? - скажите, ребята, а сколько звуков в слове «Малыш»? - а какой последний, пятый, звук? А в слове «Карлсон» какой пятый звук ? -Напомните мне, пожалуйста, звуки «с» и «ш» - это гласные или согласные? Глухие или звонкие? Твердые или мягкие? - молодцы! - итак, сегодня мы продолжим учиться различать звуки «с» и «ш» и не путать соответствующие буквы при письме. | Ответное приветствие. Слушают музыкальный фрагмент -Малыш и Карлсон - 5 -ш -с Согласные Глухие Твердые | ноутбук Выставляются картинки с изображением Малыша и Карлсона. Выставляется буква «Ш» Выставляется буква «С» |
II. основная часть.
1. слуховая дифференциация звуков «с»-«ш» на уровне слога и слова | -Малыш и Карлсон приготовили для вас много разных заданий. Вот одно из них. д/у «услышь звук» -я буду называть слоги и слова, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите звук «с» - показываете букву «с», а если слышится звук «ш», то показываете букву «ш». - ша, са, ош, ос,сто, што, стук, шалун, песок, мешок, ландыш, глобус -молодцы, все справились. | Выполняют задание | Веер с буквами для каждого ребенка |
2. слухо-произносительная дифференциация звуков «с»-«ш» в словах | А) - Как известно, Карлсон был большой любитель пошалить. Вот и сейчас, посмотрите, что он натворил. (Предъявляется коробка с фасолью). Высыпал в фасоль игрушки. Ваша задача – наощупь найти игрушку, назвать её и определить, какой звук слышится в названии игрушки : «с» или «ш». -а теперь давайте-ка проверим вашу память. Д/у «кто ушел?» Б)следующее задание приготовил вам Малыш. – нужно помочь ему разложить одежду в 2 шкафа, в 1 – одежду, в названии которой есть звук «С», а в другой - в названии которой есть звук «ш». - про какую одежду мы можем сказать «моя»…? «мои»…? «мой»…? В) посмотрите, каким будет следующее задание от наших героев. Нужно заполнить кроссворд словами. - какая картинка находится в левом верхнем углу? В правом нижнем углу? В центре? Между шариком и крышкой ? Под шариком? Над сыром? Под чашкой? Над маской? Между стаканом и сыром? | По очереди ищут игрушку, называют, определяют наличие звука. Выбирают нужные картинки, ставят в соответствующие домики-шкафы Моя шапка Мои носки Мой свитер Записывают слова в кроссворд Шар Сыр Шуба Стул Чашка Маска Стакан Крышка Самовар | Игрушки, в названии которых есть звуки «с» и «ш» в разной позиции, коробка с фасолью предметные картинки по теме «одежда», 2 домика-шкафа Таблица с картинками и карточка с кроссвордом |
3. слухо-произносительная дифференциация звуков «с»-«ш» в словосочетаниях | Помогите Малышу и Карлсону выполнить задание, которое дала им Фрекен Бок. -Вставьте пропущенные буквы С или Ш. Какие слова у вас получились? -а теперь соедините слова линиями так, чтобы получились словосочетания. Прочитайте, что у вас получилось. Запишите полученные словосочетания, выделите буквы С и Ш. | Выполняют задание на карточке -мышонок, сыр, кошка, сестра, носки, ландыш. Выполняют задание. Пушистая кошка, шустрый мышонок, старшая сестра, послушный сын, душистый ландыш, шерстяные носки. | Карточка с заданием |
4. физминутка | -А теперь давайте немножко отдохнем, поиграем с мячом. Игра с мячом «один-много» 1 стол-много столов 1 стул-много стульев 1 шкаф 1 скамейка 1 подушка и т.д. | мяч | |
5. дифференциация звуков и букв «с»-«ш» в предложениях | Детям выдаются карточки с заданием «Улитка» -прочитайте и запишите предложение, которое написано на раковине улитки. -В каких словах вам встретились буквы С и Ш? Детям выдаются карточки с заданием «составь предложение из слов» -составьте и запишите предложения из данных слов. Подчеркните буквы С и Ш. | Читают и записывают предложение Пушистый, серый, шкаф, красный. Составляют и записывают предложения. | карточки с заданием «Улитка» карточки с заданием «составь предложение из слов» |
III. подведение итогов занятия. | - Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какие звуки и буквы мы учились сегодня различать? Назовите слова со звуком «с», со звуком «ш». - Какие задания вам больше всего понравились? - На следующем занятии мы продолжим эту тему. А сегодня все ребята – молодцы! (оценивается деятельность каждого ученика). До свидания. | С и Ш (ответы детей) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Расширять у учащихся знания и представления об особенностях каждого месяца.Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. Систематизировать знания детей об осен...
Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.
Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...
Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.
Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...
Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"
Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...
Методическая разработка логопедического занятия по развитию связной речи детей
По логопедической теме "Дифференциация Д-Т" на лексическом материале "Дикие животные и птицы" представлена разработка логопедического занятия для учащихся 4-х классов. Целью данног...
Методическая разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Д-Т"
Методическая разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Д-Т"...