Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе "Г. Х. Андерсен «Русалочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок разработан в соотвенствии с ФГОС НОО по УМК "Перспектива" Это третий урок в теме по произведениям Г.-Х. Андерсона.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению (планирование урока).
- Класс: 4 Предмет: литературное чтение Тип урока: обобщение изученного материала.
- Тема урок: Г. Х. Андерсен «Русалочка» .
- Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок по теме
- Цели урока (для учителя):
-образовательные: познакомятся с содержанием сказки «Русалочка», выделить особенности волшебной авторской сказки;
-развивающие: совершенствовать навык чтения; развивать речь, внимание, мышление;
-воспитательные: воспитывать любовь к чтению.
- Планируемы результаты (для учащихся):
личностные: демонстрируют способность ценить мир человеческих отношений, видеть красоту человека; проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; отбирают способы ее решения;
познавательные: отвечают на вопросы по содержанию литературного текста;
коммуникативные: участвуют в диалоге; выражают свои мысли в устной форме.
- Планируемые предметные результаты: научатся осознано воспринимать содержание текста авторской сказки; анализировать текст; получат возможность ориентироваться в тексте.
- Ресурсы (оборудование): м/м презентация.
- Планирование и характеристика этапов урока:
Этап урока Цель | Методы и приемы работы Форма организации учебной деятельности (Ф., И., П., Г.) | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование универсальных учебных действий |
I.Организационный момент: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки. | Словесный метод. | -Здравствуйте, ребята! - Скажите, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. В класс пришёл – не хмурь лица, А программы нашей гвоздь! Не ленитесь, улыбайтесь, - Итак, принимаемся за работу. | Приветствует и настраивает учащихся на работу. Проверяет готовность к уроку учащихся. | Слушают и обсуждают тему урока, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу. | Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции, осознавать и определять эмоции других людей. |
II.Проверка домашнего задания: -установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з большинством учащихся; -выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; -устранить пробелы, обнаруженные в ходе проверки д/з. | Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная и самостоятельная форма работы. | -А, вы готовы начать нашу нелегкую, но очень интересную работу? - Хорошо. Но сейчас проверим, насколько добросовестно вы подошли к выполнению домашнего задания. - И так, дома вы читали первую и вторую часть сказки Г.Х. Андерсона «Русалочка» - Какие чувства вызвало у вас начало сказки? - Где происходит действие в первой части сказки? (Морское дно) - Как автор описывает морское царство? - Какая атмосфера царила в семье морского царя? - Сколько сестер было у русалочки? - О чем она мечтала? - Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Ко-гда ей исполнилось 15 лет.) -Как вы думаете, какие чувства она испытывала при этом? (Радость, восторг, она всегда мечтала об этом.) - Что увидела русалочка на поверхности моря? - Какие чувства у нее возникли к принцу? (Любовь с первого взгляда.) - Что же произошло дальше? (Началась буря, корабль разва-лился на части.) - Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? (Он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб.) - Как вы думаете, правильно ли она поступила? Как бы вы поступили на ее месте? - Почему русалочке пришлось оставить принца одного на бе-регу? (Зазвонили колокола и в сад пришли девушки.) - Найдите в тексте и прочитайте, какой стала русалочка после этого случая? (Стала еще тише, задумчивее, чем прежде. Каждый раз все печальнее...) - Как вы думаете, почему она рассказала обо всем сестрам? - Чем они помогли ей? (Показали, где живет прекрасный принц) - Как вы считаете, обрадовало ли ее это известие? - Как теперь она проводила вечера? (Приплывала каждый вечер, подолгу наблюдала за принцем.) | Выявляет степень усвоения учащимися заданного учебного материала, причины невыполнения д/з отдельными учениками; ликвидирует обнаруженные недостатков. | Отвечают на вопросы, демонстрируют знания фактического материала по изученной ранее теме. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
III. Постановка цели урока: - установить тематические рамки; -обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; | Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы. | -Сегодня у нас необычный урок, потому что мы продолжаем своё путешествие по маленькой северной стране, с трех сторон окруженной морем, в Дании, с великим сказочником, известным во всем мире, Гансом Христианом Андерсеном. | Сообщает учащимся не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности. | Слушают, включаются в учебный процесс. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации. |
IV. Работа по теме урока: -познакомить с биографией и творчеством Ганса Христиана Андерсена; - учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, понимать знаки, символы; - формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. | Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы. 1.Первичное восприятие текста. 2.Словарная работа. 3. Проверка первичного восприятия текста. | - Сегодня на уроке, мы продолжаем знакомится со сказкой Г.Х. Андерсена. - Откройте учебники на странице 84. - Начнем читать сказку и узнаем, какая история приключилась с русалочкой. Учащиеся читают текст вслух по цепочке. По ходу чтения идет словарная работа: Вельможа — знатный и богатый чиновник. Трюм - внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем. Вуаль— тонкая прозрачная материя, закрывающая лицо. Коралл – морское неподвижное животное, а также камень, являющийся известковым отложением морских животных. Янтарь – окаменевшая смола желтого цвета. Утес – отвесная скала. -Что особенно вас тронуло при чтении? - Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнь и стать человеком? («Все больше и больше начинала русалочка лбить людей. Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный».) - Добилась ли русалочка своей цели и какой ценой? (Она обрела пару стройных ножек, но навеки стала немой. А неразделенная любовь стала причиной гибели русалочки.) -Почему русалочка отправилась к ведьме?(Она окончательно решила попасть в земной мир.) -Найдите и прочитайте описание жилища ведьмы. Что чувствовала русалочка, когда была там? Что испытывала русалочка, когда покидала свой родной дом? -Расскажи о жизни русалочки во дворце у принца?(Принц принял русалочку в свой мир. Она жила рядом с ним, во дворце, разодетая в шелках- прекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищались. Все были в восхищении особенно принц. Но она оставалась несчастной, ведь принц любил её лишь по-дружески). -Любил ли принц русалочку? Мог ли он на ней жениться? ( Несмотря на все её достоинства и преданность, он был влюблён в другую, которую видел лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и любовь во многом обусловлена благодарностью. Если бы у русалочки сохранился голос, она могла бы завоевать настоящую любовь принца.)
- Можно ли назвать жизнь русалочки во дворце у принца счастливой? - Почему принц не смог полюбить русалочку на столько, что бы на ней жениться? - А если бы ведьма не лишила русалочку голоса, всё могло бы быть иначе? - Расскажи, как к русалочке относиться её семья: её бабушка, отец и сестры. - Почему то, что кажется возможным её сёстрам- убить принца, что бы сохранить себе жизнь,- невозможно для русалочки? - Что же это а волшебная сила, благодаря которой русалочка могла бы остаться в мире людей?
| Знакомит с биографией автора, организует первичное восприятие текста с последующим анализом. Организует работу по отгадыванию Кроссворда, организовывает работу по словарной работе. | Разгадывают кроссворда, читают сказку по цепочке в учебнике. Отвечают на вопросы. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; извлекать информацию, представленную в виде сплошного текста; строить рассуждения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. |
Физкультминутка: -предупреждать утомляемость учащихся. | Наглядный метод. Фронтальная форма работы. | -После того как, хорошо поработали нужно отдохнуть. Наверху созрела слива, Мучается бедный ослик, Что сначала съесть, что после? Впереди крыжовник зреет, Позади малина спеет. Голоден до полусмерти. Ослик головою вертит. Слева - свекла, Справа - брюква, Слева - тыква, Справа - клюква. Снизу свежая трава Закружилась голова. | Проводит физкультминутку. | Выполняют упражнения. | |
V.Повторное чтение и анализ (по заданию учителя): - выполнять учебные действия в устной форме; -развивать умение осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из учебника); -продолжать развивать умения выстраивать речевое высказывание. | Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы. 1.Составление плана. 2.Пересказ текста по плану. | -На сколько микрогрупп можно разделить вторую часть сказки «Русалочка»? -Как вы думаете, о чем первая микрогруппу и как мы ее можем озаглавить? -О чем мы можем узнать в содержании сказки после описания первой микрогруппы? Как озаглавим? Такой же алгоритм работы по 3-5 микрогруппам. Прочитанная часть сказки делится на микрочасти. Озаглавливается каждый эпизод и на слайде появляется план, по мере того как дети называют и озаглавливают микрочасти: Учитель вместе с детьми обсуждает, какие иллюстрации можно нарисовать к каждому эпизоду. Один два ученика пересказывают текст сказки первой части по составленному плану. -Ну что тяжелее вам было в последовательности воспроизводить действия? -Чтобы вам было на следующий урок легче, дома вы перечитывая еще раз вторую часть попробуете нарисовать иллюстрацию к каждому пункту плана. | Формулирует задание, организует беседу по вопросам, контролирует выполнение задания на отработку технике чтения, работы с иллюстрациями учебника. | Слушают и отвечают на вопросы учителя. Составляют план. Выразительно читают. Выполняют задания по содержанию текста. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; устанавливать причинно - следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VI.Закрепление прочитанного: - обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; | Словесный метод. Фронтальная и парная форма работы. 1. Работа в парах. Экспресс-опрос. 2. Проверка по ключу в парах. |
| Проводит беседу по вопросам. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Выполняют задание, анализируют выполненную работу. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. |
VII.Итог урока. Рефлексия. -оценить учащихся за работу на уроке; -оценить эмоциональное состояние учащихся после урока. | Словесный метод. Фронтальная форма работы. | -На этом наш урок подходит к концу. - Как называются сказки, у которых есть автор? (Авторская сказка.) - По каким признакам можно определить, что это сказка? (сказка сказывается; действие имеет приключенческий характер; развитие действий динамическое; сказка поучает нас в чем - либо) -Мне понравилось, как вы работали на уроке, вы были активны, внимательны, добросовестно отнеслись к сегодняшнему уроку. -Спасибо вам за урок, за активную работу, за радость общения. До новых встреч. | Оценивает эмоциональный настрой учащихся. Проводит беседу по вопросам. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу в конце урока. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы других в соответствии с этими критериями; высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
VIII. Домашнее задание | Словесный метод. Фронтальная форма работы. | Объясняет домашнее задание, комментирует. | Слушают, записывают. | Осуществлять анализ – понимание поставленной учебной цели по выполнению домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков...
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс. Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди"
Разработка открытого урока по литературному чтению по УМК "Перспектива"...