Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе "Гадкий утёнок" Г.-Х. Андерсен
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 29.13 КБ |
prilozhenie_1.docx | 10.54 КБ |
prilozhenie_2.docx | 144.9 КБ |
prilozhenie_3.docx | 12.58 КБ |
prilozhenie_4.docx | 186.43 КБ |
prilozhenie_5.docx | 2.7 МБ |
prilozhenie_6.docx | 11.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя | Петрова Евгения Алексеевна, учитель начальных классов |
Класс: | 3 класс |
УМК | «Школа России» |
Предмет | Литературное чтение |
Тема урока: | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
Тип урока | Получение нового знания |
Место и роль урока в изучаемой теме | 5 урок в разделе «Зарубежная литература», 1 урок изучения данного произведения |
Цель урока: | учащиеся дают объяснение авторскому и собственному отношению к персонажам, прочитанного произведения, через описание характера героев сказки |
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Умеют: – объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части. | умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата. | находят необходимую информацию в тексте произведения. | развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умеют сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть Решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учеников | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Организационный момент | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Фронтальная | Прозвенел уже звонок. | Выражают положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. | Положительный настрой на урок | Наблюдение |
2 | Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности. | Мотивировать к изучению темы | Работа в паре | -Чтобы отгадать сказку нужно выполнить задание. - На листах задание: распределить героев на две группы. Можно добавить свои варианты. И дать объяснение. (Приложение 1) | Распределяют слова по группам (1 группа - герои Мифов Древней Греции; 2 группа – герои сказки «Гадкий утёнок») | Регулятивные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Герои распределены по группам, группам даны названия по прочитанным произведениям. | Взаимоконтроль |
3 | Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии. | Поставить проблему. | Фронтальная | -Кто из вас читал эту сказку или смотрел мультфильм? -Познакомимся с автором сказки «Гадкий утёнок» Гансом Христианом Андерсеном. (Приложение 2). Какие книги автора вы читали? История создания сказки (Приложение 3). -Как вы думаете, есть ли сейчас люди похожие на Г.-Х. Андерсена? Может ли сегодня с человеком произойти похожая история? -Познакомимся с главным героем сказки (Приложение 4). Как вы к нему относитесь? Назовите его положительные или отрицательные качества. | Учащиеся рассказывают подготовленные сообщения о Г.-Х. Андерсене; слушают историю создания сказки; делают предположение о характере героя по иллюстрации из сказки | Регулятивные: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Поставлен проблемный вопрос урока | Наблюдение |
4 | Этап реализации построено- го проекта | Составить план решения проблемы. | Фронтальная | -Почему вы не можете ответить на эти вопросы? -Что нам может помочь ответить на вопрос урока? (чтение текста, поиск подтверждения в тексте) -Составим план работы на уроке. Чтение хорошо читающими детьми. -Что испытали? (ответы детей) -Какие чувства вызывает у вас утенок? -А может ли такое произойти с человеком? -Как вы думаете, а как автор относится к герою своей сказки? | Учащиеся составляют план работы на уроке; читают (слушают) сказку «Гадкий утёнок»; делятся своими впечатлениями о прочитанном произведении. | Предметные: объясняют авторское и собственное отношение к персонажам определяют тему и главную мысль произведения Регулятивные: планируют учебные действия; Личностные: осмысливают поступки героев | Составлен план: 1.Рассмотреть рисунки; 2.Сделать предположение; 3.Найти подтверждение в тексте. | Наблюдение |
5 | Этап самостоятельной работы | Установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала. Выявить пробелы и провести коррекцию Перенос полученных знаний в практическую деятельность | Групповая работа | -Рассмотрим иллюстрации (Приложение 2). Расположим их в соответствии с сюжетом сказки. -Теперь каждая группа получает задание: по иллюстрации предположить, как к Гадкому утенку относятся окружающие, найти в отрывке из текста подтверждение. Можно воспользоваться подсказкой учителя. | Учащиеся распределяют картинки в правильной последовательности. Читают текст и находят отрывок к иллюстрации, определяют отношение к Гадкому утёнку, находят подтверждение в тексте | Предметные: объясняют авторское и собственное отношение к персонажам; работают с иллюстрациями. Регулятивные: контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей определяют наиболее эффективные способы достижения результата. | В группах найдены подтверждения характера героя, отношения к герою окружающих, найдено описание отношения автора к героям сказки | Наблюдение |
Физминутка | Снять напряжение | Фронтальная | Звучит песня «Танец маленьких утят» | Выполняют движения под музыку | Наблюдение | |||
6 | Этап включения в систему знаний | Выявить качества знаний учащими, определить пробелы, установить их причины | Фронтальная | -Выступления групп. - Как выдумаете, какие положительные и отрицательные качества могут воспитываться в характере, если попадать в такие же истории, как и Гадкий утенок? -Какие качества Гадкого утёнка помогают ему справиться с бедами? | Группы представляют свою работу классу по плану. Учащиеся высказывают свое мнение о выступлении групп, задают вопросы | Предметные: объясняют авторское и собственное отношение к персонажам. Коммуникативные: развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Личностные: умеют сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. | Объяснены авторское и собственное отношение к персонажу сказки через примеры из текста | |
7 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Научить: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности | Фронтальная | -Оценим свою работу. На листах для самооценки обведите те слова, которые подходят именно вам. (Приложение 6) -Кто хочет поделиться своими впечатлениями об уроке? -Спасибо вам за урок! | На листе самооценки дают оценку своей работе на уроке. Делятся впечатлениями об уроке | Регулятивные: Адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию | Заполнены листы самооценки | Самооценка |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Он родился в 1805 году на острове Фюн. Происходил из бедной семьи: его отец был плотником и сапожником, а мать - прачкой. У будущего писателя уже тогда возникли проблемы с получением образования: он боялся телесных наказаний, и потому мать отдала его в еврейскую школу, где они были запрещены. Тем не менее, он обучился грамоте только к десяти годам и до конца жизни писал с ошибками.
Большое влияние на него оказали отец и дедушка. Он сам писал в своей автобиографии, что интерес к театру и сочинительству у него возник в детстве, когда он заслушивался рассказами своего дедушки и вместе с отцом устраивал импровизированные домашние спектакли. Кроме того, дедушка запомнился мальчику тем, что вырезал забавные игрушки из дерева, а будущий сказочник сам мастерил одежду и костюмы, устраивая настоящие сцены у себя дома. Большое влияние на него оказало посещение копенгагенской труппы, где он однажды даже сыграл одну маленькую роль. Так он понял, что хочет быть писателем и артистом. Краткая биография Андерсена интересна еще и тем, что он сам еще в очень молодом возрасте принял решение, что хочет быть знаменитым и, скопив немного денег, отправился в Копенгаген.
В столице он попытался стать актером, однако ему так и не удалось овладеть этим искусством. Зато здесь он получил хорошее образование. По ходатайству влиятельных знакомых он обучался в двух городах страны, выучил несколько языков и сдал экзамены на степень кандидата. Видя в юноше большое желание стать актером, директор театров давал ему небольшие роли, однако очень скоро ему сказали, что он никогда не сможет профессионально играть на сцене. Однако к тому времени уже проявился его талант как литератора, драматурга и писателя.
Первым литературным опытом Ганса Христиана Андерсена были не сказки, а пьесы, написанные в жанре трагедий. Здесь его ждал успех: они были опубликованы, а писатель получил свой первый гонорар. Окрыленный успехом, он продолжил писать в жанрах крупной прозы, миниатюрных новелл, пьес, путевых очерков и заметок.
Несмотря на стесненность в средствах, писатель все-таки имел возможность путешествовать по Европе. Получив небольшие денежные вознаграждения за свои литературные труды, он побывал в самых разных странах Европы, где завел множество интересных знакомств. Так, он познакомился с известными французскими писателями В. Гюго и А. Дюма. В Германии он был представлен немецкому поэту Гейне. К интересным фактам его жизни можно отнести и то, что у него был автограф Пушкина. Эти путешествия имели большое значение и для дальнейшего развития его творчества, поскольку благодаря им он освоил новый для себя жанр путевых заметок.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Г. Х. Андерсен родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.
Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.
Именно поэтому часто высказывается мнение, что сказка «Гадкий утёнок» является завуалированной автобиографией Ганса Христиана Андерсена.
Я всегда с недоверием отношусь к поискам в сюжетах писателей их личных чувств, переживаний, детских «травм», но в данном случае я вынуждена признать их достоверность. Ведь об этом свидетельствуют и реальные факты и слова автора:
«Сказка моей жизни развернулась предо мною – богатая, прекрасная, утешительная. Даже зло вело к благу, горе к радости, и в целом она является полной глубоких мыслей поэмой, какой я никогда не был бы в силах создать сам.… Да, правда, что я родился под счастливой звездой!». (Г.-Х.Андерсен)
Современники о внешности Андерсена:
«Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».
По самим местам действия сказки также можно провести параллели с жизнью писателя: пустырь, заросший лопухами, где было утиное гнездо — это Оденсе, родной город писателя; птичий двор, где клевали и травили гадкого утенка — столица Дании, Копенгаген; дом, где жила старушка с курицей и котом — одна знакомая Андерсену семья, в которой хотя и благожелательно принимали молодого писателя, но всячески наставляли и учили, как следует жить.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Тема урока: «Гадкий утёнок» Г.-Х. Андерсен | ||
Вопрос | Обведи те слова, которые подходят именно тебе | |
На уроке я работал | активно | пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен | не доволен |
Урок показался мне | коротким | длинным |
За урок я | не устал | устал |
Моё настроение | стало лучше | стало хуже |
Материал урока мне был | понятен | не понятен |
интересен | скучен | |
полезен | бесполезен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе "Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Урок разработан в соотвенствии с ФГОС НОО по УМК "Перспектива" Это третий урок в теме по произведениям Г.-Х. Андерсона....
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков...
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс. Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди"
Разработка открытого урока по литературному чтению по УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока по Литературному чтению 4 класс. "Г. Х. Андерсен "Русалочка" "
Тип урока: урок открытия нового знания.Тема урока: « Г. Х. Андерсен «Русалочка»»Класс: 4Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с биографией Г. Х. Андерсе...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: совершенствование навыков смыслового чтения у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Развивать умение у младших ш...