Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
методическая разработка по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока по Литературному чтению.
Класс: 3
Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по Литературному чтению.
Класс: 3
Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока: познакомить учащихся с произведением А. С. Пушкин. «Зимнее утро».
Задачи:
-формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);
-развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;
-воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.
Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока:
-узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью звуков;
-познакомятся с пейзажной лирикой А. С. Пушкина, с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы;
-освоят художественный прием противопоставления.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока:
Личностные: - учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника
Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе анализа объектов делать выводы.
Межпредметные связи: изобразительное искусство (раздел «Живопись), музыка
Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-коллективная, дифференцированная.
Методы обучения: по источнику знаний: словесные, практические; по уровню познавательной активности: частично - поисковый; по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный
Материальные ресурсы:
мультимедийный проектор;
аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Зима»;
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
I этап. Мотивация к деятельности. (4мин) Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания | Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром – миром поэзии. Какое время года сейчас? Какие ассоциации вызывает у вас слово зима. (Показывает слайд с зимнем пейзажем). | Записывают в тетрадях ассоциации со словом зима. Обмениваются тетрадями. Зачитывают вслух. | Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. Познавательные: восприятие поставленной задачи |
II этап. Актуализация пробного учебного действия. (4 мин) Цель: подготовка мышления учащихся в осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии! Зимняя природа побуждает людей творить. Конечно, не все зимние дни одинаковые. А какие дни бывают зимой? Посмотрите вот на эти репродукции. - Какой день изображен на картине Панова? (Слайд картина Эдуарда Панова «Зима. Дубровка».) -Какое настроение навевает на вас эта картина? - А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. (Слайд картины В.Янов «Зимняя сказка».) Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину? Почему? - Как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение? А как называется изображение природы в искусстве? -Но не только художники пишут картины о зиме, композиторы пишут музыку и посвящают её природе. Послушайте музыку А.Вивальди «Времена года. Зима» (Слайд портрета А.Вивальди «Зима»). - Какие звуки зимы вы услышали в этом произведении? | Слушают, рассматривают картины, сравнивают картины природы, отвечают на вопросы, выясняют совпадение и несовпадение. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности по актуализации знаний. Делают выводы. Говорят, чем будем заниматься на уроке. | Регулятивные : умение высказывать своё предположение. Личностные : умение осознавать трудности и стремление к их преодолению. |
III этап. Выявление места и причины затруднения.(2мин) Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | - Ещё в каких видах искусства отражается красота зимней природы? - Что на ваш взгляд, будет являться объектом нашего общения? Темой нашего урока? | Фиксируют место затруднения, наблюдают, сравнивают, анализируют, выдвигают разные предположения. Формулируют тему урока,познавательную цель: | Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: обще-учебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. |
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения. (4 мин) Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации | -Итак, изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор – с помощью звуков, а поэт А.С.Пушкин «нарисовал» картину зимы словами. (Слайд портрет А.Пушкина «Зимнее утро»). Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в семье друзей. (Слайд фотографии с.Павловское). -Чтение стихотворения. -Каким настроением проникнуто стихотворение? -Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать? | Ученики делают выводы о настроении поэта, рассказывают о своих чувствах, первых ассоциациях | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. Осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища |
V этап. Реализация построенного проекта. (4мин) Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек. Слайд 7,8 Мрачный - тёмный, погружённый во мрак. Великолепный - роскошный, превосходный. Озарить - ярко осветить. Кобылка - лошадь. Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий. Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь. Вечор (устар.)- вчера вечером. Янтарный - прозрачно-жёлтый. Янтарь - ископаемое драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей. | Объясняют значение слов | Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следственных связей, умозаключений. |
Физминутка для глаз(1мин) | Посмотрите за движением падающих снежинок (экран) | ||
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.(4мин) Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение. | -Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Чтение первой строфы. -Какое настроение выражено? -Какие слова и выражения подтверждают настроение? - Какие чувства? -Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»? -Какой художественный приём использует автор в этой строфе. Чтение второй строфы. -Давайте понаблюдаем как рождается радость. -Какие слова и выражения передают настроение радости, бодрости, веселья? -Да, действительно поэт просыпается от ярких лучей солнца, которые заменили комнату «янтарным блеском», светятся «золотые» стены, сердце наполняется восторгом, возникает желание увидеть, что же там за окном? -Что видит поэт? Какие краски он использует, чтобы описать это утро? | Анализируют и оценивают собственную деятельность на урок. Вслух читают по строфам, отвечают на вопросы, отражают смену настроения поэта по каждой строфе произведения цветными карандашами на листочках. | Познавательные: обще-учебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Двигательная физминутка (2мин) | Изобразите, как падает снег, метет метель, дует сильный ветер, снова падает снег. | Под музыку делают импровизированные движения. | |
VII этап. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5мин) Цель: использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Работа в группах Чтение третьей строфы.(1 группа) Дети читают её самостоятельно. -Какой вы себе представили комнату? Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь». Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом. Чтение четвертой строфы.(2 группа) -Опишите словами картины к этой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты. -Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительно яркими. -Что такое эпитеты? -Значит, сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении? -Как меняется настроение в этом стихотворении? Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ -Давайте сравним настроение двух частей. | Правильность выполнения заданий проверяется. Сравнивают настроение двух частей. Делают вывод, что настроение на протяжении всего стихотворения меняется: то печальное, то радостное. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: самооценка. Личностные: внутренняя позиция школьника Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. (5мин) Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного. | Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения. -Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом. -Как вы прочитаете эти слова? | Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения), выборочное чтение | Регулятивные: осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища. Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий. |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Д/.з. (5мин) Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние. | - Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение? - Так что же помогло художникам, когда они писали картины и поэту, когда он писал стихотворение? -Заполните листочки со словом печаль, используя прием «Даймонд». Даймонд – творческая работа, по форме представляет 7-стишие. Алгоритм составления: Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы. Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному. Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному. 4-я строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек. 5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному. Пример даймонда. День Ясный, светлый Радует, волнует, бодрит День светел. Ночь темна. Печалит, опустошает, усыпляет Мрачная, темная Ночь. Домашнее задание: - Кому из вас захотелось выучить это стихотворение? - А кому захотелось изобразить на листе ? - А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении? Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе. |
«Мороз и солнце, день чудесный!»
Александр Пушкин "Зимнее утро"
Мороз и солнце; день чудесный! Под голубыми небесами
Ещё ты дремлешь, друг прелестный — Великолепными коврами,
Пора, красавица, проснись: Блестя на солнце, снег лежит;
Открой сомкнуты негой взоры Прозрачный лес один чернеет,
Навстречу северной Авроры, И ель сквозь иней зеленеет,
Звездою севера явись! И речка подо льдом блестит.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Вся комната янтарным блеском
На мутном небе мгла носилась; Озарена. Весёлым треском
Луна, как бледное пятно, Трещит затопленная печь.
Сквозь тучи мрачные желтела, Приятно думать у лежанки.
И ты печальная сидела — Но знаешь: не велеть ли в санки
А нынче... погляди в окно: Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, И навестим поля пустые,
Друг милый, предадимся бегу Леса, недавно столь густые,
Нетерпеливого коня И берег, милый для меня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-329240-1383048666.jpg)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе .Тема урока:" А.С. Пушкин «Зимнее утро"
урок по литературному чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-274474-1584548775.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-274474-1584548775.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-914081-1539543881.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщающий урок по теме "Люби живое""
Обобщающий урок по теме "Люби живое", 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/22/picture-650204-1437591684.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс
Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс: _2__ Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/17/picture-1485004-1694962549.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/04/picture-1487925-1696417155.jpg)
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....