Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Чумакова Татьяна Павловна

представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_i_sh_2_zanyatiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ   ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

на тему:   “В стране звуков С и Ш”

            (1-ое занятие)

                           

Учитель – логопед: Чумакова Т.П.

Цель:  учить детей различать звуки «с» и «ш» устно и на письме.

Задачи:

Образовательные: тренировать детей в различении звуков С и Ш(в произношении, на слух и на письме);

Коррекционные: способствовать развитию логического мышления, слухового и зрительного  внимания, фонематического восприятия, анализа и синтеза; уточнять и расширять словарный запас учащихся;

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Оборудование: Карточки с родственными словами, индивидуальные зеркала, веер с буквами(для каждого ребенка), предметные картинки по теме «мебель», карточки с наложенными изображениями, карточки со словами-паронимами, мяч.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства деятельности

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

1. работа с родственными словами.

- прочитайте слова на карточках и попробуйте объединить их в группы.

Какие две группы у вас получились?

2.сообщение темы и цели занятия

-назовите первые звуки во всех словах

-сегодня мы будем учиться различать звуки «с» и «ш».

Ответное приветствие.

Выполняют задание

Свет, светлый, светает, светло

Шуметь, шум, шумный, шумок

С,ш

Карточки со словами:

Свет, светлый, светает, светло

Шуметь, шум, шумный, шумок

II. основная часть.

 

1.сравнительная характеристика звуков «с»-«ш»

С-согласный, глухой, твердый. При его произнесении губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, выдыхаемый воздух холодный.

Ш-согласный, глухой, твердый, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, язык принимает форму «чашечки», выдыхаемый воздух теплый.

2. слуховая дифференциация звуков в ряду других звуков и между собой:

- я буду называть звуки, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите звук  «с» - показываете букву «с», а если услышите звук «ш», то показываете букву «ш», если услышите другой какой то звук - ничего не показываете.

С, з, ш, ж, щ, с, ф, ш, с,….

3. слухо-произносительная дифференциация звуков на уровне слога

д/у «запомни, повтори»

са-са-ша                  со-шо-со

ша-ша-са                 шу-су-шу

4.слухо-произносительная дифференциация звуков «с»-«ш»  в словах

*детям предъявляются картинки с изображением мебели, в названии которых есть или отсутствуют звуки «с»-«ш». Необходимо разложить картинки на 2 группы. Определить место звуков в слове.

* детям предъявляются карточки с наложенными изображениями. Нужно назвать картинки, записать слова в 2 столбика, выделить буквы «с»-«ш»

Наблюдают за артикуляцией в зеркале

Выполняют задание

Повторяют слоги

Раскладывают картинки на 2 группы

Записывают слова в 2 столбика

Индивидуальные зеркала

Веер с буквами для каждого ребенка

картинки с изображением мебели, в названии которых есть или отсутствуют звуки «с»-«ш»

карточки с наложенными изображениями

физминутка

Игра с мячом

мяч

* детям предъявляются карточки со словами. Необходимо вставить пропущенные буквы «с»-«ш».

сравнение слов по написанию, звучанию, значению.

5.слухо-произносительная дифференциация звуков «с»-«ш»  на уровне  словосочетаний.

Прочитайте строки стихотворения К.И.Чуковского и вставьте в текст пропущенные слова:

Да здравствует мыло …

И полотенце ….

И зубной….

И густой …

Вставляют пропущенные буквы

Душистое

Пушистое

Порошок

гребешок

Карточки со словами-паронимами.

Карточка с текстом

III. подведение итогов занятия.

- Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какие звуки и буквы мы учились сегодня различать?

Назовите слова со звуком «с», со звуком «ш».

- Какие задания вам больше всего понравились?

- На следующем занятии мы продолжим эту тему. А сегодня все ребята – молодцы!

(оценивается деятельность каждого ученика). До свидания.

С и Ш

(ответы детей)

КОНСПЕКТ   ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

на тему:   “В стране звуков С и Ш”

            (2-ое занятие)

                           

Учитель – логопед: Чумакова Т.П.

Цель:  учить детей различать звуки «с» и «ш» устно и на письме.

Задачи:

Образовательные: тренировать детей в различении звуков С и Ш(в произношении, на слух и на письме); упражнять в составлении словосочетаний и предложений;

Коррекционные: способствовать развитию логического мышления, слухового и зрительного  внимания, памяти, фонематического восприятия, анализа и синтеза; уточнять и расширять словарный запас учащихся; закреплять навыки ориентировки на плоскости листа бумаги;

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Оборудование: картинки с изображением Малыша и Карлсона, буквы С и Ш, веер с буквами(для каждого ребенка), коробка с фасолью, игрушки, в названии которых есть звуки «с» и «ш» в разной позиции, предметные картинки по теме «одежда», 2 домика-шкафа, таблица с картинками и карточка с кроссвордом, карточки с заданиями, ноутбук, мяч.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства деятельности

I. Организационный момент , сообщение темы и цели занятия.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня на занятии мы с вами продолжим путешествовать по стране звуков С и Ш. А вместе с нами путешествовать будут два героя из одного очень известного мультфильма. Сейчас я вам включу музыкальный фрагмент из этого мультфильма, а вы попробуйте отгадать, что это за герои.

-кто это говорил?

- скажите, ребята, а сколько звуков в слове «Малыш»?

- а какой последний, пятый, звук?

А в слове «Карлсон» какой пятый звук ?

-Напомните мне, пожалуйста, звуки «с» и «ш» - это гласные или согласные?

Глухие или звонкие?

Твердые или мягкие?

- молодцы!

- итак, сегодня мы продолжим учиться различать звуки «с» и «ш» и не путать соответствующие буквы при письме.

Ответное приветствие.

Слушают музыкальный фрагмент

-Малыш и Карлсон

- 5

Согласные

Глухие

Твердые

ноутбук

Выставляются картинки с изображением Малыша и Карлсона.

Выставляется буква «Ш»

Выставляется буква «С»

II. основная часть.

 

1. слуховая дифференциация звуков «с»-«ш»  на уровне слога и  слова

-Малыш и Карлсон приготовили для вас много разных заданий. Вот одно из них.

 д/у «услышь звук»

-я буду называть слоги и слова, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите звук  «с» - показываете букву «с», а если слышится звук «ш», то показываете букву «ш».

- ша, са, ош, ос,сто, што, стук, шалун, песок, мешок, ландыш, глобус

-молодцы, все справились.

Выполняют задание

Веер с буквами для каждого ребенка

2. слухо-произносительная дифференциация звуков «с»-«ш»  в словах

А) - Как известно, Карлсон был большой любитель пошалить. Вот и сейчас, посмотрите, что он натворил. (Предъявляется коробка с фасолью). Высыпал в фасоль игрушки. Ваша задача – наощупь найти игрушку, назвать её и определить, какой звук слышится в названии игрушки : «с» или «ш».

-а теперь давайте-ка проверим вашу память.

Д/у «кто ушел?»

Б)следующее задание приготовил вам Малыш.

 – нужно помочь ему разложить одежду в 2 шкафа, в 1 – одежду, в названии которой есть звук «С», а в другой - в названии которой есть звук «ш».

- про какую одежду мы можем сказать «моя»…? «мои»…? «мой»…?

В) посмотрите, каким будет следующее задание от наших героев.

Нужно заполнить кроссворд словами.

- какая картинка находится  в левом верхнем углу?

                                                В правом нижнем углу?

                                                В центре?

                                        Между шариком и крышкой ?

                                            Под шариком?

                                             Над сыром?

                                             Под чашкой?

                                             Над маской?

                                              Между стаканом и сыром?

По очереди ищут игрушку, называют, определяют наличие звука.

Выбирают нужные картинки, ставят в соответствующие домики-шкафы

Моя шапка

Мои носки

Мой свитер

Записывают слова в кроссворд

Шар

Сыр

Шуба

Стул

Чашка

Маска

Стакан

Крышка

Самовар

Игрушки, в названии которых есть звуки «с» и «ш» в разной позиции, коробка с фасолью

предметные картинки по теме «одежда», 2 домика-шкафа

Таблица с картинками и карточка с кроссвордом

3. слухо-произносительная дифференциация звуков «с»-«ш»  в словосочетаниях

Помогите Малышу и Карлсону выполнить задание, которое дала им Фрекен Бок.

-Вставьте пропущенные буквы С или Ш.

Какие слова у вас получились?

-а теперь соедините слова линиями так, чтобы получились словосочетания.

Прочитайте, что у вас получилось.

Запишите полученные словосочетания, выделите буквы С и Ш.

Выполняют задание на карточке

-мышонок, сыр, кошка, сестра, носки, ландыш.

Выполняют задание.

Пушистая кошка, шустрый мышонок, старшая сестра, послушный сын, душистый ландыш, шерстяные носки.

Карточка с заданием

4. физминутка

-А теперь давайте немножко отдохнем, поиграем с мячом.

Игра с мячом «один-много»

1 стол-много столов

1 стул-много стульев

1 шкаф

1 скамейка

1 подушка и т.д.

мяч

5. дифференциация звуков и букв  «с»-«ш»  в предложениях

Детям выдаются карточки с заданием «Улитка»

-прочитайте и запишите предложение, которое написано на раковине улитки.

-В каких словах вам встретились буквы С и Ш?

Детям выдаются карточки с заданием «составь предложение из слов»

-составьте и запишите предложения из данных слов.

Подчеркните буквы С и Ш.

Читают и записывают предложение

Пушистый, серый, шкаф, красный.

Составляют и записывают предложения.

карточки с заданием «Улитка»

карточки с заданием «составь предложение из слов»

III. подведение итогов занятия.

- Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какие звуки и буквы мы учились сегодня различать?

Назовите слова со звуком «с», со звуком «ш».

- Какие задания вам больше всего понравились?

- На следующем занятии мы продолжим эту тему. А сегодня все ребята – молодцы!

(оценивается деятельность каждого ученика). До свидания.

С и Ш

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Расширять у учащихся знания и представления об  особенностях     каждого месяца.Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. Систематизировать знания детей об осен...

Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.

Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...

Методическая разработка логопедического занятия по развитию связной речи детей

По логопедической теме "Дифференциация Д-Т" на лексическом материале "Дикие животные и птицы" представлена разработка логопедического занятия для учащихся 4-х классов. Целью данног...

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Д-Т"

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Д-Т"...