Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения; содействовать воспитанию любви к родной природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturnomu_chteniyu_._g.-h._andersen_gadkiy_utenok.zip | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
(учебник, с. 214–215)
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения; содействовать воспитанию любви к родной природе | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»; научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков | Метапредметные: познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); коммуникативные: строят связное высказывание из 7–8 предложений по теме; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента | Личностные: находят общее с русской культурой, осознают общность нравственных ценностей |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Г.-Х. Андерсена; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. | Сообщают о готовности | Умеют слушать в соответствии с це- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Давайте знакомые книжки откроем И снова пойдем от страницы к странице. Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться, сильней подружиться. Неважно, что с книжкой знакомы давно мы, Пускай и с героем отлично знакомы. И чем там закончится – тоже известно. Хорошие книжки всегда интересны. Пусть подождут компьютеры, Пусть отдохнут компьютеры От вас, а вы – от них Среди прекрасных добрых книг | шущих принадлежностей, ластика, указки). Определяют самоготовность | левой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи. Владеют навыками психологического и эмоционального настроя на предстоящую работу на уроке | |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – С каким произведением познакомились на прошлом уроке? – Перескажите произведение от лица Персея. – Покажите, какие иллюстрации вы нарисовали к наиболее понравившемуся фрагменту. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте стихотворение-загадку. Девочка спит и пока что не знает, Что в этой сказке ее ожидает; Жаба под утро ее украдет, В нору упрячет бессовестный крот… Впрочем, довольны? Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья эта сказка? (Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».) – Прочитайте загадку с интонацией восхищения, с удивлением, сердито, скороговоркой | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Пересказывают миф от лица Персея. Показывают иллюстрации к произведению. Выполняют речевую зарядку | Выделяют существенную информацию из текста загадки. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Г.-Х. Андерсена | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Формулируют, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками конструктивного взаимодействия |
IV. Подготовка | Рассказывает о творчестве Г.-Х. Андерсена, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. | Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. | Работают с толковым словарем. | Осуществляют анализ произведения. Осознанно |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Работа с толковым словарем. 2. Первичное чтение произведения | Орава – беспорядочное и шумное скопление людей. Несуразный – нелепый, нескладный. Ликующий – ликовать, торжествовать, восторженно радоваться. Рожь – хлебный злак, молотые зерна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба. Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом. Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист. Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы. Озираться – оглядываться назад. Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение. Канава – длинный, неширокий ров. Бултыхнуться – падать в воду. Ров – длинное углубление, вырытое в земле. Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Докажите, что это сказка. (Птицы разговаривают.) – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Какова основная мысль сказки? – Чему учит это произведение? – Назовите героев произведения | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения | и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, формулируют и обосновывают свое мнение по обсуждаемой проблеме. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению. Осуществляют контроль по результату. Владеют навыками конструктивного взаимодействия |
VI. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Какие чувства вы испытывали во время чтения? (Мы переживали за утенка, было страшно за него, огорчались вместе с ним.) – Где высиживала утка своих утят? (В чаше лопуха.) – Какими были первые слова утят? («Пип-пип, ах, как велик мир».) | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Почему утке долго пришлось высиживать яйцо? (Оно было чужое.) – Каким оказался вылупившийся птенец? (Большим, не таким, как все.) – Прочитайте, о чем думала мать, глядя на птенца? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Кто был на птичьем дворе? – Как жители птичьего двора отнеслись к появлению птенца? – Прочитайте, как утка защищала утенка. – Кто на птичьем дворе был знатного рода и чувствовал свое превосходство над другими? – Как они отнеслись к утенку? – Почему утенок сбежал с птичьего двора? – Кого встретил утенок на болоте? (Диких уток.) – Прочитайте, что подумал утенок, когда его не стала есть охотничья собака? – Как утенок оказался в избушке? – За кого его приняла старушка и почему? (Старуха приняла утенка за жирную утку, так как плохо видела.) – Кто жил в избушке? (Кот и курица.) – Почему утенку было плохо в избушке у старушки? – Какие чувства охватили утенка, когда он увидел лебедей? Прочитайте. – Кто из вас дочитал эту сказку и может сказать, чем она закончилась? – Чему учит сказка «Гадкий утенок»? (Нельзя обижать слабых, некрасивых, не таких, как все, надо их защищать, доброта и чуткость будут вознаграждены.) – Каким оказался гадкий утенок? (Великодушным, благородным, доброта, чуткость, страдания – вознаграждены.) – Стал утенок потом счастливым? (Да.) – Эту сказку автор назвал автобиографической, как думаете, почему? (Автор родился в бедности, некрасивым, смеялись над ним, обижали его, часто играл один. Поначалу никем не признанный, этот благородный, трудолюбивый, талантливый человек добился всемирного признания.) | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения | Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы | |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Разделить сказку на 5 частей, озаглавить каждую часть. • Подобрать пословицы к сказке. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Как относился Андерсен к утенку? В чем проявляется отношение автора? – Каково ваше отношение к утенку? Какими душевными качествами он обладал? – Какие его качества вы хотели бы иметь в своем характере? – Какой смысл в этой сказке? Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой, чему хотел научить людей? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя при помощи сигнальных светофорчиков: 1) на уроке я работал активно или нет; 2) своей работой я доволен или нет; 3) понравилось ли работать в своей группе; 4) хорошо ли поработала моя группа; 5) понравился ли мне урок | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Показывают сигналами | Владеют навыками самоконтроля учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Г.-Х. АНДЕРСЕНЕ
Ганс Христиан Андерсен (1805–1875) – датский писатель-сказочник.
Родился в семье башмачника в Оденсе. В четыре года научился читать. Учился в школе для бедных. Скопив 13 монет, четырнадцатилетний Андерсен отправился в Копенгаген. Еле сводил концы с концами, живя на те гроши, которые собирали для него доброжелатели. В то же время начал писать комедии.
В 1822 году опубликовал сборник «Юношеские опыты», куда вошли его первые пьесы, новеллы и стихотворения. На Андерсена обратил внимание Йонас Коллин – один из самых заслуженных из государственных деятелей Дании. Коллин выхлопотал ему право бесплатно учиться в гимназии и ежегодную стипендию. Окончив гимназию, Андерсен экстерном сдал экзамен в Копенгагенском университете на звание учителя.
Андерсен совершил несколько путешествий по Европе, где познакомился с Г. Гейне, Р. Шуманом, В. Гюго, А. Дюма, А. де Мюссе. В Англии он подружился с Ч. Диккенсом, ставшим его большим другом. Они много переписывались. Андерсен бывал также в Малой Азии и Африке, но особенно полюбил Италию.
В 1838 году опубликовал первый сборник сказок. В него вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля». Сборник принес ему славу.
В 1840 году писатель познакомился с известной шведской певицей Йенни Линд, которую современники называли «шведским соловьем». Однако любовь не была взаимной. Всю оставшуюся жизнь Андерсен прожил в одиночестве, занимаясь литературной работой и сочинением сказок и пьес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе "Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Урок разработан в соотвенствии с ФГОС НОО по УМК "Перспектива" Это третий урок в теме по произведениям Г.-Х. Андерсона....
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе "Гадкий утёнок" Г.-Х. Андерсен
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс. Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди"
Разработка открытого урока по литературному чтению по УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс "Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"
Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"Учимся определять, что хорошо, что плохо, обсуждать поступки герое...
Технологическая карта урока по Литературному чтению 4 класс. "Г. Х. Андерсен "Русалочка" "
Тип урока: урок открытия нового знания.Тема урока: « Г. Х. Андерсен «Русалочка»»Класс: 4Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с биографией Г. Х. Андерсе...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....