Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Акимкина Ирина Юрьевна

 

Цель: знакомство детей с понятием «синонимы».
 
Задачи:
  • коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие и расширение словарного запаса детей;
  • коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания, памяти, навыки и приемы самоконтроля, развитие зрительного и слухового внимания; развитие фонематических представлений, слогового анализа; развитие познавательной активности.
  • коррекционно-воспитательные: научить работать в паре/группой, воспитывать внимательное отношение к слову, положительной мотивации к занятию, умению оценивать себя и своих товарищей, формировать навыки общения и правильного поведения; воспитание любознательности; воспитание любви к родному языку; привитие эстетического восприятия красоты родной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_frontalnoe.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

фронтального логопедического занятия

Тема: «Слова близкие по смыслу (синонимы)»

Цель: знакомство детей с понятием «синонимы».

Задачи:

  • коррекционно-обучающие:  учить детей подбирать и находить слова-синонимы;  корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие и расширение  словарного запаса детей;
  • коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания, памяти, навыки и приемы самоконтроля, развитие зрительного и слухового внимания; развитие фонематических представлений, слогового анализа; развитие познавательной активности;
  • коррекционно-воспитательные: научить работать в паре/группой, воспитывать внимательное отношение к слову, положительной мотивации к занятию, умению оценивать себя и своих товарищей, формировать навыки общения и правильного поведения; воспитание любознательности; воспитание любви к родному языку; привитие эстетического восприятия красоты родной природы.

Оборудование: карточки на каждого ребенка, цветные карандаши, ИКТ, мяч.

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и приготовьтесь  ответить на мои вопросы :

Слова – синонимы всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас!

- Ребята, мы называем свой родной край Отечеством, Отчизной, а как еще можно назвать его? (Родина).

Обратите внимание, что все эти слова различны по звучанию, но близки по своему значению. Это слова-приятели. Или по другому их называют синонимами. И тема нашего занятия сегодня - «Синонимы».

II. Основная часть занятия.

А сейчас послушайте стихотворение И.Токмаковой “Осинки” и назовите слова-действия.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.  

                                       И. Токмакова 

(Показ картинки осины – Слайд 1)

 - Ребята, какие слова в стихотворении близкие по значению?

Как мы называем такие?  (Синонимы).

- А кто мне объяснит смысл поговорки: «Дрожит как осиновый лист»? (боится, трясется от страха).

Смотрите, ребята, к нам в гости пришел Лесовичок (Слайд 2) и принес с собой елочку, ведь скоро Новый год. Но елочку еще надо украсить. А для того, чтобы получить елочные украшения, нам с вами надо выполнить все задания Лесовичка. Ну что, начнем?

Но для начала повторим, какие же слова называются  синонимами? (Ответы детей).

Задание №1. Работа у доски.

А теперь, отгадайте загадки и найдите в них слова синонимы.

После урока непременно

Нужна ребятам ______________.

На время что-то прекратив,

Мы объявляем _______________.

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим ___________.

Задание №2. Работа по карточкам.

У каждого на столе лежит карточка с заданиями.

     Игра «Найди пару».

    К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их линиями.

бедность

лошадь

друг

вьюга

конь

дорога

метель

нищета

тропинка

приятель

Проводится самопроверка.

Задание №3.

Игра «Подберите по три». (Слайд 3-7)

Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

Радость, радоваться, играть, ликовать, торжествовать.

Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.

Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.

Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.

Мыслить, дума, думать, подбирать, соображать, мысль.

Задание №3. Работа в тетради (Слайд 8)

Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. По какому признаку нужно распределить слова на группы?

Лошадь, буря, труд, ураган, конь, шторм, кобыла, работа, дело.

Самостоятельная работа.

 

Ребята, вы устали писать и рисовать, наши пальчики должны отдохнуть. Давайте проведем физкультминутку.

Задание №5. Физкультминутка (видео)

Задание №6. Работа по печатной тетради.

2. Соедини стрелкой синонимы (проверка по цепочке).

Дорога

Холод

Метель

Печальный

Жаркий

Большой

Сказать

Блестеть

Воевать

Вьюга

Знойный

Молвить

Мороз

Бороться

Путь

Сверкать

Огромный

Грустный

3. Найди и зачеркни в каждой строчке  лишнее  слово (не близкое по значению).

Прочный, храбрый, крепкий, твердый.

Старый, дряхлый, мрачный, ветхий.

Шалун, проказник, баловник, лентяй.

Верный, вежливый, любезный, воспитанный.

Сказать, произнести, наблюдать, молвить.

4. В каждом ряду синонимов подчеркни слово, в котором признак выражен сильнее.

Праздник, торжество, триумф.

Прохладный, ледяной, холодный.

Чудовищный, ужасный, страшный.

Симпатичный, прекрасный, очаровательный.

Веселье, радость, восторг.

Задание №7.

Молодцы ребята! И теперь осталось повесить звезду на нашу елочку. А для этого мы с вами должны выполнить последнее задание.

Вспомните, как мы называем нашу Родину (Отчизна, Отечество, Родимый край). Правильно, а наша Родина – Белгородский край. (Слайд 9)

  1. Итог занятия.  

Ребята, с каким настроением вы уходите с занятия? Покажите, пожалуйста, его. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса.

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия с группой детей с НВОНР 4 класс

Цель логопедического занятия - восполнение пробелов в формирование связной речи.  Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенног...

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-х классов, страдающих ОНР 3-4 уровня.

Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, поэтому в последнее время все больше внимания уделяется экологическому обра...