Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Схема конспекта логопедического занятия
Пояснительная записка
Методическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.
Тема занятия, называемая детям с целью определения задач, решаемых совместно с педагогом на занятии: закрепление понятия предложения и определение границ предложения.
Место занятия в образовательной программе логопедической работы: Данное занятие входит в раздел «Речь, слово, предложение» учебно - тематического плана. Занятие групповое, проводиться с учащимися 2 класса, логопедическое заключение ОНР.
Цель: Создание условий для: понятия грамматических признаков предложения.
Задачи:
1. Закрепить представление учащихся о предложении.
2. Закрепить умение определять границы предложения.
3. Формировать умение письменно оформить текст.
4. Развивать умение дифференцировать понятие «слово» и «предложении».
5. Развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание, расширять и активизировать словарь.
6. Продолжить развивать зрительный гнозис, мелкую и артикуляционную моторику.
Оборудование:
настольные зеркала, компьютер, проектор, слайды, созданные в программе Power Poit, карточки.
Предварительная работа:
знание органов артикуляции, введение в активный словарь слов-терминов: предложение, границы предложения, слово, навыков работы с зеркалом.
Предполагаемые (планируемые) коррекционно-развивающие результаты, достигнутые на логопедическом занятии: овладение учащимися составлять предложения, обозначать границы предложения, уточнение и активизация словарного запаса и конструкции простого предложения, развитие умения отвечать на поставленные вопросы полно и точно, используя самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_nazarenko_t.v.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №6»
Тальменского района Алтайского края
Районный конкурс «Инновационный проект-2015»
Предмет: логопедия
Методическая разработка логопедического занятия по теме:
Предложение как единица речи. Границы предложения.
Коррекционно-развивающее обучение. Логопедическое занятие.
Технология: личностно-ориентированное обучение
Подготовила: учитель-логопед
Назаренко Татьяна Викторовна
Тальменка-2015
Схема конспекта логопедического занятия
Пояснительная записка
Методическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.
Тема занятия, называемая детям с целью определения задач, решаемых совместно с педагогом на занятии: закрепление понятия предложения и определение границ предложения.
Место занятия в образовательной программе логопедической работы: Данное занятие входит в раздел «Речь, слово, предложение» учебно - тематического плана. Занятие групповое, проводиться с учащимися 2 класса, логопедическое заключение ОНР.
Цель: Создание условий для: понятия грамматических признаков предложения.
Задачи:
- Закрепить представление учащихся о предложении.
- Закрепить умение определять границы предложения.
- Формировать умение письменно оформить текст.
- Развивать умение дифференцировать понятие «слово» и «предложении».
- Развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание, расширять и активизировать словарь.
- Продолжить развивать зрительный гнозис, мелкую и артикуляционную моторику.
Оборудование:
настольные зеркала, компьютер, проектор, слайды, созданные в программе Power Poit, карточки.
Предварительная работа:
знание органов артикуляции, введение в активный словарь слов-терминов: предложение, границы предложения, слово, навыков работы с зеркалом.
Предполагаемые (планируемые) коррекционно-развивающие результаты, достигнутые на логопедическом занятии: овладение учащимися составлять предложения, обозначать границы предложения, уточнение и активизация словарного запаса и конструкции простого предложения, развитие умения отвечать на поставленные вопросы полно и точно, используя самоконтроль.
Этапы поведения занятия
Организационный момент | ||||||
Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей | Действия учителя-логопеда, непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие | Действие детей (речевая активность ребёнка, опора на сохранные анализаторы) | Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с основной образовательной программой ФГОС в ОУ или ФГТ в ДОУ) | Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы | ||
Психогимнастика Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 | Ребята у нас на занятии сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся и приступим к нашему занятию. Какое сегодня число и месяц? Какой день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра. Отгадайте загадку: Вот и стали дни короче, О каком времени года идёт речь? Какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы. Какие признаки осени вы знаете? Под каким номером лишняя картинка? | Учащиеся по очереди отвечают на вопросы заданные учителем логопедом и садятся на свои места. Речь идёт об осени. Осень. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Листопад, дождь, резкая смена погоды, холодно. Лишняя картинка под номером 3, потому что там изображено время года лето. | Тема «Осень» | Формирование устойчивости внимания, развития положительного эмоционального состояния учащихся. Пространственно-временные ориентации в пространстве. | ||
Гимнастику для пальчиков | Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить! Ребята, давайте поможем осени собрать листочки. Вышла осень погулять! Стала листья собирать! Вот дубовый листок, Вот кленовый листок, Вот берёзки золотой, Вот ещё листок с осинки Ветер бросил на тропинку! | Выполняют упражнения: Указательным и средним палец «шагают» по левой ладошке. Левой ладошкой постукивают по правой ладошке. И наоборот. Загибают по очереди пальцы. Дуют на ладошки. | Развитие мелкой моторики | |||
Артикуляционная гимнастика Слайд №5 (видео) | Ребята, мы сегодня с вами будем много говорить, поэтому я предлагаю сделать упражнения для язычка. | Учащиеся работают с зеркалом и выполняют гимнастику | органы артикуляции | Работа зрительного контроля, тактильного ощущения при выявлении упражнений. | ||
Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы | ||||||
Обеспечение возможностей учащимся самостоятельно называть тему занятия Слайд№6 Слайд №7 | Ребята, скажите, из чего состоит наша речь? Расшифруйте слово. Е П Е Ж Л О Е Н Р И Д 11 1 8 7 5 6 3 9 2 1 4 Прочитайте тему занятия. | Из предложений Предложение | предложение | Формирование устойчивого внимания. Определять тему занятия. | ||
Цель и задачи занятия | Давайте проверим свои знания о предложении. Что мы знаем о предложении? Какого успеха мы с вами добились на предыдущих занятиях? Посмотрите, сколько мы с вами уже знаем. А в чём вы испытываем трудности? Сегодня на занятии мы постараемся преодолеть эти трудности. | Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Предложение состоит из слов. С большой буквы. В конце предложения ставим точку. Мы затрудняемся обозначать границы предложения. | Определять цель занятия. Поставить учебные задачи. | |||
Дифференциация слов и предложений. Слайд №8 Слайд №9 | Обратите внимание на экран, прочитайте что это? (Осень, листья, дождь, туча) А это предложение? Наступила золотая осень. Ребята скажите это предложение? Как вы определили? | Слова Нет, это не предложение. Да, это предложение. Оно имеет слова, связанные по смыслу и выражает законченную мысль. | Формирование умения определять предложение от набора слов. | |||
Основная часть | ||||||
Устная работа с карточками | Давайте посмотрим, что находится в конверте (в конверте находятся слова) Что мы можем сделать с этими словами? Составьте и прочитайте полученные предложения. | В конверте мы видим слова. Составить предложение. Составляют и читают предложения. | Составление из слов предложения. | Языковой анализ и синтез. Развитие зрительного генеза. Знание и понятие о предложении | ||
Физкультминутка про осень Слайд №10 (видео) | Учащиеся выполняют движения. | Тема « Осень» | Снятие мышечного напряжения. | |||
Работа с предложением Слайд 11 Слайд 12 | Перед вами текст. В данном тексте нужно обозначить начало и конец каждого предложения. Давайте внимательно посмотрим на текст. Как вы думаете, сколько здесь предложений? Перед, какими словами вы поставили точку? Какие слова вы написали с большой буквы? Кто прочитает первое предложение? Кто прочитает второе предложение? Кто прочитает третье предложение? Как мы с вами выделяем границы предложения? А теперь поработаем в тетрадях. Перепишите текст в тетрадь. подул холодный ветер идёт осенний дождь наступила золотая осень Сверьтесь с эталоном Все ли удалось сделать, так как в эталоне? У кого возникли трудности? | Здесь три предложения. В конце предложения. Подул холодный ветер. Идёт осенний дождь. Наступила золотая осень. Подчёркиваем заглавную букву и точку. Переписывают текст, в тетрадь, выделяя границы предложений. Подчёркивают заглавную букву и точку в конце предложения. Подул холодный ветер. Идёт осенний дождь. Наступила золотая осень. | предложение Обозначение начала и конца предложения. | Границы предложения на письме. Активизация словаря. | ||
Итог занятия | Ребята сейчас я предлагаю вернуться к нашей лесенке. Как вы думаете, мы преодолели с вами трудности? Мы вспомнили, как обозначать на письме границы предложения? | Да мы преодолели трудности, которые были у нас при написании текста. Да, но иногда нуждаемся в помощи учителя логопеда. | ||||
Рефлексия Слайд 13 | Посмотрите на экран и продолжите высказывание. Выбери смайлик, который показывает твое настроение. Почему выбрал такой смайлик? Чем ты доволен/не доволен? Что получилось/не получилось? | Ответы учащихся. Выбор смайликов. |
Список литературы:
- Бекшиева З.И. «Коррекция письменной речи у школьников» Ростов н/Д: Феникс, 2009;
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Просвешение-2015;
- Пожиленко Е.А. «Методические рекомендации по постановке у детей звуков» Издательство Каро Санкт-Петербург 2009;
- http://www.youtube.com/watch?v=YhAgyeUGrdc - физкультминутка (Зарядка для глаз «Осень») .
Назаренко Татьяна Викторовна
Учитель - логопед МКОУ «Тальменская СОШ №6»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы.
Научить различать предложение от набора слов, выделять границы предложения на письме и при чтении....
Методическая разработка Конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы»
У многих детей с ОВЗ существует проблемма с определением границ предложения на слух и правильным офрмлением предложения как единицы письменной речи. Много ошибок у таких учащихся, связанных с со...
Конспект логопедического занятия на тему "Предложение".
Конспект логопедического занятия на тему "Предложение" (2-й класс)Цель: Закреплять знания учащихся о предложении.Задачи:· Систематизировать знания о пре...
2017 - Технологическая карта логопедического занятия по теме: "Предложение".
В данном материале представлена технологическая карта логопедического занятия в 1-м классе по теме: "Предложение"....
Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.
Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....
Методическая разработка логопедического занятия для учеников 2 класса с ОВЗ по коррекции языкового анализа и синтеза, коррекции аграмматизмов в устной речи, согласование слов в предложении.
Методическая разработка выполнена в виде технологической карты, что соответствует требованиям ФГОС для учащихся с ОВЗ....
Конспект логопедического занятия по теме "Предложение"
Основной текст фронтального конспекта для работы в начальной школе по теме "Предложение"...