Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Конспект логопедического занятия составлен с учетом ФГОС  НОО. Данное занятие   показывает использование логопедических  коррекционных и профилактических  приемов обучения в рамках ФГОС. Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. Логопедическое занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемый в ходе занятия, способствуют развитию у детей слогового анализа и синтеза, а также формированию неречевых психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления) и является необходимым для формирования успешности в усвоении детьми с речевыми нарушениями программного материала по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Благодатская Евгения Михайловна

Группа (класс, логопедическое заключение)

Группа обучающихся  2-го класса.

Логопедическое заключение: Нарушение письма и чтения

Тема занятия

Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

Цель

Учить определять количество слогов в слове с опорой на количество гласных в слове.

Задачи

Образовательные:

  • Учить осуществлять анализ и синтез слов различной слоговой структуры.
  • Закрепить умение пользоваться правилом переноса слова.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематические процессы
  • Развивать процессы анализа и синтеза
  • Пополнять и активизировать словарный  запас
  • Развивать психические  процессы (внимание, восприятие, память, мышление)

Воспитательные:

  • Прививать интерес к логопедическим занятиям

Универсальные учебные действия

      личностные  

  • положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость, для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
  • фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
  • с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;
  • ориентироваться на понимание причин своих успехов и  неудач;
  • самостоятельно оценивать собственную деятельность

  регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия для выполнения задания;

 познавательные:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  и письменной форме;
  • осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия;

 коммуникативные:                                                                                                                          

  • осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками
  • самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.

Оборудование

Картинный материал, изографы, карточки с заданиями для самостоятельной работы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этап логопедического занятия

Длительность этапа

Методы  и приёмы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Этап мотивации

5 мин

Словесные , наглядно-демонстрационные

Фронтальная, индивидуальная

Здравствуйте, ребята. Вы готовы сегодня заниматься. Давайте внимательно посмотрим на рисунки. (Предъявляются зашумленные изображения петуха, собаки и зайца.)

Кто изображен. Определите количество гласных звуков в этих словах. Назовите эти гласные. Назовите количество слогов в словах. Почему вы так решили.

Рассматривают изображения, определяют, кто изображён. Произносят слово, считают количество гласных в слове. Перечисляют гласные. Определяют количество слогов в словах.

Петух – 2 гласных, 2 слога, собака – 3 гласных, 3 слога, заяц – 2 гласных, 2 слога.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Этап актуализации знаний

5 мин

Практические, частично-поисковые

Фронтальная, индивидуальная

  1. Откройте тетради. Проведите «дорожки» от картинок к их домикам. Кто в каком домике будет жить. Как вы догадались. Запишите эти слова, подчеркните гласные и поставьте сверху число слогов в каждом слове.

Выполнение действий по инструкции.

петух в доме с гласными е, а; собака –о,а,а; заяц – а,я. Посмотрели на гласные буквы и определили слово.

 

Этап выявления затруднений

2 мин

проблемные,

частично-поисковые

Фронтальная, индивидуальная

  1.   А давайте подумаем, а зачем уметь делить слово на слоги.

Иногда слово не помещается полностью на строке. Его надо перенести. А как. По слогам.

Этап объяснения (добывания) нового знания

10 мин

Практические, словесные, частично-поисковые,

логические (аналитико-синтетические)

Фронтальная

  1. Синтез слов. Составьте и запишите слова из данных слогов:и разделите для переноса.

Бей, во, ро (воробей)

Даш, ран, кА (карандаш)

Радь, тет (тетрадь)

Воч, кА, де (девочка). Проверка выполнения. Назовите мне слово в котором 2 слога. Почему. По сколько слогов в остальных словах.

2.Анализ слогов. По первым слогам данных слов составьте новое слово и запишите его:

Соки, робот, каша; повар, сучок, дарить; якорь, горы, дача; ловит, падает, тает.

Проверка составленных слов. Давайте разделим эти слова для переноса. Проблема: слово ягода. Что еще мы знаем о переносе слов ( одну букву нельзя оставить и переносить нельзя).

Запись слов в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

 При записывании слов  

Анализируют слова.

Определяют первый слог в слове и записывают его.

Анализируют полученное слово

Формулирование вывода: слова переносим по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить, даже если это слог.

Закрепление во внешней речи

4 мин

Практические,  проблемные

Фронтальная

Физкультминутка.   Немножко отдохнем:

1.Игра с мячом. Поймать мяч, произнести слово по слогам и назвать количество слогов.

Ворона, пальто, ученик, лисица, завод, конь, ягода, стол, тетрадь, яма, лист, вещи.

  1. Я буду называть действие а вы делайте его столько раз, сколько в слове слогов: идите, кружитесь, приседайте, хлопать, прыгайте, садитесь.

Выполнение действий по инструкции.

Самостоятельная работа с самопроверкой

12 мин

Практические, проблемные, логические

Индивидуальная

  1.                Работа по карточкам. По первым слогам составьте слова и запишите из этих слов предложение.

Пе-нал, те-левизор, ку-рица, пи-ла, ли-сица, ро-машка, бо-тинки, та-зик. (Пете купили робота). Сколько слов в предложении. Назовите слова, в которых по 3 слога.

  1. Работа с изографами. Определите количество слогов в слове. Назовите слоги по-порядку, 2-й слог, 3-й слог, 1 слог.

               

Выполнение самостоятельной работы.

Рефлексия. Включение нового в систему знаний.

2 мин

Словесные

Фронтальная, индивидуальная

  1. Рефлексия. Определите для себя, кто понял, как определить количество слогов в слове.
  2. Наше занятие окончено. Всем большое спасибо.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают состояние своего знания на текущий момент (в конце урока (занятия)).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Методическая разработка логопедического занятия "Развитие слогового анализа и синтеза".

Данный урок разработан для детей, имеющих дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Урок разработан для закрепления навыка слогового анализа и синтеза, определения ударного слога в сло...

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"...

Совершенствование звуковых обобщений в ходе анализа и синтеза слов различной слоговой структуры

Логопедическая тема: «Совершенствование звуковых обобщений в ходе анализа и синтеза слов различной слоговой структуры”.Лексическая тема: «Весна”.Грамматическая тема: «Вто...