Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе "Г. Х. Андерсен «Русалочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок разработан в соотвенствии с ФГОС НОО по УМК "Перспектива" Это третий урок в теме по произведениям Г.-Х. Андерсона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению (планирование урока).

  1. Класс: 4                     Предмет: литературное чтение             Тип урока: обобщение  изученного  материала.
  2. Тема урок: Г. Х. Андерсен «Русалочка» . 
  3. Место и роль урока в изучаемой теме: третий  урок по теме
  4. Цели урока (для учителя):

-образовательные: познакомятся с содержанием сказки «Русалочка», выделить особенности волшебной авторской сказки;

-развивающие: совершенствовать навык чтения; развивать речь, внимание, мышление;

-воспитательные: воспитывать любовь к чтению.

  1. Планируемы результаты (для учащихся):

личностные: демонстрируют способность ценить мир человеческих отношений, видеть красоту человека; проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; отбирают способы ее решения;

            познавательные: отвечают на вопросы по содержанию литературного текста;

     коммуникативные: участвуют в диалоге; выражают свои мысли в устной форме.

  1. Планируемые предметные результаты: научатся осознано воспринимать содержание текста авторской сказки; анализировать текст; получат возможность ориентироваться в тексте.
  2. Ресурсы (оборудование): м/м презентация.
  3. Планирование и характеристика этапов урока:  

Этап урока

Цель

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф., И., П., Г.)

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий

I.Организационный момент:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки.

Словесный метод.

-Здравствуйте, ребята!

- Скажите, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.

В класс пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Ты не зритель и не гость.

А программы нашей гвоздь!

Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
А закон у нас такой –
Все в учёбу с головой!

- Итак, принимаемся за работу.

Приветствует и настраивает учащихся на работу. Проверяет готовность к уроку учащихся.

Слушают и обсуждают тему урока, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции, осознавать и определять эмоции других людей.

II.Проверка домашнего задания:

-установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з большинством учащихся;

-выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения;

-устранить пробелы, обнаруженные в ходе проверки д/з.

Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная и самостоятельная форма работы.

-А, вы готовы начать нашу нелегкую, но очень интересную работу?

- Хорошо. Но сейчас проверим, насколько добросовестно вы подошли к выполнению домашнего задания.

- И так, дома вы читали первую и вторую часть сказки Г.Х. Андерсона «Русалочка»

-  Какие чувства вызвало у вас начало сказки?

- Где происходит действие в первой части сказки?  (Морское дно)

-  Как автор описывает морское царство?

- Какая атмосфера царила в семье морского царя?

-  Сколько сестер было у русалочки?

- О чем она мечтала?

-  Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Ко-гда ей исполнилось 15 лет.)

-Как вы думаете, какие чувства она испытывала при этом? (Радость, восторг, она всегда мечтала об этом.)

-  Что увидела русалочка на поверхности моря?

-  Какие чувства у нее возникли к принцу? (Любовь с первого взгляда.)

-  Что же произошло дальше? (Началась буря, корабль разва-лился на части.)

-  Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? (Он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб.)

-  Как вы думаете, правильно ли она поступила? Как бы вы поступили на ее месте?

-  Почему русалочке пришлось оставить принца одного на бе-регу? (Зазвонили колокола и в сад пришли девушки.)

-  Найдите в тексте и прочитайте, какой стала русалочка после этого случая? (Стала еще тише, задумчивее, чем прежде. Каждый раз все печальнее...)

-  Как вы думаете, почему она рассказала обо всем сестрам?

-  Чем они помогли ей? (Показали, где живет прекрасный принц)

-  Как вы считаете, обрадовало ли ее это известие?

-  Как теперь она проводила вечера? (Приплывала каждый вечер, подолгу наблюдала за принцем.)

Выявляет степень усвоения учащимися заданного учебного материала, причины невыполнения д/з отдельными учениками; ликвидирует обнаруженные недостатков.

Отвечают на вопросы, демонстрируют знания фактического материала по изученной ранее теме.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

III. Постановка цели урока:

- установить тематические рамки;

-обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы.

-Сегодня у нас необычный урок, потому что мы продолжаем своё путешествие по маленькой северной стране, с трех сторон окруженной морем, в Дании, с великим сказочником, известным во всем мире, Гансом Христианом Андерсеном.

Сообщает учащимся не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.

Слушают, включаются в учебный процесс.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации.

IV. Работа по теме урока:

-познакомить с биографией и творчеством Ганса Христиана Андерсена;

- учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, понимать знаки, символы;

- формировать умения принимать и сохранять учебную задачу.

 Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы.

1.Первичное восприятие текста.

2.Словарная работа.

3. Проверка первичного восприятия текста.

-  Сегодня на уроке, мы продолжаем знакомится со сказкой Г.Х. Андерсена.

-  Откройте учебники на странице  84.

- Начнем читать сказку и узнаем, какая история приключилась с русалочкой.

Учащиеся читают текст вслух по цепочке.

По ходу чтения идет словарная работа:

Вельможа — знатный и богатый чиновник.

Трюм - внутреннее помещение корабля между

нижней палубой и днищем.

Вуаль— тонкая прозрачная материя, закрывающая лицо.

Коралл – морское неподвижное животное, а также камень, являющийся известковым отложением морских животных.

Янтарь – окаменевшая  смола желтого цвета.

Утес – отвесная скала.

-Что особенно вас тронуло при чтении?

- Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнь и стать человеком? («Все больше и больше начинала русалочка лбить людей. Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный».)

-  Добилась ли русалочка своей цели и какой ценой? (Она обрела пару стройных ножек, но навеки стала немой. А неразделенная любовь стала причиной гибели русалочки.)

-Почему русалочка отправилась к ведьме?(Она окончательно решила попасть в земной мир.)

-Найдите и прочитайте описание жилища ведьмы. Что чувствовала русалочка, когда была там? Что испытывала русалочка, когда покидала свой родной дом?

-Расскажи о жизни русалочки во дворце у принца?(Принц принял русалочку в свой мир. Она жила рядом с ним, во дворце, разодетая в шелках- прекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищались. Все были в восхищении особенно принц. Но она оставалась несчастной, ведь принц любил её лишь по-дружески).

-Любил ли принц русалочку? Мог ли он на ней жениться? ( Несмотря на все её достоинства и преданность, он был влюблён в другую, которую видел лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и любовь во многом обусловлена благодарностью. Если бы у русалочки сохранился голос, она могла бы завоевать настоящую любовь принца.)

 

 - Можно ли назвать жизнь русалочки во дворце у принца счастливой?

  - Почему принц не смог полюбить русалочку на столько, что бы на ней жениться?

   - А если бы ведьма не лишила русалочку голоса, всё могло бы быть иначе?

   - Расскажи, как к русалочке относиться её семья: её бабушка, отец и сестры.

   - Почему то, что кажется возможным её сёстрам- убить принца, что бы сохранить себе жизнь,- невозможно для русалочки?

  - Что же это а волшебная сила, благодаря которой русалочка могла бы остаться в мире людей?  

 

Знакомит с биографией автора, организует первичное восприятие текста с последующим анализом.

Организует работу по отгадыванию

Кроссворда, организовывает работу по словарной работе.

Разгадывают кроссворда, читают сказку по цепочке в учебнике. Отвечают на вопросы.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; извлекать информацию, представленную в виде сплошного текста; строить рассуждения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

Физкультминутка:

-предупреждать утомляемость учащихся.

Наглядный метод.

Фронтальная форма работы.

-После того как, хорошо поработали нужно отдохнуть.

Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.

Мучается бедный ослик,

Что сначала съесть, что после?

Впереди крыжовник зреет,

Позади малина спеет.

Голоден до полусмерти.

Ослик головою вертит.

Слева - свекла,

Справа - брюква,

Слева - тыква,

Справа - клюква.

Снизу свежая трава

Закружилась голова.

Проводит физкультминутку.

Выполняют упражнения.

V.Повторное чтение и анализ (по заданию учителя):

- выполнять учебные действия в устной форме;

-развивать умение осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из учебника);

-продолжать развивать умения выстраивать речевое высказывание.

Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы.

1.Составление плана.

2.Пересказ текста по плану.

-На сколько микрогрупп можно разделить вторую часть сказки «Русалочка»?

-Как вы думаете, о чем первая микрогруппу и как мы ее можем озаглавить?

-О чем мы можем узнать в содержании сказки после описания первой микрогруппы? Как озаглавим?

Такой же алгоритм работы по 3-5 микрогруппам.

Прочитанная часть сказки делится на микрочасти. Озаглавливается каждый эпизод и на слайде появляется план, по мере того как дети называют и озаглавливают микрочасти:

Учитель вместе с детьми обсуждает, какие иллюстрации можно нарисовать к каждому эпизоду.

Один два ученика пересказывают текст сказки первой части по составленному плану.

-Ну что тяжелее вам было в последовательности воспроизводить действия?

-Чтобы вам было на следующий урок легче, дома вы перечитывая еще раз вторую часть попробуете нарисовать иллюстрацию к каждому пункту плана.

Формулирует задание, организует беседу по вопросам, контролирует выполнение задания на отработку технике чтения,  работы с иллюстрациями учебника.  

Слушают и отвечают на вопросы учителя. Составляют план.

Выразительно читают.  Выполняют задания по содержанию текста.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

устанавливать причинно - следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VI.Закрепление прочитанного:

- обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания;

Словесный метод.

Фронтальная и парная  форма работы.

1. Работа в парах. Экспресс-опрос.

2. Проверка по ключу в парах.

 

Проводит беседу по вопросам. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Выполняют задание, анализируют выполненную работу.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

VII.Итог урока. Рефлексия.

-оценить учащихся за работу на уроке;

-оценить эмоциональное состояние учащихся после урока.

Словесный метод.

Фронтальная форма работы.

-На этом наш урок подходит к концу.

-   Как называются сказки, у которых есть автор? (Авторская  сказка.)

-  По каким признакам можно определить, что это сказка? (сказка сказывается; действие имеет приключенческий характер; развитие действий динамическое; сказка поучает нас в чем - либо)       

 -Мне понравилось, как вы работали на уроке, вы были активны, внимательны, добросовестно отнеслись к сегодняшнему уроку.

 -Спасибо вам за урок, за активную работу, за радость общения. До новых встреч.

Оценивает эмоциональный настрой учащихся. Проводит беседу по вопросам.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу в конце урока.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы других в соответствии с этими критериями; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

VIII. Домашнее задание

Словесный метод.

Фронтальная форма работы.

Объясняет домашнее задание, комментирует.

Слушают, записывают.

Осуществлять анализ – понимание поставленной учебной цели по выполнению домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»

Создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс. Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди"

Разработка открытого урока по литературному чтению по УМК "Перспектива"...