Методическая разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Д-Т"
методическая разработка по логопедии
Методическая разработка логопедического занятия на тему
"Дифференциация звуков Д-Т"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_diff._t-d.docx | 405.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка логопедического занятия на тему
"Дифференциация звуков Д-Т"
Цель: совершенствовать умение дифференцировать звуки и буквы «Т»-«Д» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить представления о звуках и буквах «Т» и «Д»;
- совершенствовать и закреплять умение и навыки дифференциации звуков и букв «Т» и «Д» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
- активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
- развивать связную речь;
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
- развивать пространственные и зрительные представления;
- развивать речевое дыхание, снятие напряжения глаз, стимуляция работоспособности;
Воспитательные:
- воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать чувство товарищества, доброжелательность;
- формировать интерес к логопедическим занятиям
Оборудование: рисунок «Доктор Айболит», карта путешествия для каждого учащегося, буквы-символы «Т» и «Д», шарики Су-Джок.
Ход занятия
- Оргмомент.
1.Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Рассмотрите тени и подумайте, на что ори похожи? (Дом, трактор, туча, дым). Запишите слова – названия предметов. Выделите в них буквы Д-Т.
2.Знакомство с темой занятия.
3.Логопед: Рассмотрите картинку. (тигр, медведь, енот, крокодил) Назовите животных, которые на ней изображены. Какая буква чаще всего повторяется в словах – названиях животных? С какой буквы начинается обобщающее понятие «дикие животные»?
4. Сформулировать тему занятия написать ее на доске.
- Основная часть.
1.Сравнение букв Т – Д по начертанию. Соотнесение букв со звуками [Д]-[Д, ]-[Т]-[Т,] и соответствующими символами для обозначения.
Логопед: Рассмотрите стилизованные изображения и найдите похожие на букву Д-Т.
2.Знакомство с главным героем занятия.
Логопед: Послушайте отрывок из сказки и назовите имя главного героя, автора и название сказки? (Логопед читает отрывок.)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Логопед: Почему я выбрала отрывок из этой сказки? (В имени Айболита есть буква Т.)
3.Развитие звукобуквенного анализа.
Логопед: Вспомните, что произошло со зверятами и куда пришлось добираться Айболиту? (В Африке заболели все дети животных).
Перед вами карта путешествия, которое пришлось проделать Айболиту что бы попасть в Африку. Для этого мы должны выполнить несколько заданий. Выйдя из своего леса, Айболит долго шел по полям и лесам и пришел к большому болоту. Чтобы помочь Айболиту, надо построить мостик. Я буду называть слова, а вы заполните клетки крестиками и ноликами: если услышите звук [Д],[ Д, ]- 0, если звук [Т],[Т, ] - Х.
Логопед называет слова, а дети заполняют клетки.
Слова: тень, душ, зонтик, дерево, кустик, день, дыра, молоток, дорога, телефон.
Х | 0 | х | 0 | х | 0 | 0 | х | 0 | х |
4.Развитие слогового анализа и синтеза.
Логопед: Мы помогли Айболиту перейти через болото, но это только первое испытание.
И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».
Давайте поможем Айболиту. Для этого надо всавить в слова пропущенные слоги с буквами Д – Т.
Запишите слова и укажите место букв Д-Т. Какие слова можно объединить в одну группу? Подчеркните слова каждой группы линями своего цвета.
. . ТИНКИ, . . КВА, СКОВОРО. ., ПАЛЬ . . , С . . КАН, КАР . .ФЕЛЬ, СВИ . . Р,
. . РЕЛКА, РЕ . . С.
И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И вперёд поскакал Айболит
И одно только слово твердит
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Зрительная гимнастика (шарики Су-Джок)
- Сейчас отдохнем, восстановим свои силы и дальше в путь.
Ловко мячиком играем
Вправо, влево повожу,
Все движенья повторяем.
Глазками за ним слежу.
Вверху мячик подержу,
Глазки сильно закрываю
На него я погляжу.
Мяч за спину убираю
Мячик ниже опускаю,
Вновь глаза я открываю
Его взором провожаю,
Мяч на место помещаю.
Развитие звукового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
Но вот перед ними море —
Бушует, шумит на просторе
А в море высокая ходит волна
Сейчас Айболита проглотит она.
«О, если я утону
Если пойду я ко дну
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
Логопед: И вот пере Айболитом опять возникли новые трудности, чтобы ему помочь нужно выполнить следующее задание.
Задание «Составь словосочетания».
- Прочитайте слова первого столбика. Какие буквы пропущены? Теперь слова второго столбика (уч-ся вставляют буквы). Скажите, что обозначают слова 1-го столбика, на какой вопрос отвечают? Слова 2-го столбика?
- Соедините слова из первого столбика со словами из второго так, чтобы получились правильные словосочетания. Взаимопроверка.
холо..ный ве…ро
гус…ая …руба
…яжелое ве…ер
ме…ная …рава
мла…шая мело…ия
с…аринная сес…ра
Но тут выплывает кит
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!
И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста.
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
Логопед: Айболиту снова нужна наша помощь. Давайте выполним последнее задание и поможем ему добраться в Африку.
- Составьте из предложенных слов предложения (предложения в нарушенной последовательности) (работа в парах)
В, журчат, лесу, ручейки, звонкие
ежик, вышел, на, Маленький, тропку
В, зацвели, душистые, ландыши, лесу
У, набухли, деревьев, почки
- Прочитайте, что у вас получилось. Запишите предложения в тетрадь и выделите буквы занятия.
- Предложения, связанные по смыслу образуют что? (рассказ).
- Как можно озаглавить наш рассказ? (Весна в лесу.)
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Итог. Рефлексия.
– Ребята, с вашей помощью Айболит добрался до Африки и помог больным зверятам. Расскажите Айболиту о своем настроении, подведите итоги. Я хочу, чтобы вы все встали и продолжили высказывание. (на доске: Сегодня на занятии:
Мы учились…
Мне было трудно…
Мне было интересно…
- Молодцы! А сейчас закройте глаза и послушайте слова, которые вам хочет сказать Айболит: «Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своем настроении. Я рад, что вы справились со всеми заданиями и помогли мне добраться до Африки.
Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч!»
В, журчат, лесу, ручейки, звонкие
ежик, вышел, на, Маленький, тропку
В, зацвели, душистые, ландыши, лесу
У, набухли, деревьев, почки
холо..ный ве…ро
гус…ая …руба
…яжелое ве…ер
ме…ная …рава
мла…шая мело…ия
с…аринная сес…ра
. . ТИНКИ, . . КВА, СКОВОРО . . , ПАЛЬ . . , С . . КАН,
КАР . .ФЕЛЬ, СВИ . . Р, . . РЕЛКА, РЕ . . С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"
Конспект логопедического занятия для группы из специального (коррекционного) 2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...
Презентация к логопедическому занятию по теме "Дифференциация звуков П-Б" 1 класс
Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звуков [П]- [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов, применение правил, выполнение упражнений. Презентацию можно использовать ...
Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [ц]-[с] и букв с-ц".
Логопедическое занятие в 1 классе для учащихся с ЗПР, имеющих несформированность всех компонентов речи.Цель: учить различать звуки [ц]-[с] в словах.Задачи:· О...
Разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков РЬ-ЛЬ "
Есть много разрозненного материала ,о постановке звуков,автоматизации ,дифференциации. Есть алгоритмы работы. Но как всё это возможно реализовать на практике?Хочу поделиться примером.Данный урок соста...
Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"
Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...
Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Дифференциация гласных первого и второго ряда у-ю"
Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса...