Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс. Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Липина Анна Александровна

Разработка открытого урока по литературному чтению по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_lit_chtenie.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

УМК: «Перспектива»

Тема урока: Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»

Тип урока: изучение нового

Цель: Знакомство с произведением Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение анализировать художественное произведение.

Формировать умение находить в тексте информацию по заданию учителя.

Развивающие: 

Формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Формировать умение аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к авторским сказкам.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Умеют анализировать художественное произведение.

Умеют находить в тексте конкретную информацию.

Метапредметные: 

Регулятивные:

Самостоятельно прогнозируют содержание произведения до чтения.

Познавательные:

Умеют осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные: 

Умеют аргументировать свою точку зрения.

Личностные: 

Проявляют интерес к чтению сказок.

Оборудование: презентация, учебник

План урока:

Орг. момент (1 мин.)

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (11 мин.)

Словарная работа (3 мин.)

Подготовка к восприятию текста (4 мин.)

Физкультминутка (1 мин.)

Анализ художественного произведения (20 мин.)

Подведение итогов. Рефлексия. Информация о домашнем задании (5 мин.)


Ход урока

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы и средства

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте начнем наш урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу! Пусть весь урок вас будет сопровождать только хорошее настроение.

Улыбаются.

Форма: фронт.

Средство: речь учителя.

КУУД:

Умение слушать и понимать речь других.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Обеспечить воспроизведение знаний, необходимых для восприятия нового произведения.

Обеспечить проверку домашнего задания.

- Ребята, с каким писателем вы познакомились на прошлом уроке?

- Верно. Вашим домашним заданием было подготовить презентацию о сказках Андерсена. Давайте проверим, что у вас получилось.

- Молодцы!  У вас получились замечательные презентации, спасибо.

- Вы уже немного затронули биографию писателя, я хотела бы ее дополнить.

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в семье прачки и сапожника. Первые сказки он слышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову. Чего он только не переделал в юные годы – и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев.

В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена.

В 1835 году издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойки оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок» «Дюймовочка». Всего Андерсен написал 170 сказок.

- А какие сказки Андерсена вы читали? Какая сказка вам понравилась больше и почему?

- Спасибо, очень интересно. Сегодня мы начнем изучать творчество Ганса Христиана Андерсена и познакомимся со сказкой «Дикие лебеди».

Отвечают: «С Г.Х. Андерсеном»

Представляют свои презентации.

Отвечают.

Форма: фронт.

Средства: речь учителя, презентации учащихся

Методы:

Демонстрация, рассказ

КУУД: Владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ПУУД:

Умение осознанно  и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

3. Словарная работа.

Подготовить  речевой аппарат к чтению.

- Прежде чем начать читать сказку, подготовимся к чтению. Вам в тексте встретятся слова,  написанные на доске. Прочитайте их, пожалуйста, про себя и подумайте над их значением.

Взвиться

Дурное

Стремительно

Читают слова.

Взвиться – взлететь, завертеться, закружиться.

Дурное – плохое, неприятное.

Стремительно – быстро, энергично.

Форма: фронт.

Прием: чтение вслух.

Средства: речь, учителя, презентация. Метод: беседа.

4. Подготовка к восприятию текста.

Организация настроя на восприятие текста.

- Ребята, знаете ли вы чем волшебная сказка отличается от литературной?

- Верно. В первую очередь волшебная сказка отличается от литературной сказки, конечно, своим волшебством, своим фантастическим сюжетом. Также, как вы уже сказали, в волшебной сказке могут присутствовать говорящие животные или птицы, заколдованные предметы, волшебные превращения и другие чудеса.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье.

- Сегодня мы начнем изучать творчество Ганса Христиана Андерсена и познакомимся со сказкой «Дикие лебеди».  А в конце вы мне скажите, является ли она волшебной и, если да, то почему.

- Как вы думаете, почему Андерсен назвал сказку - «Дикие лебеди»?

- Вы правы.

Прилагательное «дикий» - обозначает неприрученный, неодомашненный. А существительное «лебеди» символизирует  чистоту, мужество и любовь.

Отвечают: «В волшебных сказках бывают говорящие животные, заколдованные предметы и т.д.»

Отвечают: «Потому что в сказке будет говориться о диких лебедях и т.д.»

Форма: фронт.

Метод: беседа.

КУУД: Владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ПУУД:

Умение осознанно  и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

5. Физкультминутка

Обеспечит отдых учащихся.

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Повторяют движения.

Форма: фронт.

6. Анализ художественного произведения

Создание условий для понимания содержания произведения, характера героев, замысла автора.

- Открываем учебник на странице 38.

Я начинаю читать, а вы внимательно следите. Я могу в любой момент остановиться и спросить любого из вас.

Начинаем.

Учитель начинает читать.

(Со слов «Далеко-далеко…» до «что тянется до самого морского берега…»)

- Что злая мачеха сделала с детьми?

В кого превратились принцы?

Куда улетели лебеди?

- Продолжаем читать.

Предлагает читать конкретному ученику.

(Со слов «Прошли годы…» до «как братья целовали ее»)

После прочтения определённого фрагмента останавливает его и просит начать читать другого.

(Со слов «Но вот Элизе…» до «велел прогнать ее прочь»)

- Спасибо!

Когда Элизу отправили обратно во дворец?

Из-за чего злая мачеха еще больше возненавидела принцессу?

Почему король не узнал Элизу?

- Продолжаем читать.

Предлагает читать конкретному ученику.

(Со слов «Горько плакала…» до «сразу же уснула»)

После прочтения определённого фрагмента останавливает его и просит начать читать другого.

(Со слов «Когда она проснулась…» до «белой и нежной»)

После прочтения определённого фрагмента останавливает его и просит начать читать другого.

(Со слов «Дальше, дальше…» до «царило одиночество»)

После прочтения определённого фрагмента останавливает его и просит начать читать другого.

(Со слов «Элиза в конце дня…» до «слеза-кто знает»)

- Спасибо!

Куда попала Элиза?

Что сделала принцесса у ручья?

Кого встретила Элиза на берегу моря?

- Продолжаем читать.

Учитель начинает читать.

(Со слов «Солнце стало…» до «и разговоров»)

После предлагает читать конкретному ученику.

(Со слов «Мы, братья…» до «как и наша»)

После прочтения определённого фрагмента останавливает его и просит начать читать другого.

(Со слов «На нам здесь…» до конца)

- Спасибо!

В кого превратились лебеди после захода солнца?

О чем попросила Элиза своих братьев?

- Ребята, какие чувства у вас вызвала эта сказка?

Следят по тексту

Отвечают: «Мачеха отдала принцессу Элизу в крестьянскую семью, а на принцев наговорила королю много дурного.

Принцы превратились в лебедей.

Лебеди улетели в темный лес».

Читают и следят.

Отвечают: «Когда ей исполнилось 15 лет.

Из-за того, что Элиза стала еще красивее.

Мачеха натерла лицо Элизы соком грецкого ореха, вымазала вонючей мазью и спутала волосы».

Читают и следят.

Отвечают: «В темный лес.

После того, как она увидела свое отражение, Элиза умылась.

Она встретила 11 белых лебедей».

Читают и следят.

Отвечают: «Лебеди превратились в принцев.

Элиза попросила братьев взять ее с собой в теплые края».

Отвечают.

Форма: фронт.

Прием: чтение вслух.

Средства: учебник.

КУУД: Владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Умение вступать в диалог с учителем.

ПУУД: Умение искать и выделять необходимую информацию в тексте.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Информация о домашнем задании.

Организовать анализ и оценку качества работы на уроке.

Проинформировать о домашнем задании.

- Ребята, с какой сказкой мы познакомились сегодня?

Является ли она волшебной? Почему?

Чему учит эта сказка?

- Ребята, продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Я хотел бы…

Открываем дневники и записываем домашнее задание: еще раз прочитать «Дикие лебеди» с.38-40.

Отвечают: «Дикие лебеди. Эта сказка является волшебной, потому что принцы превратились в лебедей».

Отвечают.

Форма: фронт.

Метод: беседа.

КУУД: Владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Умение вступать в диалог с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению .А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России". На уроке представлены разнообразные формы работы (групповая, парная, фронтальная), которые способствуют умению работать с произведен...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Учимся пересказывать сказку (2 класс, УМК Школа России)

В технологической карте представлены: тип урока, цели и задачи, планируемые результаты. Подробно описаны ход урока, все его основные этапы согласно ФГОС НОО нового поколения: мотивация к деятельности,...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....