Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
I этап. Мотивация к деятельности. (4мин) Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания | - Отгадайте загадку: Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает?
| Записывают в тетрадях ассоциации со словом зима. Обмениваются тетрадями. Зачитывают вслух.
| Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. Познавательные: восприятие поставленной задачи |
II этап. Актуализация пробного учебного действия. (4 мин) Цель: подготовка мышления учащихся в осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | - Сегодня мы с вами продолжаем разговор о зиме. Посмотрите на репродукции картин двух известных русских художников: « Первый снег» А. Пластова и « Зимний пейзаж» И. Грабаря. - Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину И. Грабаря? ( Торжественное, и в то же время возникает ощущение холода и мороза.) -Что изобразил художник на своей картине? (Зимний лес. ) - Какие деревья в этом лесу? - Каким словом называют лес, в котором растёт много сосен? ( Сосновый бор, сосняк.) - Сосны покрыты иголками- хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то что можем услышать? ( Шорох, еле слышный звон.) - Какие ещё деревья нарисовал художник? ( Берёзы, осины.) - Они покрыты инеем. Подберите слова, с помощью которых можно описать эти деревья. (Пушистые, сказочные, мохнатые.) - Зима – удивительное время года, она бывает разной: радостной, весёлой, торжественной, холодной, величавой, неуютной и даже злой.
| Слушают, рассматривают картины, сравнивают картины природы, отвечают на вопросы, выясняют совпадение и несовпадение. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности по актуализации знаний. Делают выводы. Говорят, чем будем заниматься на уроке. | Регулятивные : умение высказывать своё предположение. Личностные : умение осознавать трудности и стремление к их преодолению. |
III этап. Выявление места и причины затруднения.(2мин) Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | - Чем вам нравится зима? А чем не нравится? Какие стихотворения о зиме вы помните? Кто является автором этих стихов? - Что на ваш взгляд, будет являться объектом нашего общения? Темой нашего урока?
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. А. Есенина « Поёт зима – аукает…» и будем учиться читать его выразительно. (Демонстрация портрета С.А. Есенина)
|
Фиксируют место затруднения, наблюдают, сравнивают, анализируют, выдвигают разные предположения.
Формулируют тему урока,познавательную цель:
| Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: обще-учебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. |
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения. (4 мин) Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации | - Сергей Александрович Есенин – прекрасный русский поэт. Он родился и вырос в селе Константиново, около города Рязани, на берегу реки Оки. Сергей Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах. - Послушайте стихотворение и постарайтесь представить те картины, которые описывает поэт. Выразительное чтение стихотворения учителем наизусть. Чтение может сопровождаться негромкой музыкой, соответствующей настроению произведения. Можно использовать музыку П. И. Чайковского из цикла « Времена года». - Понравилось ли стихотворение? - Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение? - Какие картины представили, слушая произведение? - Прочитайте стихотворение про себя и отметьте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятно.
| Ученики делают выводы о настроении поэта, рассказывают о своих чувствах, первых ассоциациях
| Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. Осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища |
V этап. Реализация построенного проекта. (4мин) Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Повторное чтение. Словарно – лексическая работа. Дети называют слова и выражения с незнакомым для них лексическим значением, объясняют их значение коллективно. Учитель сопровождает объяснение чтением толкования слов из словаря Ожегова. Затруднение у учащихся могут вызвать следующие слова: Аукает – кричит. Баюкает- укачивает, напевая. Стозвоном сосняка - сто звонов Озябли – испытали чувство холода, страдают от холода. Пташки – маленькие птички. Стучит по ставням свешенным- Ставня – дощатая или железная створка для прикрытия окна. |
Объясняют значение слов
| Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следственных связей, умозаключений.
|
Физминутка для глаз(1мин) | Посмотрите за движением падающих снежинок (экран) |
|
|
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.(4мин) Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение. | - Прочитайте первую часть стихотворения. - Как автор описывает зиму? Что она делает? ( Аукает, баюкает лес.) - О ком так можно сказать? Как называется такой приём в литературе? (Олицетворение.) - Какое настроение возникает у вас при чтении строк про облака? ( Грустное, печальное.) - С помощью каких слов Есенину удалось создать такое настроение? ( С тоской глубокою, в страну далёкую, седые облака.) - Прочитайте вторую часть стихотворения. - О чём автор пишет в этой части? ( О метелице.) - Он называет её ласково «метелица». Но как он к ней относится? (Любуется, но опасается.) Из каких слов это видно? ( Ковром шелковым стелется, но больно холодна.) - Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в следующей части. - Как он её теперь называет? ( Вьюга.) Какая она? ( Злая, сердитая.) - Какие слова помогают нам это понять? (С рёвом бешенным, стучит, злится всё сильней.) - О ком Есенин ещё пишет в стихотворении? ( О воробышках.) - Как вы думаете, почему он пишет именно о них? ( Они маленькие, беззащитные, очень бедствуют от холода и голода зимой.) - Какие слова он употребляет, чтобы передать своё отношение к воробышкам?( Голодные, усталые, дремлют у мёрзлого окна, жмутся поплотней.) - С кем сравнивает Сергей Александрович птичек? Зачитайте. Почему? ( Они одиноки также как и дети у которых нет мамы, беззащитны, голодны, их некому пожалеть и утешить.) Как называется такой приём в литературе? - О чём мечтают воробышки? ( О том что скоро придёт весна, станет тепло, весело.) - Прочитайте, о какой весне они мечтают. Как называет поэт весну? На кого она похожа? ( На юную красивую девушку) - Найдите рифмующиеся слова. Какая это рифма? - А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию к этому стихотворению. Что изобразил художник? Какими он изобразил птичек? Какие краски он выбрал? - Представьте, что вы художники. Какую иллюстрацию нарисовали бы вы? Какие подберёте краски? Почему? | Анализируют и оценивают собственную деятельность на урок. Вслух читают по строфам, отвечают на вопросы, отражают смену настроения поэта по каждой строфе произведения цветными карандашами на листочках. | Познавательные: обще-учебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
Двигательная физминутка (2мин) | Изобразите, как падает снег, метет метель, дует сильный ветер, снова падает снег. | Под музыку делают импровизированные движения. |
|
VII этап. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5мин) Цель: использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Работа над основными компонентами интонации. Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? С каким чувством? Посмотрите на « Словарь настроений» он вам поможет выбрать нужный ответ. Все ли части стихотворения надо читать с одинаковой интонацией? Почему? ( О вьюге, зиме - тревожно, о воробышках- с чувством жалости, нежности, сочувствия и о весне - радостно.) - В каком темпе мы будем читать это стихотворение? Почему? (Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек.) - Где можно увеличить темп чтения ? Для чего?( Когда мы читаем о вьюге, чтобы показать, как она бушует и злится.) - Где необходимо делать паузы при чтении ?(В конце каждой строки и там где стоят знаки препинания.) - Возьмите карандаши, давайте составим «партитуру чтения». Дети под руководством учителя расставляют паузы. Поёт зима – аукает, \ Мохнатый лес баюкает \ Стозвоном сосняка. \\ Кругом с тоской глубокою\ Плывут в страну далёкую \ Седые облака. \\ ( Аналогично разбирается весь текст стихотворения) - Какие слова мы будем выделять голосом при чтении? Ученики читают по строчке, расставляя логические ударения и объясняя свою точку зрения. Учитель корректирует по необходимости работу учащихся с помощью наводящих вопросов. - Теперь прочтём стихотворение медленно, соблюдая паузы, логические ударения хором.
| Правильность выполнения заданий проверяется. Сравнивают настроение двух частей. Делают вывод, что настроение на протяжении всего стихотворения меняется: то печальное, то радостное. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: самооценка. Личностные: внутренняя позиция школьника Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. (5мин) Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного. | Выразительное чтение стихотворения. - Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подготовьтесь читать его выразительно. Далее проводится «Конкурс чтецов». Чтение каждого ученика обсуждается коллективно и оценивается. Очень важно, чтобы каждый ребёнок получил удовлетворение от своего прочтения. Замечания учителя и пожелания одноклассников должны быть выражены в предельно корректной форме.
| Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения), выборочное чтение | Регулятивные: осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища. Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий. |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Д/.з. (5мин) Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние. | -Что сегодня вы узнали нового? -Какие трудности возникли на уроке? -А теперь вам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Домашним заданием может быть выразительное чтение стихотворения наизусть, либо просто выразительное чтение. |
|
|