Технологическая карта урока по Литературному чтению 4 класс. "Г. Х. Андерсен "Русалочка" "
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема урока: « Г. Х. Андерсен «Русалочка»»
Класс: 4
Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с биографией Г. Х. Андерсена и произведением зарубежной литературы «Русалочка»
Задачи урока:
Дидактические: пополнение словарного запаса учащихся, осознанное восприятие содержание текста авторской сказки.
Развивающие: совершенствовать навык беглого, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь; развивать умение аргументировать своё мнение; развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к зарубежной литературе; воспитывать готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, книги для выставки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3_aprelya.docx | 37.02 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК») Технологическая карта Урока по литературному чтению Выполнила: Студентка группы ПНК - 3.1 Суворова Анастасия Михайловна Проверили Методист-преподаватель: Крючко О.В. _______________ (подпись) Учитель: Жоржина В.В. _______________ (подпись) Отметка: ________________ Волгодонск, 2023 |
Суворова Анастасия Михайловна
Дата проведения: 03.04.23г.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4Б
Учитель: Жоржина В. В.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема урока: « Г. Х. Андерсен «Русалочка»»
Класс: 4
Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с биографией Г. Х. Андерсена и произведением зарубежной литературы «Русалочка»
Задачи урока:
Дидактические: пополнение словарного запаса учащихся, осознанное восприятие содержание текста авторской сказки.
Развивающие: совершенствовать навык беглого, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь; развивать умение аргументировать своё мнение; развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к зарубежной литературе; воспитывать готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, книги для выставки.
№ | Этап урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные (Р-регулятивные, К-коммуникативные, П-познавательные) | Личностные | |||||||
1. | Организационный | - | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Михайловна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Желаю вам продуктивной работы на уроке. Садитесь. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Фронтальная форма | - | КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | - | |
2. | Подг.уч-ся к работе на осн.эт. урока | Словесный метод (беседа) Метод стимулирования мотивов интереса к учению Словесный метод (рассказ) Словесный метод (опрос) Словесный метод (беседа) Метод стимулирования мотивов интереса к учению | Ребята, напомните мне, изучением какого раздела мы начали заниматься на литературном чтении? Я подготовила для вас выставку книг одного талантливого зарубежного писателя. Как вы думаете, кому она посвящена? Ознакомиться с книгами вы сможете после урока. - Знакомо ли вам имя Г.Х.Андерсена? Какие произведения этого автора вы читали? Ребята, чтобы узнать, с каким произведением Г.Х. Андерсена мы сегодня познакомимся, послушайте стихотворение. Какое странное созданье? Она прекрасна сложена И в море или в океане С волной и пеною дружна И дно морское ей знакомо В подводном царстве рождена, Она , мечтой своей влекома, Частенько плавала одна. В морской , неведомой пучине, В раздумьях детских о душе. Не ведала людской кручины , Девица взрослая уже. И не совсем , чтобы девица, И рыбкой тоже не назвать. Как все ждала земного принца, Чтоб с милым счастье испытать. Вы уже догадались, кто будет героем произведения? А какова тема нашего урока? Какую цель мы перед собой поставим? Верно, ребята, сегодня мы познакомимся с самым любимым произведением Г.Х.Андерсена - "Русалочка". Оно трогало его до глубины души. Но прежде чем мы войдем в волшебный мир сказок, давайте поговорим об авторе этого замечательного произведения. Слушайте внимательно, потому что я буду задавать вопросы. Ганс Христиан Андерсен - Ребята, из какой страны был этот замечательный сказочник? - Чем с детства увлекался Г.Х. Андерсен? - Когда Г.Х. Андерсен понял, что хочет связать свою жизнь с литературой? Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник? (на слайде) - Да, это памятник русалочке, героине сказки, которую мы сегодня будем читать. - А что вы знаете о русалках? - Русалка в народных поверьях и сказках - существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. - Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. - Когда вы прочитаете сказку, вы узнаете, как Г.Х. Андерсен решает судьбу своей героини. - Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков, но вы должны быть очень внимательными, слушать, отвечать на вопросы и выполнять добросовестно все задания. | - Зарубежная литература. - Г.Х.Андерсен. - "Принцесса на горошине" (2 класс), "Гадкий утенок" (3 класс), "Дюймовочка"... Слушают стихотворение. -Русалочка. -Сказка Г.Х.Андерсена "Русалочка". - вспомнить биографию Г.Х.Андерсена, познакомиться со сказкой "Русалочка", совершенствовать навык выразительного чтения, отвечать на вопросы. -Слушают биографию Г.Х. Андерсена. -Из Дании. - он увлекался кукольным театром. - когда получил от короля премию за свой первый рассказ. - памятник русалке. Ответы детей. | Фронтальный опрос Устный контроль Устный контроль Устный контроль | КУУД: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ПУУД: Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель КУУД: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка | Самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | ||
3. | Речевая разминка | Ребята, читать нам придётся много, поэтому давайте разогреем наш речевой аппарат. Перед вами на слайде текст нашей речевой разминки. Давайте сначала прочитаем его с громкой интонацией. Море очень широко, Теперь шёпотом, с печальной интонацией, веселой. | |||||||
3. | Словарная работа | Практический метод (словарная работа) | Ребята, так как у нас русалочка живёт в море, конечно будут встречаться слова, относящиеся к морской тематике. Поэтому некоторые слова я думаю для вас будут не очень понятны. А может, наоборот, вы мне подскажите. И так, я из словаря взяла значения слов. А вы должны угадать, что это за слово (на слайде). Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки. Коралл – красивый известковый скелет морских организмов. Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части. Янтарь – окаменевшая смола древних растений. Устрицы – морской моллюск. Вдовец – мужчина, у которого умерла жена. Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник. Высокий сан - высокое положение, должность. Снасти и реи – детали корабля. Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов. Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза. | Угадывают слова. | Устный контроль Фронтальная форма работы | Пополнение словарного запаса учащихся | РУУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. ПУУД: структурирование знаний. | - | |
4. | Открытие нового знания | Словесный метод (чтение учебника) Словесный метод (опрос) Словесный метод (чтение учебника) Словесный метод (опрос) Словесный метод (чтение учебника) Словесный метод (опрос) | Приступаем к чтению. Откройте учебники на стр. 167. Сначала буду читать я. А вы внимательно следите по тексту, потом вы продолжите читать самостоятельно. (Читаю до "Когда вам исполнится 15 лет..." на стр. 168) - Где разворачивается действие сказки? - О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка? Кто управлял хозяйством у морского царя? Как она выглядела? Зачитайте. - Как вы думаете, кем была младшая внучка? (найдите в тексте её описание) - Чтобы узнать, что было дальше, теперь будете читать вы. (по очереди спрашиваю учеников) (до слов «Надвигалась буря…» с.168-171) - Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет. -Какие чувства она испытывала при этом? - Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.169) - Какой праздник отмечали на корабле? - Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему? - Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство? Давайте продолжим чтение, чтобы узнать, как будут развиваться события на самом деле. (с. 171-173 до абзаца "Тут в высоком белом здании...") - Что случилось с кораблём в результате бури? Прочитайте этот отрывок из текста. -Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? Верно, это говорит о силе и глубине чувств русалочки к принцу. -Опишите местность, куда приплыла русалочка с принцем. Ребята, а сейчас давайте закроем глаза. (включаю шум моря) Представьте, что вы в море. И вы видите корабль. Кого вы можете представить в море рядом с кораблём? А кто отдыхал на море? Каких вы там видели рыб, дельфинов? А как человек должен к ним относиться? Ребята, когда вы будете продолжать читать сказку, вспоминайте шум моря, который звучит прямо сейчас. И каким же будет интересным продолжение этой сказки! ----------------------------- Если останется время: А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. (раздаю черно-белый рисунок русалочки). Раскрасьте русалочку цветами, которые создают ваше сегодняшнее настроение. | Слушают учителя. - в море. -о морском царе, который овдовел, о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки. -Бабушка. - русалочка, героиня сказки. - бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность -Радость, восторг, она всегда об этом мечтала. -читают отрывок(до слов "Русалочка подплыла..." - день рождения принца - да, потому что на корабле было красиво и ей понравился принц -высказывают свои предположения. -корабль развалился на части и лёг на бок. - он упал в воду и почти выбился из сил. - он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб. Читают отрывок из учебника -рыб, русалочку, дельфинов - бережно. Раскрашивают русалочку. | Фронтальная форма работы Устный контроль Индивидуальная форма работы Устный контроль Устный контроль | Развитие навыка правильного, выразительного чтения Развитие навыка правильного, выразительного чтения Уметь прогнозировать содержание произведения Развитие навыка правильного, выразительного чтения | ПУУД: Самостоятельно находит и выделяет необходимую информацию КУУД: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ПУУД: Самостоятельно выбирает вид чтения в зависимости от целей чтения, извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов разных видов и определяет основную и второстепенную информацию | Самостоятельно формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию | |
5. | Информирование о домашнем задании | Словесный метод (Инструктаж) | Ребята, наш урок подходит к концу. Вашим домашним заданием будет перечитать прочитанный в классе отрывок. | Записывают домашнее задание. | Фронтальная форма | - | - | - | |
Подведение итогов урока | Словесный метод (опрос) | Произведение какого автора мы начали читать? Что нового вы узнали о его жизни? С какой сказкой мы сегодня начали знакомство? На следующем уроке мы продолжим знакомиться со сказкой и узнаем, как события развивались дальше. | - Г.Х.Андерсен Ответы детей. - "Русалочка". | Фронтальный опрос Устный контроль | ПУУД: Самостоятельно выстраивает иерархию имеющихся знаний КУУД: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Самостоятельно формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию | |||
6. | Рефлексия | Словесный метод (опрос) | Оцените свою работу на уроке, используя начало предложения: - сегодня на уроке я узнал... - на этом уроке я похвалил бы себя за... -после урока мне захотелось... -сегодня я сумел... Урок окончен, спасибо за активную работу. | Оценивают свою работу на уроке. | Устный контроль Фронтальный опрос | - | КУУД: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Демонстрирует сформированность адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....