Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-х классов, страдающих ОНР 3-4 уровня.
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Шакирова Эльза Раисовна

 

Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, поэтому в последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию в школе, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.

Именно в начальной школе закладывается фундамент ответственного отношения к окружающей среде. В понятие «окружающая среда» входит не только узкий смысл формулировки слов: природа, растительный и животный мир, окружающий нас, но и входит этнический компонент: народ, быт и обычаи, культурное наследие, оставленное нам потомками и заполняющее пространство нашего существования. Исходя из этого, понятие «экология» принимает более широкий смысл. Основной целью экологического образования является развитие у учащихся интереса и любви к природе, к людям, окружающим нас, к охране и преобразованию окружающей среды, формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучение детей правильному поведению в природе, выявление случаев негативного отношения к ней.

В статье приведен пример конспекта с применением эколо-краеведческого компонента на логопедических занятиях. Считаю, что предложенный вариант логопедического занятия позволит учителям — логопедам привлекут внимание к формированию экологического мировоззрения, значительно расширить, осознать и осмыслить полученные на занятиях знания и превратить их в стойкие убеждения, расширит словарный запас и представления об окружающей среде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Экологическое образование младших школьников на логопедических занятиях

        Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, поэтому в последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию в школе, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.

         Именно в начальной школе закладывается фундамент ответственного отношения к окружающей среде. В понятие «окружающая среда» входит не только узкий смысл формулировки слов: природа, растительный и животный мир, окружающий нас, но и входит этнический компонент:  народ, быт и обычаи, культурное наследие, оставленное нам потомками и заполняющее пространство нашего существования. Исходя из этого, понятие «экология» принимает более широкий смысл. Основной целью экологического образования является развитие у учащихся  интереса и любви к природе, к людям, окружающим нас, к  охране и преобразованию окружающей среды, формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучение детей правильному поведению в природе,  выявление случаев негативного отношения к ней.

         В статье  приведен пример конспекта с применением эколо-краеведческого  компонента на логопедических занятиях. Считаю, что предложенный вариант логопедического занятия позволит учителям — логопедам привлекут внимание    к формированию экологического мировоззрения, значительно расширить, осознать и осмыслить полученные на занятиях знания и превратить их в стойкие убеждения, расширит словарный запас и представления об окружающей среде.

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-х классов, страдающих ОНР 3-4 уровня.

Тема: « Звук и буква В».

Цель: научить детей различать в звучании согласные звуки В, Вь, познакомить с  письменным обозначением – буквой В.

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать развитию звуко – буквенного анализа.
  2. Способствовать развитию фонематического слуха.
  3. Учить определять место звуков В, ВЬ в слове.
  4. Учить на схеме обозначать место звука в слове, используя условное обозначение.
  5. Учить внимательно слушать, выделяя слова, в которых есть звуки В, ВЬ.
  6. Познакомить с письменным обозначением – буквой В.
  7. Учить соотносить схему слова с названием изображенного предмета.

Коррекционные:

  • Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова ВОРОН и развитие валентностей слов.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильный, вибрационный и акустический контроль.

Воспитательные:

  1. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  2. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  3. Формировать у детей бережное отношение к птицам.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Проговаривание стихотворения:

Каждый раз всегда, везде,

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Общий комплекс артикуляционной гимнастики

- Что произносит человек? (Звуки)

- Для того, чтобы наша речь была четкой и понятной, мы должны следить за  работой органов артикуляции и правильным речевым дыханием.

- Выполним упражнения:

  • «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем,

 И заборчик получаем.

Раз, два, три, четыре, пять

Заборчик можно убирать.

Цель: научиться удерживать губы в положении улыбки.

Краткое описание: улыбнуться, показать зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1до 5.

  • «Трубочка»

Губы плавно округляем,

Бублик снова получаем.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

Цель: выработать подвижность губ и быстроту переключения из позиции «Улыбка» - «Трубочка».

Краткое описание: губы округлить. Удерживать в таком положении под счет от 1до 5.

  • «Лопата»

Язык лопатой положи,

И спокойно положи.

Язык надо расслаблять,

И во рту его держать.

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1до 5.

  • «Снежинка»

-Направляем плавную воздушную струю на снежинку так, чтобы она начала плавно двигаться.

Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание:улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук Ф, подуть на снежинку, сделанную из салфетки. При этом снежинка должна начать плавно двигаться.

  • «Накажем непослушную губу»

Цель: научиться цеплять верхние зубы за нижнюю губу.

Краткое описание:улыбнуться. Верхними зубами прикусить слегка нижнюю губу. Выполнить упражнение от 3-5 раз.

3. Повторение изученного материала и подготовка к восприятию новой темы

  • Послушайте внимательно запись. (Включается запись звуков леса с пением птиц).
  •  Скажите, какие звуки вы услышали?

- Какие звуки издавали птицы: речевые или неречевые звуки?

- Отгадайте, кто будет гостем на нашем занятии?

Окраской  - черноватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Это… (ворона)

( показывается фотография ворона).

4. Объявление темы

- Давайте уточним, кто это: ворон или ворона. Ворон – крупная птица. Оперенье у него плотное, красивого черного цвета, с металлическим блеском. Это ворон Витя.

- Какая одинаковая буква в словах ВОРОН, ВИТЯ? Одинаково ли  звучат звуки в этих словах (В слове ВОРОН звук В звучит твердо, в слове ВИТЯ - мягко).

- Сегодня мы будем изучать звуки В, ВЬ и букву В. Будем учиться различать звуки в слогах, словах. И на протяжении всего занятия мы будем говорить об этой удивительной птице.

5. Характеристика звуков В, ВЬ по акустическим и артикуляционным признакам.

- Ворон – на редкость умная и смышленая птица. В старину его называли мудрой и вещей птицей – ведь он подражает голосам разных животных и голосу человека. Ворону можно научить говорить. Давайте попробуем обучить произношению звука В нашего пернатого друга. Расскажем ему все об этом звуке.

- Перед зеркалом дети произносят звуки (В образовании звуков есть преграда – губы, язык, значит звуки согласные).  По вибрации голосовых связок определяют, что это звонкие согласные.

- Сколько звуков обозначает буква В? (Буква В для звуков В, ВЬ. Звук В обозначаем синим цветом, ВЬ – зеленым).

Вывод: звуки В, ВЬ - согласные, в их образовании есть преграда на пути выхода воздушной струи – губы; звонкие, голосок дрожит. Буква В для звуков В, ВЬ. Звук В обозначаем синим цветом, ВЬ – зеленым

  1. Физкультминутка

-Покажем, в каком лесу живет ворон Витя.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

В локтях согнули,

Кисти встряхнули –

Ветер сдувает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем,

Крылья сложили назад.

Пальчиковая гимнастика

- Как известно, вороны любят собирать необычные вещи. В гнезде у них можно найти разные ветки и шишки. Возьмите в руки сосновые шишки и плавно помассажируйте ими ладошки.

7. Пишем букву В

- Многие орнитологи считают ворона самой умной и высокоразвитой из всех птиц. По их мнению таких птиц можно обучить счету и письму.

- Что такое буква? (Буква – это то, что мы видим, пишем, читаем).

- Показывается буква В и читается стихотворение:

У буквы В, ну прямо смехота –

На удивление два живота.

- Есть печатная буква В  маленькая и большая, письменная буква В маленькая и большая.

-Сейчас мы будем раскрашивать букву В печатную, заглавную. Каким цветом будем раскрашивать?(Синим и зеленым цветами) Почему? (Буква В для звуков В, Вь). Разукрасьте букву, пока музыка звучит громко. Вы должны закончить работу, когда музыка начнет утихать.(Включается музыка со звуками леса).

8. Дифференциация звуков  в слогах.

- Сегодня мы уже говорили о гнездах ворон. Гнездо вороны строят на одном месте. Когда старое обветшает, начинают строить новое – неподалеку. Гнездо  напоминает кучу веток и сучьев. Но внутри они выстланы мягким пухом, иногда даже тряпочками или даже поролоном.  А вот в гнезде можно найти все, что угодно: разные ложки, ножи, вилки, камни.

-Давайте поиграем в игру «Камень – вата»

Краткое описание игры: у детей на столах лежат ватные диски и камешки. Логопед произносит слоги с твердым звуком В и мягким звуком Вь. Дети должны поднять ватный диск, если в слоге звучит мягкий звук Вь, камень — если в слоге звучит твердый звук В.

Слоги: ВО, ВЁ, ВЫ, ВИ.

Вывод: гласные первого ряда обозначают твердость предыдущего согласного, второго – мягкость.

- Нередко ребята начинают разорять гнезда, увидев их в лесу, забрасывать их камнями. Гнезда воронов надо охранять. Они приносят больше пользы, чем вреда.

9. Работа над обогащением словарного запаса и связного высказывания

- Ворон почитался многими народностями. Арабы считали эту птицу бессмертной. Да и у нас в старину думали, что вороны живут лет триста. Ворон – священная птица у народов ханты. Вы, конечно, слышали о вороньем празднике, который символизирует приход весны.

-Символ праздника – ворон, сидящий на ветке.

Сейчас мы  расскажем вам немного об истории праздника.

(Выходит мальчик, одетый в национальную одежду, и начинает рассказывать легенду)

-Говорят давным — давно ворона была белой. И жила она  с людьми в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то что живность накормить — самим есть нечего стало.  И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам своим не поверили: улетала птица белая, а вернулась черная. А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума. Потому что как бы ты там ни бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к нам возвращается с первыми весенними ветрами. И они как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей, ведь ворона — первая вестница весны на Севере. И еще, наверное потому, что помнят люди в те давние времена, когда жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей

-Определите, что сейчас я произнесу: отдельное слово или предложение: Ворон сидит на ветке. Вспомним три правила написания предложения:

  • Начало предложения пишется с большой буквы.
  • Слова в предложении пишутся отдельно.
  • В конце предложения ставится точка, либо ! ?
  • Сделайте схему данного предложения.

- Кстати, у народов ханты есть примета: если вороны сели на нижние ветки — быть ветреной погоде, на верхние ветки — спокойной. Вы можете сами определить верность данной приметы, если будете внимательными.

10. Итог занятия

- Что такое звук?

- О каких звуках говорили на занятии? Какие это звуки: гласные или согласные? Звонкие или глухие?

- Что такое буква? Сколько звуков обозначает буква В? О какой птице говорили на занятии? Что нового узнали?

  • Редкой стала эта величественная птица. Сторониться она человека. Черный ворон занесен в Красную книгу. Он оберегается и в нашем Юганском заповеднике. Трудно этим птицам приходится в суровые зимние дни. Порой даже в сильные морозы парят они над тайгой в поисках пищи. Я думаю, что вы будете помнить о том, что многим птицам приходится нелегко зимой.
  • Выходит ученик к доске и читает стихотворение:

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас!

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки

И оживут, бедняжки!

По небу весело скользя

Взлетят пернатые друзья

И пропоют чирикая:

«Спасибо вам великое!»

  • Многие из вас, наверное, после этого урока сделают кормушки. Принесите кормушки в школу. Мы обязательно организуем выставку.

11. Самоконтроль

Оцени свою работу: если ты работал хорошо и правильно отвечал на все вопросы, понял все на занятии, то заштрихуй кружочки зеленым цветом, если немного ошибался – красным. Такие цвета есть у светофора, и  они обозначают: зеленый – все в порядке, желтый – исправь свои ошибки и можешь двигаться дальше, красный – будь внимателен на следующем занятии.

Использованная литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Пособие для  логопеда.. – М.: Просвещение, 1991г.
  2. Ястребова А.В. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когнито – центр, 1996г.
  3. Волина В.В. Веселая грамматика. Часть 1,2. – Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1996г.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997г.

Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФНР. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001г.

5. Л.Д. Ласкина и др. Экологическое образование младших школьников. - Волгоград: Учитель, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Фронтальное логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Звук и буква Ц

Форма занятия: фронтальное  для учащихся с ФФНР.Продолжительность занятия: 30 минут.Дата проведения: 15.04.2013Учитель-логопед: Жигайло А.В.  Класс: 1  Тема: звук и буква...

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...

Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса

Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса.

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса....