МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
методическая разработка по логопедии по теме
Расширять у учащихся знания и представления об особенностях каждого месяца.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
Активизировать словарь по данной теме.
Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukashova-statya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Лукашова Н.А.
МОУ «Скороднянская СОШ»
Губкинского района
От уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями
В современных условиях проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Поэтому перед педагогами всегда стояли и стоят задачи коренного улучшения воспитания и обучения подрастающего поколения. Решение этих задач неразрывно связано со своевременным выявлением и профилактикой отклонений в речевом развитии детей [8].
Вся работы состоит в создании определенной системы применения методов и приемов, нацеленных на развитие связной речи у младших школьников с ОНР через систему логопедических занятий, в эффективном применении на практике известных научных положений о системе работы над развитием связной речи и совершенствования на этой основе системы логопедического процесса.
Работа включает цикл упражнений, создающих оптимальную умственную и речевую нагрузку на ребенка, который обеспечивается подбором разнообразного наглядного дидактического материала.
Занятие по развитию речи для учащихся 1-го класса с общим
недоразвитием речи
Тема: Осень /обобщение/
Цели: Расширять у учащихся знания и представления об
особенностях каждого месяца.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Систематизировать знания детей об осени и осенних
явлениях.
Активизировать словарь по данной теме.
Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.
Содержание занятия | Дидактический материал |
Закружила осень Рыжие метели, Золотые листья С кленов полетели, Закружился листьев Пестрый хоровод, Заблестел на лужах Первый тонкий лед - О чем говорилось в стихотворении? - Назовите осенние месяцы. - Осень в сентябре, октябре, ноябре какая? (ранняя, золотая, разноцветная, поздняя, холодная, сырая, морозная | Стихотворение [7]. 1. Сюжетные картины [1] (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
Сегодня мы поговорим об осенней поре. Что же происходит осенью? |
Предварительная работа
- Птицы осенью ( улетают ) - Звери осенью ( готовятся к зиме ) - Урожай осенью (убирают) - Дождь осенью (моросит) - Люди осенью (одеваются теплее) - Листья осенью (желтеют, опадают) | 3. Сюжетные картины [2]. |
- Листья осенью (какие?) /Желтые, красные, золотые, бвгряные/ - Как можно об этом сказать одним словом? /Разноцветные/ - Дождь осенью (какой?) /Холодный, мелкий, моросящий/ - Погода осенью (какая) /Пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью)/ - Деревья осенью (какие) /Ранней - с разноцветными листьями, поздней – голые/ | 4. Карточки, фишки [2]. |
«Листики осенние» Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели, Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. |
Стук в дверь. Логопед заносит в кабинет корзину с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслы пропущенные слова, которые логопед старается записать. Рассказ На смену лету пришла … (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Часто моросят … (дожди). Люди надевают … (теплую одежду). В садах и огородах … (собрали урожай). Зверям некогда резвиться, они делают … (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права. | 6. Корзина с разноцветными листьями. Текст с размытыми словами. Маркер. [1] |
|
- О каком времени года говорили? - Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад) |
- Я хочу, чтобы у вас остались хорошие впечатления об осени. - Обведите цветным карандашом лист осенний. -Давайте назовем первый звук в слове «осень» [О]. - А теперь украсьте свои листики буквой «О» | 9. Тетради, ручки, цветные карандаши |
- Что понравилось? - Давайте составим вместе осенний букет нашего настроения. Если вам понравилось занятие – красный лист. Если не очень понравилось – желтый лист. Если совсем не понравилось – зеленый лист. | 10. Разноцветные кленовые листья, ваза. |
Развитие связной речи у младших школьников с ОНР через систему
логопедических занятий позволяет устранить нарушения устной и письменной форм речи, способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления и т.д.) [8]. Использование работы по развитию связной речи у младших школьников с ОНР является необходимым условием эффективности логопедического воздействия через систему логопедических занятий на развитие устной и письменной связной речи. В процессе обучения эти учащиеся без такой помощи не только очень часто оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике, но и испытывают затруднения в процессе обучения вообще. Поэтому дети с общим недоразвитием речи принадлежат к числу учащихся, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь.
Литература
- Гомзяк О.С. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников)
- Лухтай Л.К., Виноградова О.Н. «Дидактический материал по развитию речи в начальных классах». – Киев: Радянська школа, 1990.
- Миронов Р.А. Двенадцать месяцев года. М.: Советская Россия, 1991.
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011 – (Юным умникам и умницам).
- Самоукина Н.В. Игры, в которые играют // Психологический практикум. – Ростов на Дому. – М.: Феникс + Дубна, 2000.
- Шорыгина Т.А. Солнечный зайчик: Стихи для детей. М.: ИСИПРИА, 1999.
- Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда. 2 – изд. доп. – М.: Просвещение, 1984. 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»
Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель: привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для 2-3 классов о...
Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»
Пояснительная записка.Методическая тема занятия: логопедическая игротека.Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель использования игровых...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях. Тема: дифференциация звуко...