Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс "Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс.
Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"
Учимся определять, что хорошо, что плохо, обсуждать поступки героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема урока: «Нравственный смысл сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Класс: 2.
Цель урока: Научиться обучающимся определять нравственный смысл сказки «Гадкий утенок.
Задачи урока:
Дидактические:
- Создать условия для ознакомления с творчеством Г. Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»;
- Создать условия для раскрытия идейно – образного содержания сказки, выяснение в ходе беседы понятия внутренней и внешней красоты человека;
- Выявления нравственных уроков произведения.
Развивающие:
- Способствовать расширению читательского кругозора;
- Cспособствовать развитию памяти, мышления, формирования навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения.
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию любви к родной природе;
- Содействовать привитию интереса к художественной литературы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Панируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Организационный этап | Выработка внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. | Словесный метод. Психологическая минутка. | Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Проверка готовности к уроку. Давайте знакомые книжки откроем И снова пойдем от страницы к странице. Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться, сильней подружиться. Неважно, что с книжкой знакомы давно мы, Пускай и с героем отлично знакомы. И чем там закончится - тоже известно. Хорошие книжки всегда интересны. | Сообщают о готовности | Фронтальная. | - | Научиться приветствовать друг друга и учителя. | Р:волевая саморегуляция. | Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка. | Актуализация знаний через пробное учебное действие. | Словесный и наглядный методы. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. С каким произведением познакомились на прошлом уроке? Перескажите произведение от лица Персея. Покажите, какие иллюстрации вы нарисовали к наиболее понравившемуся фрагменту. Организует речевую разминку, и осознание читаемого текста. Прочитайте стихотворение-загадку. Девочка спит и пока что не знает, Что в этой сказке ее ожидает; Жаба под утро ее украдет, В нору упрячет бессовестный крот… Впрочем, довольны? Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья эта сказка? Прочитайте загадку с интонацией восхищения, с удивлением, сердито, скороговоркой. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Пересказывают миф от лица Персея. Показывают иллюстрации к произведению. Выполняют речевую зарядку. | Фронтальная, индивидуальная. | Учебник, презентация. | Активизация материала по теме. | П:выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. | Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Сообщение темы урока. Определение целей урока. | Открытие нового через учебное действие. | Словесный и наглядный методы. | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова:
Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение? Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Г. - Х. Андерсена. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. | Фронтальная. | Презентация. | Активизация материала по мете урока. | Р:формулируют цель работы. К:умение строить речевые высказывания в соответствии с задачами. | Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
Подготовка | Открытие нового через учебное действие. | Словесный и наглядный метод. | Рассказывает о творчестве Г. - Х. Андерсена, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал). ПРИЛОЖЕНИЕ 1. | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора. | Фронтальная. | Презентация, портрет поэта. | Основы системы научных знаний | К:умение строить речевые высказывания в соответствии с задачами. | Осознавать личностный смысл учения. |
Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. 2. Первичное чтение произведения. | Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации. | Словесный, наглядный, слуховой методы. | Проводит словарную работу. Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Орава – беспорядочное и шумное скопление людей. Несуразный – нелепый, нескладный. Ликующий – ликовать, торжествовать, восторженно радоваться. Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы. Озираться – оглядываться назад. Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. Понравилось ли вам произведение? Выразите свое мнение о произведении одним словом. Докажите, что это сказка. (Птицы разговаривают.) Что вам особенно понравилось в этой истории? | Работают с толковым словарем. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. | Фронтальная, индивидуальная. | Аудио материалы, презентация, толковый словарь. | Определяют тему и главную мысль текста. Осмыслять специфику литературной сказки. | П:умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. П:предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей. К:умение строить речевые высказывания в соответствии с задачами. | Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу. Осознают, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки. |
Повторное чтение и анализ произведения. | Усвоение учащимися нового знания через способы действия. | Словесный, практический методы. | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Какие чувства вы испытывали во время чтения? Где высиживала утка своих утят? Какими были первые слова утят? Почему утке долго пришлось высиживать яйцо? Каким оказался вылупившийся птенец? Прочитайте, о чем думала мать, глядя на птенца? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. Кто был на птичьем дворе? Как жители птичьего двора отнеслись к появлению птенца? Прочитайте, как утка защищала утенка. Кого встретил утенок на болоте? (Диких уток.) Почему утенку было плохо в избушке у старушки? Какие чувства охватили утенка, когда он увидел лебедей? Прочитайте. Кто из вас дочитал эту сказку и может сказать, чем она закончилась? Чему учит сказка «Гадкий утенок»? (Нельзя обижать слабых, некрасивых, не таких, как все, надо их защищать, доброта и чуткость будут вознаграждены.) | Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. | Фронтальная, индивидуальная. | Учебник. | Научатся задавать вопросы попрочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; определять нравственный смысл сказки | К:умение строить речевые высказывания в соответствии с задачами. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «природа», оценивать жизненные ситуаций и поступки героев. |
Домашнее задание. | Самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой одноклассников. | Словесный и наглядный методы. | Каким оказался гадкий утенок? (Великодушным, благородным, доброта, чуткость, страдания – вознаграждены.) Стал утенок потом счастливым? Объясняет домашнее задание. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. | Фронтальная. | - | Научится записывать дом. задание в дневник. | П:умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. К:умение отвечать на вопросы учителя. | Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
Итог урока. Рефлексия. | Самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой одноклассников. | Словесный метод. | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? С каким произведением вы сегодня познакомились? Как относился Андерсен к утенку? Каково ваше отношение к утенку? Какими душевными качествами он обладал? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя при помощи сигнальных светофорчиков: 1) на уроке я работал активно или нет; 2) своей работой я доволен или нет. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Показывают сигналами. | Фронтальная. | Шаблоны светофорчиков | Научится анализирован свою деятельностьв конце урока. | П:умение ориентироваться в системе полученных знаний. Р:выбирают в паре форму оценивания своей деятельности. | Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"
1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?" 3 класс "Перспектива"
"Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?"...
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе "Гадкий утёнок" Г.-Х. Андерсен
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по литературному чтению.Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок
Технологическая карта урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок...
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Учимся пересказывать сказку (2 класс, УМК Школа России)
В технологической карте представлены: тип урока, цели и задачи, планируемые результаты. Подробно описаны ход урока, все его основные этапы согласно ФГОС НОО нового поколения: мотивация к деятельности,...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Русские народные сказки. Иван - царевич и Серый волк" ( УМК "Школа России" 3 класс)
Тема: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»Цели деятельности учителя: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки...