Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
методическая разработка по чтению (3 класс)

Валентина Сергеевна Неверова

Технологическая карта урока по Литературному чтению.

 

Класс: 3

Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_kart_zimnee_utro_pushkin.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по Литературному чтению.

Класс: 3

Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока: познакомить учащихся с произведением А. С. Пушкин. «Зимнее утро».

Задачи:

-формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);

-развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;

-воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока:

-узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью звуков;

-познакомятся с пейзажной лирикой А. С. Пушкина, с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы;

-освоят художественный прием противопоставления.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока:

Личностные: - учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника

Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Межпредметные связи: изобразительное искусство (раздел «Живопись), музыка

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-коллективная, дифференцированная.

Методы обучения: по источнику знаний: словесные, практические; по уровню познавательной активности: частично - поисковый; по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный

Материальные ресурсы:

мультимедийный проектор;

аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Зима»;

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

I этап. Мотивация к деятельности. (4мин)

Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания

Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром – миром поэзии.

Какое время года сейчас? Какие ассоциации вызывает у вас слово зима. (Показывает слайд с зимнем пейзажем).

Записывают в тетрадях ассоциации со словом зима.

Обмениваются тетрадями. Зачитывают вслух.

Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: восприятие поставленной задачи

II этап. Актуализация пробного учебного действия. (4 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся в осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии! Зимняя природа побуждает людей творить. Конечно, не все зимние дни одинаковые.

А какие дни бывают зимой? Посмотрите вот на эти репродукции.

- Какой день изображен на картине Панова? (Слайд картина Эдуарда Панова «Зима. Дубровка».)

-Какое настроение навевает на вас эта картина?

- А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. (Слайд картины В.Янов «Зимняя сказка».)

Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину? Почему?

- Как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение? А как называется изображение природы в искусстве?

-Но не только художники пишут картины о зиме, композиторы пишут музыку и посвящают её природе. Послушайте музыку А.Вивальди «Времена года. Зима» (Слайд портрета А.Вивальди «Зима»).

- Какие звуки зимы вы услышали в этом произведении?

Слушают, рассматривают картины, сравнивают картины природы, отвечают на вопросы, выясняют совпадение и несовпадение. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности

по актуализации знаний.

Делают выводы. Говорят, чем будем заниматься на уроке.

Регулятивные : умение высказывать своё предположение.

Личностные : умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

III этап. Выявление места и причины затруднения.(2мин)

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных

способов действий

- Ещё в каких видах искусства отражается красота зимней природы?

- Что на ваш взгляд, будет являться объектом нашего общения? Темой нашего урока?

Фиксируют место затруднения, наблюдают, сравнивают, анализируют, выдвигают разные предположения.

Формулируют

тему урока,познавательную цель:

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: обще-учебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

IV этап. Построение

проекта выхода из

затруднения. (4 мин)

Цель: постановки целей коррекционной

деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

-Итак, изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор – с помощью звуков, а поэт А.С.Пушкин «нарисовал» картину зимы словами. (Слайд портрет А.Пушкина «Зимнее утро»).

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в семье друзей. (Слайд фотографии с.Павловское).

-Чтение стихотворения.

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

-Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать?

Ученики делают выводы о настроении поэта, рассказывают о своих чувствах, первых ассоциациях

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

Осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища

V этап. Реализация

построенного проекта. (4мин)

Цель: осмысленная

коррекция учащимися

своих ошибок в

самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек. Слайд 7,8

Мрачный - тёмный, погружённый во мрак.

Великолепный - роскошный, превосходный.

Озарить - ярко осветить.

Кобылка - лошадь.

Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий.

Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь.

Вечор (устар.)- вчера вечером.

Янтарный - прозрачно-жёлтый.

Янтарь - ископаемое драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей.

Объясняют значение слов

Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следственных связей, умозаключений.

Физминутка для глаз(1мин)

Посмотрите за движением падающих снежинок (экран)

VI. Этап первичного

закрепления с проговариванием во

внешней речи.(4мин)

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

-Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Чтение первой строфы.

-Какое настроение выражено?

-Какие слова и выражения подтверждают настроение?

- Какие чувства?

-Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»?

-Какой художественный приём использует автор в этой строфе.

Чтение второй строфы.

-Давайте понаблюдаем как рождается радость.

-Какие слова и выражения передают настроение радости, бодрости, веселья?

-Да, действительно поэт просыпается от ярких лучей солнца, которые заменили комнату «янтарным блеском», светятся «золотые» стены, сердце наполняется восторгом, возникает желание увидеть, что же там за окном?

-Что видит поэт? Какие краски он использует, чтобы описать это утро?

Анализируют и оценивают собственную деятельность на урок.

Вслух читают по строфам, отвечают на вопросы, отражают смену настроения поэта по каждой строфе произведения цветными карандашами на листочках.

Познавательные: обще-учебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Двигательная физминутка (2мин)

Изобразите, как падает снег, метет метель, дует сильный ветер, снова падает снег.

Под музыку делают импровизированные движения.

VII этап.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5мин)

Цель: использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Работа в группах

Чтение третьей строфы.(1 группа)

Дети читают её самостоятельно.

-Какой вы себе представили комнату?

Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь».

Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом.

Чтение четвертой строфы.(2 группа)

-Опишите словами картины к этой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты.

-Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительно яркими.

-Что такое эпитеты?

-Значит, сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении?

-Как меняется настроение в этом стихотворении?

Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ

-Давайте сравним настроение двух частей.

Правильность

выполнения

заданий

проверяется.

Сравнивают настроение двух частей.

Делают вывод, что настроение на протяжении всего стихотворения меняется: то печальное, то радостное.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самооценка.

Личностные: внутренняя позиция школьника

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. (5мин)

Цель: применение

способов действий,

вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.

Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

-Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом.

-Как вы прочитаете эти слова?

Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения), выборочное чтение

Регулятивные: осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища.

Познавательные:

построение речевых высказываний,

выведение следствий.

IX. Этап рефлексии

учебной деятельности на уроке. Д/.з. (5мин)

Цель: учить

анализировать

собственную

деятельность на уроке,

оценивать своё

эмоциональное

состояние.

- Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение?

- Так что же помогло художникам, когда они писали картины и поэту, когда он писал стихотворение?

-Заполните листочки со словом печаль, используя прием «Даймонд».

Даймонд – творческая работа, по форме представляет 7-стишие.

Алгоритм составления: Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы. Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному. Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному. 4-я строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек. 5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.

Пример даймонда.

День

Ясный, светлый

Радует, волнует, бодрит

День светел. Ночь темна.

Печалит, опустошает, усыпляет

Мрачная, темная

Ночь.

Домашнее задание:

- Кому из вас захотелось выучить это стихотворение?

- А кому захотелось изобразить на листе ?

- А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении?

Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе.

«Мороз и солнце, день чудесный!»

Александр Пушкин "Зимнее утро"

Мороз и солнце; день чудесный! Под голубыми небесами

Ещё ты дремлешь, друг прелестный — Великолепными коврами,

Пора, красавица, проснись: Блестя на солнце, снег лежит;

Открой сомкнуты негой взоры Прозрачный лес один чернеет,

Навстречу северной Авроры, И ель сквозь иней зеленеет,

Звездою севера явись! И речка подо льдом блестит.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Вся комната янтарным блеском

На мутном небе мгла носилась; Озарена. Весёлым треском

Луна, как бледное пятно, Трещит затопленная печь.

Сквозь тучи мрачные желтела, Приятно думать у лежанки.

И ты печальная сидела — Но знаешь: не велеть ли в санки

А нынче... погляди в окно: Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, И навестим поля пустые,

Друг милый, предадимся бегу Леса, недавно столь густые,

Нетерпеливого коня И берег, милый для меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....