Методическая разработка логопедического занятия "правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Чумакова Татьяна Павловна

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_posle_shipyashchih.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ   ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

на тему:

 Правописание существительных  мужского и женского рода  с шипящей на конце.

( 4 класс)

Учитель – логопед: Чумакова Т.П.

Цель:  познакомить учащихся с правилом написания существительных  мужского и женского рода  с шипящей на конце.

Задачи:

  1. Закреплять умение определять род имен существительных.
  2. Подготовить учащихся к усвоению нового орфографического правила.
  3. Создать условия для развития интереса к  процессу учения.
  4. Уточнять и расширять словарный запас учащихся.
  5. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.
  6. Упражнять в составлении словосочетаний.
  7. Развивать умение грамматически правильно строить предложения.

Оборудование: доска, карточки с заданиями, схема

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства деятельности

1. Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Садитесь, пожалуйста.

Ответное приветствие.

2. Повторение ранее изученного материала.

Детям предлагаются карточки с заданием:

«За одну минуту вычеркнуть как можно больше слов мужского (женского, среднего) рода».

день, облако, роса, пирог, дерево, птица, туча, море, ветер, зеркало, дверь, дождь, телефон, земля, солнце.

Выполняют задание по карточке.

карточки с заданием

3. Изучение нового материала.

а)-прочитайте слова, которые написаны на доске. Как вы думаете, чем похожи и чем отличаются слова из 1-го и 2-го столбика?

- как  узнать, когда надо писать Ь, а когда – нет?

- давайте определим род существительных из 1-го столбика, а затем 2-го…

Учитель помогает учащимся сформулировать вывод:

В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Ш, Ч, Щ) НА КОНЦЕ ПИШЕТСЯ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь).

В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Ш, Ч, Щ) НА КОНЦЕ БУКВА Ь  НЕ ПИШЕТСЯ.

б) сообщение темы занятия, рассматривание схемы:

Правописание имён существительных с шипящей (Ш, Ж, Ч, Щ) на конце

в) Детям предлагаются карточки с заданием:

«Выписать в один столбик существительные ж.р., в другой – м.р. Подчеркнуть Ь на конце слов.»

гараж, сторож, ложь, дрожь, шалаш, тишь, мышь, ковш, дочь, трубач, речь, ткач, плащ, вещь, помощь, лещ.

- в конце слов есть одинаковые буквы – ч, щ, ж, ш; в одних словах  после шипящих пишется мягкий знак, а в других – нет.

в 1-ом столбике слова м.р., во 2-ом – ж.р.

Записывают схему в тетради (без примеров)

Выполняют задание по карточке.

на доске записаны 2 столбика слов:

КЛЮЧ               НОЧЬ

ПЛАЩ               ВЕЩЬ

КОВШ               МЫШЬ

ЭТАЖ                РОЖЬ

Схема

карточки с заданием

4. Динамическая пауза

Вновь у нас физкультминутка,
Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.
Выпрямляйся, потянись,
А теперь назад прогнись.
Поднимай-ка руки, плечи,
Чтоб работать было легче.

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели…
Вновь за дело.

5.первичное закрепление

А) «Заполни кроссворд»

- впишите слова в клеточки кроссворда.

Рожь, чертеж, помощь, камыш, карандаш, молодежь, скрипач, брошь.

Б) Детям предлагаются карточки с заданием:

« соедини стрелками слова по смыслу»

верный                                 ночь

скорая                                  сторож

лунная                                 карандаш

солнечный                          товарищ

спелая                                  помощь

ночной                                 луч

простой                               брошь

красивая                              рожь

- определите род имен существительных, придумайте предложения с тремя любыми словосочетаниями.

Вписывают слова в кроссворд

Выполняют задание по карточке.

Записывают предложения в тетради

Карточка с кроссвордом

карточка с заданием

6. подведение итогов.

- Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, с каким новым правилом мы сегодня познакомились.

- Какие задания вам больше всего понравились?

- А какие слова вам чаще всего встречались на этом уроке? С каким звуком на конце?

- На следующем занятии мы продолжим эту тему. А сегодня все ребята – молодцы!

(оценивается деятельность каждого ученика). До свидания.

- в существительных женского рода после шипящих пишется Ь, а в словах мужского рода Ь не пишется.

слова вычеркивать, кроссворд, подбирать слова

с шипящей на конце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Урок русского языка в 4 классе по теме"Закрепление знаний о правописании имён существительных женского рода с шипящими на конце"

Урок является одним из уроков закрепления по данной теме. Позволяет обобщить полученный навык правописания....

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

урок русскоко языка 2 класс по теме"Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "

Технологическая карта урока по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "...

3 класс УМК «Перспектива» Урок русского языка. Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих на материале произведений А.С.Пушкина.

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой, показать новую функцию мягкого знака -грамматическую.Планируемые результаты: учащиеся научатся обосновывать написание слов с новой орфограммой на основе...