Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
методическая разработка по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока по Литературному чтению.
Класс: 3
Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_kart_zimnee_utro_pushkin.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по Литературному чтению.
Класс: 3
Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока: познакомить учащихся с произведением А. С. Пушкин. «Зимнее утро».
Задачи:
-формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);
-развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;
-воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.
Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока:
-узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью звуков;
-познакомятся с пейзажной лирикой А. С. Пушкина, с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы;
-освоят художественный прием противопоставления.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока:
Личностные: - учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника
Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе анализа объектов делать выводы.
Межпредметные связи: изобразительное искусство (раздел «Живопись), музыка
Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-коллективная, дифференцированная.
Методы обучения: по источнику знаний: словесные, практические; по уровню познавательной активности: частично - поисковый; по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный
Материальные ресурсы:
мультимедийный проектор;
аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Зима»;
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
I этап. Мотивация к деятельности. (4мин) Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания | Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром – миром поэзии. Какое время года сейчас? Какие ассоциации вызывает у вас слово зима. (Показывает слайд с зимнем пейзажем). | Записывают в тетрадях ассоциации со словом зима. Обмениваются тетрадями. Зачитывают вслух. | Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. Познавательные: восприятие поставленной задачи |
II этап. Актуализация пробного учебного действия. (4 мин) Цель: подготовка мышления учащихся в осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии! Зимняя природа побуждает людей творить. Конечно, не все зимние дни одинаковые. А какие дни бывают зимой? Посмотрите вот на эти репродукции. - Какой день изображен на картине Панова? (Слайд картина Эдуарда Панова «Зима. Дубровка».) -Какое настроение навевает на вас эта картина? - А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. (Слайд картины В.Янов «Зимняя сказка».) Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину? Почему? - Как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение? А как называется изображение природы в искусстве? -Но не только художники пишут картины о зиме, композиторы пишут музыку и посвящают её природе. Послушайте музыку А.Вивальди «Времена года. Зима» (Слайд портрета А.Вивальди «Зима»). - Какие звуки зимы вы услышали в этом произведении? | Слушают, рассматривают картины, сравнивают картины природы, отвечают на вопросы, выясняют совпадение и несовпадение. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности по актуализации знаний. Делают выводы. Говорят, чем будем заниматься на уроке. | Регулятивные : умение высказывать своё предположение. Личностные : умение осознавать трудности и стремление к их преодолению. |
III этап. Выявление места и причины затруднения.(2мин) Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | - Ещё в каких видах искусства отражается красота зимней природы? - Что на ваш взгляд, будет являться объектом нашего общения? Темой нашего урока? | Фиксируют место затруднения, наблюдают, сравнивают, анализируют, выдвигают разные предположения. Формулируют тему урока,познавательную цель: | Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: обще-учебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. |
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения. (4 мин) Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации | -Итак, изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор – с помощью звуков, а поэт А.С.Пушкин «нарисовал» картину зимы словами. (Слайд портрет А.Пушкина «Зимнее утро»). Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в семье друзей. (Слайд фотографии с.Павловское). -Чтение стихотворения. -Каким настроением проникнуто стихотворение? -Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать? | Ученики делают выводы о настроении поэта, рассказывают о своих чувствах, первых ассоциациях | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. Осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища |
V этап. Реализация построенного проекта. (4мин) Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек. Слайд 7,8 Мрачный - тёмный, погружённый во мрак. Великолепный - роскошный, превосходный. Озарить - ярко осветить. Кобылка - лошадь. Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий. Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь. Вечор (устар.)- вчера вечером. Янтарный - прозрачно-жёлтый. Янтарь - ископаемое драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей. | Объясняют значение слов | Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следственных связей, умозаключений. |
Физминутка для глаз(1мин) | Посмотрите за движением падающих снежинок (экран) | ||
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.(4мин) Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение. | -Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Чтение первой строфы. -Какое настроение выражено? -Какие слова и выражения подтверждают настроение? - Какие чувства? -Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»? -Какой художественный приём использует автор в этой строфе. Чтение второй строфы. -Давайте понаблюдаем как рождается радость. -Какие слова и выражения передают настроение радости, бодрости, веселья? -Да, действительно поэт просыпается от ярких лучей солнца, которые заменили комнату «янтарным блеском», светятся «золотые» стены, сердце наполняется восторгом, возникает желание увидеть, что же там за окном? -Что видит поэт? Какие краски он использует, чтобы описать это утро? | Анализируют и оценивают собственную деятельность на урок. Вслух читают по строфам, отвечают на вопросы, отражают смену настроения поэта по каждой строфе произведения цветными карандашами на листочках. | Познавательные: обще-учебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Двигательная физминутка (2мин) | Изобразите, как падает снег, метет метель, дует сильный ветер, снова падает снег. | Под музыку делают импровизированные движения. | |
VII этап. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5мин) Цель: использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Работа в группах Чтение третьей строфы.(1 группа) Дети читают её самостоятельно. -Какой вы себе представили комнату? Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь». Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом. Чтение четвертой строфы.(2 группа) -Опишите словами картины к этой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты. -Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительно яркими. -Что такое эпитеты? -Значит, сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении? -Как меняется настроение в этом стихотворении? Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ -Давайте сравним настроение двух частей. | Правильность выполнения заданий проверяется. Сравнивают настроение двух частей. Делают вывод, что настроение на протяжении всего стихотворения меняется: то печальное, то радостное. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: самооценка. Личностные: внутренняя позиция школьника Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. (5мин) Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного. | Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения. -Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом. -Как вы прочитаете эти слова? | Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения), выборочное чтение | Регулятивные: осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища. Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий. |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Д/.з. (5мин) Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние. | - Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение? - Так что же помогло художникам, когда они писали картины и поэту, когда он писал стихотворение? -Заполните листочки со словом печаль, используя прием «Даймонд». Даймонд – творческая работа, по форме представляет 7-стишие. Алгоритм составления: Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы. Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному. Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному. 4-я строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек. 5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному. Пример даймонда. День Ясный, светлый Радует, волнует, бодрит День светел. Ночь темна. Печалит, опустошает, усыпляет Мрачная, темная Ночь. Домашнее задание: - Кому из вас захотелось выучить это стихотворение? - А кому захотелось изобразить на листе ? - А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении? Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе. |
«Мороз и солнце, день чудесный!»
Александр Пушкин "Зимнее утро"
Мороз и солнце; день чудесный! Под голубыми небесами
Ещё ты дремлешь, друг прелестный — Великолепными коврами,
Пора, красавица, проснись: Блестя на солнце, снег лежит;
Открой сомкнуты негой взоры Прозрачный лес один чернеет,
Навстречу северной Авроры, И ель сквозь иней зеленеет,
Звездою севера явись! И речка подо льдом блестит.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Вся комната янтарным блеском
На мутном небе мгла носилась; Озарена. Весёлым треском
Луна, как бледное пятно, Трещит затопленная печь.
Сквозь тучи мрачные желтела, Приятно думать у лежанки.
И ты печальная сидела — Но знаешь: не велеть ли в санки
А нынче... погляди в окно: Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, И навестим поля пустые,
Друг милый, предадимся бегу Леса, недавно столь густые,
Нетерпеливого коня И берег, милый для меня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе .Тема урока:" А.С. Пушкин «Зимнее утро"
урок по литературному чтению...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщающий урок по теме "Люби живое""
Обобщающий урок по теме "Люби живое", 3 класс...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс
Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс: _2__ Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....