Методическая разработка логопедического занятия "правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
на тему:
“ Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.”
( 4 класс)
Учитель – логопед: Чумакова Т.П.
Цель: познакомить учащихся с правилом написания существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.
Задачи:
- Закреплять умение определять род имен существительных.
- Подготовить учащихся к усвоению нового орфографического правила.
- Создать условия для развития интереса к процессу учения.
- Уточнять и расширять словарный запас учащихся.
- Способствовать развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Упражнять в составлении словосочетаний.
- Развивать умение грамматически правильно строить предложения.
Оборудование: доска, карточки с заданиями, схема
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства деятельности |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, дети. Садитесь, пожалуйста. | Ответное приветствие. | |
2. Повторение ранее изученного материала. | Детям предлагаются карточки с заданием: «За одну минуту вычеркнуть как можно больше слов мужского (женского, среднего) рода». день, облако, роса, пирог, дерево, птица, туча, море, ветер, зеркало, дверь, дождь, телефон, земля, солнце. | Выполняют задание по карточке. | карточки с заданием |
3. Изучение нового материала. | а)-прочитайте слова, которые написаны на доске. Как вы думаете, чем похожи и чем отличаются слова из 1-го и 2-го столбика? - как узнать, когда надо писать Ь, а когда – нет? - давайте определим род существительных из 1-го столбика, а затем 2-го… Учитель помогает учащимся сформулировать вывод: В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Ш, Ч, Щ) НА КОНЦЕ ПИШЕТСЯ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь). В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Ш, Ч, Щ) НА КОНЦЕ БУКВА Ь НЕ ПИШЕТСЯ. б) сообщение темы занятия, рассматривание схемы: Правописание имён существительных с шипящей (Ш, Ж, Ч, Щ) на конце в) Детям предлагаются карточки с заданием: «Выписать в один столбик существительные ж.р., в другой – м.р. Подчеркнуть Ь на конце слов.» гараж, сторож, ложь, дрожь, шалаш, тишь, мышь, ковш, дочь, трубач, речь, ткач, плащ, вещь, помощь, лещ. | - в конце слов есть одинаковые буквы – ч, щ, ж, ш; в одних словах после шипящих пишется мягкий знак, а в других – нет. в 1-ом столбике слова м.р., во 2-ом – ж.р. Записывают схему в тетради (без примеров) Выполняют задание по карточке. | на доске записаны 2 столбика слов: КЛЮЧ НОЧЬ ПЛАЩ ВЕЩЬ КОВШ МЫШЬ ЭТАЖ РОЖЬ Схема карточки с заданием |
4. Динамическая пауза | Вновь у нас физкультминутка, А теперь, ребята, встали. | ||
5.первичное закрепление | А) «Заполни кроссворд» - впишите слова в клеточки кроссворда. Рожь, чертеж, помощь, камыш, карандаш, молодежь, скрипач, брошь. Б) Детям предлагаются карточки с заданием: « соедини стрелками слова по смыслу» верный ночь скорая сторож лунная карандаш солнечный товарищ спелая помощь ночной луч простой брошь красивая рожь - определите род имен существительных, придумайте предложения с тремя любыми словосочетаниями. | Вписывают слова в кроссворд Выполняют задание по карточке. Записывают предложения в тетради | Карточка с кроссвордом карточка с заданием |
6. подведение итогов. | - Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, с каким новым правилом мы сегодня познакомились. - Какие задания вам больше всего понравились? - А какие слова вам чаще всего встречались на этом уроке? С каким звуком на конце? - На следующем занятии мы продолжим эту тему. А сегодня все ребята – молодцы! (оценивается деятельность каждого ученика). До свидания. | - в существительных женского рода после шипящих пишется Ь, а в словах мужского рода Ь не пишется. слова вычеркивать, кроссворд, подбирать слова с шипящей на конце |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема:"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Урок русского языка в 4 классе по теме"Закрепление знаний о правописании имён существительных женского рода с шипящими на конце"
Урок является одним из уроков закрепления по данной теме. Позволяет обобщить полученный навык правописания....
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...
урок русскоко языка 2 класс по теме"Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "
Технологическая карта урока по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "...
3 класс УМК «Перспектива» Урок русского языка. Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих на материале произведений А.С.Пушкина.
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой, показать новую функцию мягкого знака -грамматическую.Планируемые результаты: учащиеся научатся обосновывать написание слов с новой орфограммой на основе...