Учебно - методический комплект - Два брата (2 класс "Перспектива") Конспект + презентация
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Грошева Ольга Витальевна

Учебно - методический комплект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx30.41 КБ
Файл _pptx_83515.pptx642.94 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «а»

Тема урока:  Лев Толстой. «Два брата».

Цель урока: познакомить с произведениями Толстого Л. «Два брата»; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения; показать разность взглядов людей на смысл жизни и счастье.

Планируемые результаты: 

предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; прогнозировать содержание произведения; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

личностные: воспринимать сказку как особый жанр литературы.

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: мл. – (Академический школьный учебник) [Перспектива]

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения

1 – 2 мин

Речевая разминка

- Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.

- Но сначала мы подготовимся к этой серьёзной и интересной работе.

Что такое счастье?

Счастье это просто!

Нет у счастья веса

Нет у Счастья роста

Счастье не измеришь

Яркими словами

Счастье не увидишь

Ясными глазами

Как тогда ответить

Что такое счастье?

  • - Теперь прочитайте шепотом, четко артикулируя; прочитайте сердито; прочитайте выразительно.
  • Замечательно размялись!

Читать, правильно артикулируя.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: постановка и формулирование проблемы.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: обобщение

3-4 мин

Изучение нового материала.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:

Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив. Сенека (великий римский философ)

- Прочитайте эти слова про себя, постарайтесь осмыслить, понять.

- Прочитайте вслух.

- Как вы понимаете эти слова? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого-то что-то не получается, ему нужно помочь, поддержать, нельзя быть счастливым одному, человек счастлив, когда приносит счастье другому)

- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в нём будет говориться о счастье)

- Что для вас счастье? (хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…)

- Поставьте цель урока (ответить на вопрос: почему так много разных мнений, ответов на этот вопрос)

- К чему обратимся, чтобы разрешить противоречие? (к книге)

 

Биографические данные о писателе

- Прежде, чем приступить к чтению сказки, я хотела бы познакомить вас с биографией замечательного писателя - Льва Николаевича Толстого.

Л. Н. Толстой - знаменитый писатель-классик который известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в богатой семье, получил отличное образование. Известен  этот  человек не только как писатель, но и как педагог.  Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине Л. Н. Толстой открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Слушать рассказ учителя.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

3.

Решение частных задач.

Практич.: словарно - орфоэпическая работа

Практич.: слушание и чтение Т

Практич.: выборочное

чтение

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: анализ Т

Практич.: выборочное чтение

Практич.: выразительное чтение

20 – 25 мин

Работа с текстом

- Откройте учебник на стр. 39

- С каким произведением мы познакомимся? (сказка «Два брата»)

- Кто автор?

- Сформулируйте тему урока

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на детали.

- Попробуйте по названию произведения, по иллюстрации спрогнозировать, о чём эта сказка?

- Как проверить предположение? (прочитать)

 

Выборочное чтение с подробным пересказом

- Прочитайте, как реагирует на надпись старший брат. Как он это объясняет? Как поступает?

- Можно ли с ним согласиться? (да)

- Прочитайте, как реагирует на надпись младший брат. Как он это объясняет? Как поступает?

- Можно ли с ним согласиться? (да)

- А если бы был 3-й брат, могли бы родиться другие доводы?

- Охарактеризуйте братьев. (Работа в парах)

- Похожи ли братья друг на друга по поведению, по своим взглядам?

- Чем же различны братья? Заполним сравнительную таблицу.

(По мере ответов детей на доске заполняется сравнительная характеристика )

Старший                                  Младший

Рассудительный                   Решительный

Практичный                         Отважный

Спокойный                           Смелый

Осторожный                         Мужественный

                                                Романтик

- Рассудила ли братьев жизнь? Подтвердите словами  текста (нет, каждый остался при своём мнении)

- Кого из братьев вы считаете правым? Чья позиция близка вам? С кем вы согласны? Как бы вы поступили?

- А автор кого-то из братьев считает правым, кому-то симпатизирует? (каждый по-своему прав, за каждым – своя правда, и не случайно и тот и другой в споре вспоминают народные пословицы – вековую мудрость)

- В чём же мудрость этой сказки? (Каждый понимает счастье по-своему, каждый делает свой выбор, и идёт к счастью своим путём. Сказка учит тому, что все люди на земле разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека)

- Попробуйте выразить мудрость сказки, как и братья, с помощью пословицы, поговорки. (Каждому своё. Кому как, нам эдак. Кому что на роду написано.)

- Я приготовила для вас варианты ответа на этот вопрос. Прочитать или сами попытаетесь найти? Что будете искать? (пословицы и поговорки о счастье) Где? Это станет частью д/з

- Сказка написана простым понятным языком. А просто ли нам было её понять? (понять можно, если душа будет трудиться)

Обобщающая беседа

-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, все люди разные)

- Какой путь, какую дорогу жизни выбираешь сегодня ты?

Прослушивание песни «Дорогою добра» (Слайд)

Выразительно читать.

Отвечать на вопросы.

Проводить анализ чтения.

Характеризовать героя.

Отвечать на вопросы

Понимать отношения автора.

Отвечать на вопросы.


Читать выборочно.

Выразительно читать.

П:  извлекают необходимую информацию из собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют учебный  материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словес.: слово учителя; ответы на вопросы

5 – 7 мин

А. Предметная

- Удалось ли нам разрешить возникшее в начале урока противоречие?

- Чему научил вас сегодняшний урок?

- Я надеюсь, вы всегда будете думать о других людях и, идя к своему счастью, не причините боль другому человеку.

- Поделитесь своими впечатлениями, может быть у вас возникли какие- то желания, вопросы? (прочитать тексты др. жанров, написанные Л. Толстым)

Б. Деятельностная

  • Выберите и продолжите любое предложение.
  • Сегодня на уроке мы познакомились….
  • Мне понравилось…
  • У меня получилось…

Домашнее задание: Выразительное чтение сказки «Бибигон и пчела» на странице 35.

Подводят итоги своей работы на уроке.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое счастье? Счастье это просто! Нет у счастья веса Нет у счастья роста Счастье не измеришь Яркими словами Счастье не увидишь Ясными глазами Как тогда ответить Что такое счастье ?

Слайд 2

Эпиграф Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив Сенека (великий римский философ)

Слайд 3

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Слайд 4

Два брата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по математике 4 класс (конспект,презентация, карточки)

Тема: Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное. Цели деятельности учителя: развить навыки решения задач, вычисления столбиком, вычисления значений выражений со скобками и без скобок; пов...

Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия "Турнир знатоков" (конспект+презентация)

Тема: «турнир знатоков математики»Цели: привитие интереса к математике, развитие познавательного интереса, интеллекта; закреплять знание математических терминов, умение выполнять вычисления; развивать...