Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-х классов, страдающих ОНР 3-4 уровня.
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, поэтому в последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию в школе, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.
Именно в начальной школе закладывается фундамент ответственного отношения к окружающей среде. В понятие «окружающая среда» входит не только узкий смысл формулировки слов: природа, растительный и животный мир, окружающий нас, но и входит этнический компонент: народ, быт и обычаи, культурное наследие, оставленное нам потомками и заполняющее пространство нашего существования. Исходя из этого, понятие «экология» принимает более широкий смысл. Основной целью экологического образования является развитие у учащихся интереса и любви к природе, к людям, окружающим нас, к охране и преобразованию окружающей среды, формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучение детей правильному поведению в природе, выявление случаев негативного отношения к ней.
В статье приведен пример конспекта с применением эколо-краеведческого компонента на логопедических занятиях. Считаю, что предложенный вариант логопедического занятия позволит учителям — логопедам привлекут внимание к формированию экологического мировоззрения, значительно расширить, осознать и осмыслить полученные на занятиях знания и превратить их в стойкие убеждения, расширит словарный запас и представления об окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_na_logopedicheskih_zanyatiyah.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование младших школьников на логопедических занятиях
Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, поэтому в последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию в школе, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.
Именно в начальной школе закладывается фундамент ответственного отношения к окружающей среде. В понятие «окружающая среда» входит не только узкий смысл формулировки слов: природа, растительный и животный мир, окружающий нас, но и входит этнический компонент: народ, быт и обычаи, культурное наследие, оставленное нам потомками и заполняющее пространство нашего существования. Исходя из этого, понятие «экология» принимает более широкий смысл. Основной целью экологического образования является развитие у учащихся интереса и любви к природе, к людям, окружающим нас, к охране и преобразованию окружающей среды, формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучение детей правильному поведению в природе, выявление случаев негативного отношения к ней.
В статье приведен пример конспекта с применением эколо-краеведческого компонента на логопедических занятиях. Считаю, что предложенный вариант логопедического занятия позволит учителям — логопедам привлекут внимание к формированию экологического мировоззрения, значительно расширить, осознать и осмыслить полученные на занятиях знания и превратить их в стойкие убеждения, расширит словарный запас и представления об окружающей среде.
Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-х классов, страдающих ОНР 3-4 уровня.
Тема: « Звук и буква В».
Цель: научить детей различать в звучании согласные звуки В, Вь, познакомить с письменным обозначением – буквой В.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать развитию звуко – буквенного анализа.
- Способствовать развитию фонематического слуха.
- Учить определять место звуков В, ВЬ в слове.
- Учить на схеме обозначать место звука в слове, используя условное обозначение.
- Учить внимательно слушать, выделяя слова, в которых есть звуки В, ВЬ.
- Познакомить с письменным обозначением – буквой В.
- Учить соотносить схему слова с названием изображенного предмета.
Коррекционные:
- Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова ВОРОН и развитие валентностей слов.
- Развитие связной речи.
- Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильный, вибрационный и акустический контроль.
Воспитательные:
- Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
- Формировать у детей бережное отношение к птицам.
Ход занятия.
- Организационный момент
Проговаривание стихотворения:
Каждый раз всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Общий комплекс артикуляционной гимнастики
- Что произносит человек? (Звуки)
- Для того, чтобы наша речь была четкой и понятной, мы должны следить за работой органов артикуляции и правильным речевым дыханием.
- Выполним упражнения:
- «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем.
Раз, два, три, четыре, пять
Заборчик можно убирать.
Цель: научиться удерживать губы в положении улыбки.
Краткое описание: улыбнуться, показать зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1до 5.
- «Трубочка»
Губы плавно округляем,
Бублик снова получаем.
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик надо удержать.
Цель: выработать подвижность губ и быстроту переключения из позиции «Улыбка» - «Трубочка».
Краткое описание: губы округлить. Удерживать в таком положении под счет от 1до 5.
- «Лопата»
Язык лопатой положи,
И спокойно положи.
Язык надо расслаблять,
И во рту его держать.
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1до 5.
- «Снежинка»
-Направляем плавную воздушную струю на снежинку так, чтобы она начала плавно двигаться.
Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание:улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук Ф, подуть на снежинку, сделанную из салфетки. При этом снежинка должна начать плавно двигаться.
- «Накажем непослушную губу»
Цель: научиться цеплять верхние зубы за нижнюю губу.
Краткое описание:улыбнуться. Верхними зубами прикусить слегка нижнюю губу. Выполнить упражнение от 3-5 раз.
3. Повторение изученного материала и подготовка к восприятию новой темы
- Послушайте внимательно запись. (Включается запись звуков леса с пением птиц).
- Скажите, какие звуки вы услышали?
- Какие звуки издавали птицы: речевые или неречевые звуки?
- Отгадайте, кто будет гостем на нашем занятии?
Окраской - черноватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это… (ворона)
( показывается фотография ворона).
4. Объявление темы
- Давайте уточним, кто это: ворон или ворона. Ворон – крупная птица. Оперенье у него плотное, красивого черного цвета, с металлическим блеском. Это ворон Витя.
- Какая одинаковая буква в словах ВОРОН, ВИТЯ? Одинаково ли звучат звуки в этих словах (В слове ВОРОН звук В звучит твердо, в слове ВИТЯ - мягко).
- Сегодня мы будем изучать звуки В, ВЬ и букву В. Будем учиться различать звуки в слогах, словах. И на протяжении всего занятия мы будем говорить об этой удивительной птице.
5. Характеристика звуков В, ВЬ по акустическим и артикуляционным признакам.
- Ворон – на редкость умная и смышленая птица. В старину его называли мудрой и вещей птицей – ведь он подражает голосам разных животных и голосу человека. Ворону можно научить говорить. Давайте попробуем обучить произношению звука В нашего пернатого друга. Расскажем ему все об этом звуке.
- Перед зеркалом дети произносят звуки (В образовании звуков есть преграда – губы, язык, значит звуки согласные). По вибрации голосовых связок определяют, что это звонкие согласные.
- Сколько звуков обозначает буква В? (Буква В для звуков В, ВЬ. Звук В обозначаем синим цветом, ВЬ – зеленым).
Вывод: звуки В, ВЬ - согласные, в их образовании есть преграда на пути выхода воздушной струи – губы; звонкие, голосок дрожит. Буква В для звуков В, ВЬ. Звук В обозначаем синим цветом, ВЬ – зеленым
- Физкультминутка
-Покажем, в каком лесу живет ворон Витя.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
В локтях согнули,
Кисти встряхнули –
Ветер сдувает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья сложили назад.
Пальчиковая гимнастика
- Как известно, вороны любят собирать необычные вещи. В гнезде у них можно найти разные ветки и шишки. Возьмите в руки сосновые шишки и плавно помассажируйте ими ладошки.
7. Пишем букву В
- Многие орнитологи считают ворона самой умной и высокоразвитой из всех птиц. По их мнению таких птиц можно обучить счету и письму.
- Что такое буква? (Буква – это то, что мы видим, пишем, читаем).
- Показывается буква В и читается стихотворение:
У буквы В, ну прямо смехота –
На удивление два живота.
- Есть печатная буква В маленькая и большая, письменная буква В маленькая и большая.
-Сейчас мы будем раскрашивать букву В печатную, заглавную. Каким цветом будем раскрашивать?(Синим и зеленым цветами) Почему? (Буква В для звуков В, Вь). Разукрасьте букву, пока музыка звучит громко. Вы должны закончить работу, когда музыка начнет утихать.(Включается музыка со звуками леса).
8. Дифференциация звуков в слогах.
- Сегодня мы уже говорили о гнездах ворон. Гнездо вороны строят на одном месте. Когда старое обветшает, начинают строить новое – неподалеку. Гнездо напоминает кучу веток и сучьев. Но внутри они выстланы мягким пухом, иногда даже тряпочками или даже поролоном. А вот в гнезде можно найти все, что угодно: разные ложки, ножи, вилки, камни.
-Давайте поиграем в игру «Камень – вата»
Краткое описание игры: у детей на столах лежат ватные диски и камешки. Логопед произносит слоги с твердым звуком В и мягким звуком Вь. Дети должны поднять ватный диск, если в слоге звучит мягкий звук Вь, камень — если в слоге звучит твердый звук В.
Слоги: ВО, ВЁ, ВЫ, ВИ.
Вывод: гласные первого ряда обозначают твердость предыдущего согласного, второго – мягкость.
- Нередко ребята начинают разорять гнезда, увидев их в лесу, забрасывать их камнями. Гнезда воронов надо охранять. Они приносят больше пользы, чем вреда.
9. Работа над обогащением словарного запаса и связного высказывания
- Ворон почитался многими народностями. Арабы считали эту птицу бессмертной. Да и у нас в старину думали, что вороны живут лет триста. Ворон – священная птица у народов ханты. Вы, конечно, слышали о вороньем празднике, который символизирует приход весны.
-Символ праздника – ворон, сидящий на ветке.
Сейчас мы расскажем вам немного об истории праздника.
(Выходит мальчик, одетый в национальную одежду, и начинает рассказывать легенду)
-Говорят давным — давно ворона была белой. И жила она с людьми в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то что живность накормить — самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам своим не поверили: улетала птица белая, а вернулась черная. А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума. Потому что как бы ты там ни бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к нам возвращается с первыми весенними ветрами. И они как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей, ведь ворона — первая вестница весны на Севере. И еще, наверное потому, что помнят люди в те давние времена, когда жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей
-Определите, что сейчас я произнесу: отдельное слово или предложение: Ворон сидит на ветке. Вспомним три правила написания предложения:
- Начало предложения пишется с большой буквы.
- Слова в предложении пишутся отдельно.
- В конце предложения ставится точка, либо ! ?
- Сделайте схему данного предложения.
- Кстати, у народов ханты есть примета: если вороны сели на нижние ветки — быть ветреной погоде, на верхние ветки — спокойной. Вы можете сами определить верность данной приметы, если будете внимательными.
10. Итог занятия
- Что такое звук?
- О каких звуках говорили на занятии? Какие это звуки: гласные или согласные? Звонкие или глухие?
- Что такое буква? Сколько звуков обозначает буква В? О какой птице говорили на занятии? Что нового узнали?
- Редкой стала эта величественная птица. Сторониться она человека. Черный ворон занесен в Красную книгу. Он оберегается и в нашем Юганском заповеднике. Трудно этим птицам приходится в суровые зимние дни. Порой даже в сильные морозы парят они над тайгой в поисках пищи. Я думаю, что вы будете помнить о том, что многим птицам приходится нелегко зимой.
- Выходит ученик к доске и читает стихотворение:
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас!
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки
И оживут, бедняжки!
По небу весело скользя
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
«Спасибо вам великое!»
- Многие из вас, наверное, после этого урока сделают кормушки. Принесите кормушки в школу. Мы обязательно организуем выставку.
11. Самоконтроль
Оцени свою работу: если ты работал хорошо и правильно отвечал на все вопросы, понял все на занятии, то заштрихуй кружочки зеленым цветом, если немного ошибался – красным. Такие цвета есть у светофора, и они обозначают: зеленый – все в порядке, желтый – исправь свои ошибки и можешь двигаться дальше, красный – будь внимателен на следующем занятии.
Использованная литература:
- Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Пособие для логопеда.. – М.: Просвещение, 1991г.
- Ястребова А.В. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когнито – центр, 1996г.
- Волина В.В. Веселая грамматика. Часть 1,2. – Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1996г.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997г.
Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФНР. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001г.
5. Л.Д. Ласкина и др. Экологическое образование младших школьников. - Волгоград: Учитель, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....
Фронтальное логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Звук и буква Ц
Форма занятия: фронтальное для учащихся с ФФНР.Продолжительность занятия: 30 минут.Дата проведения: 15.04.2013Учитель-логопед: Жигайло А.В. Класс: 1 Тема: звук и буква...
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...
Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса
Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...
Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса.
Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса....
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми 2 "Б" класса, "Морское путешествие"
Занятие с использованием нейропсихологической методики....
Конспект открытого фронтального логопедического занятия для учащихся 2 класса с НЧП, ОНР
Дифференциация слов различных частей речи...