Урок обучения грамоте. Тема: «Буквы Щ щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения».
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
УМК "Школа России" Конспект урока обучения грамоте. Презентация к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Бережковская ООШ»
УМК «Школа России» 1класс.
Урок обучения грамоте
Тема: «Буквы Щ щ, звук [щ].
Формирование навыков чтения».
Учитель: Байкова В.А.
Цель: формирование у детей представлений о звуке [щ], как о глухом мягком непарном;
Планируемые результаты: учащиеся продолжат формировать навыки чтения, фонематического слуха; познакомятся с приемами работы с текстом;
продолжат работу по классификации букв и звуков.
Оборудование: карточки с буквами: щ, р, е, о, т, к, а; картинки: щука, щегол, щётка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация в PowerPoint
Ход урока.
І. Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь. 2 слайд
ІІ. Актуализация знаний.
-Начнем урок с повторения изученного.
1. Работа над речью (ЭИ).
1) - Вы знаете, что когда-то буква Щ поссорилась с гласными буквами Я, Ю, Ы и теперь не разрешает им стоять после себя. Поэтому иногда получается так, что слышим одно, а пишем другое. Буква Щ пошла в гости к гласным. Только не ко всем она зайдёт.
- Подумайте, а к кому же она зайдёт? (а, е, и, ё, у)
(ЭИ: чтение слогов-слияний и «перевертышей» с буквой Щ)
2) – Найдите на картинке 4 слова со звуком Щ.
3) – Составьте слова.
2.Работа над скороговоркой. 3 слайд
Щука щекотала щёткою щегла.
Щётка – щекотиха щетиною была.
- Чтение про себя.
- Чтение вслух с чётким проговариванием 1 звука.
- Чтение с выделением ударного слога.
- Чтение с выделением каждый раз нового слова.
2. Словарная работа.
- Что значит щётка - щекотиха?
- Что такое щетина? (щетина – жёсткая прямая шерсть у некоторых животных)
- Какой звук чаще всего повторяется в этой скороговорке?
- Дайте характеристику звуку [ щ]. ( Согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий) 4 слайд, 5 слайд
3. Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, над чем сегодня нам нужно поработать на уроке? Сформулируйте задачи урока.
ІІІ. Этап усвоения новых знаний.
- Сегодня на уроке продолжаем работу со звуком [ щ].
1. Чтение слогов и составление слов. 6 слайд
ЩА ПА
ЩЕ ПЦЫ
ЩИ ВЕЛЬ
ЩЁ ЧКА
ЩУ ГОЛЬ
- Какие слова вам не понятны? ( щепа - то же, что щепка; щипцы - инструмент для сжимания; щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек)
2. Составление рассыпавшегося слова.
- С какими буквами не дружит буква Щ? (Я, Ю, Ы.)
- А вот одно слово рассыпалось. Давайте соберём его и узнаем, какая буква очень редко стоит после буквы Щ.
23 4 1 5 7 86
РЕЩТОКАТ ( трещотка) 7 слайд
- Буква О стоит после Щ очень редко. Например, в слове ТРЕЩОТКА.
- Что означает это слово? (1. Игрушка, издающая треск. 2. Народный музыкальный ударный инструмент из нанизанных одним концом на две верёвки деревянных дощечек. 3. Человек - тот, кто громко, без умолку говорит)
- С какими гласными буквами не дружит буква щ ? ( я, ю, ы)
- С какой буквой иногда дружит буква Щ? (о)
Вывод: буква Щ не дружит с гласными Я, Ю, Ы. Иногда буква Щ дружит с буквой О. 8 слайд
ФИЗМИНУТКА
3. Составление слов.
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Щ.
Есть слова, где Щ - в начале,
Есть слова, где Щ – в конце. 9 слайд
- Назовите слова, где буква Щ стоит в конце слова. (Лещ, хвощ, плащ)
Игра «Догадайся» 10 слайд
Щ И Русский суп.
Щ И Т Этим защищались древние воины.
Щ У К А Зубастая рыба.
Щ Е К А Часть лица.
Щ Е Л Ь Дырочка в полу, в стене.
Щ Е П К А Осколок дерева.
Щ Е Н О К Маленькая собачка.
Щ Ё Т К А Они разные: ими чистят зубы,
одежду, пол.
4. Работа над рассказом Л. Толстого «Два товарища».
- Знакомство с автором. 11 слайд
9 сентября 1828 году в знатной семье родился мальчик, которого назвали Львом. Кроме него там же воспитывались ещё 3 брата и одна сестра.
12 слайд
В доме всегда была доброжелательная обстановка, играла музыка, звучал детский смех.
Образование и воспитание он получил в семье. Ему не было двух лет, когда умерла мать, а через три года умер и отец. Детей воспитывали тётушки.
В Тульской области, находится усадьба, в которой родился писатель. Называется она «Ясная поляна». В его семье было много детей, а затем и много внуков, которых он очень любил. С ними любил проводить много времени, рассказывая им сказки и читая свои поучительные рассказы. 13 слайд
Делом всей его жизни стало – открытие школ для крестьянских детей. Толстой много путешествует по разным странам. В Германии, Франции, Швейцарии он знакомится с тем, как учатся дети. Читает много книг об образовании и воспитании. После этого он создаёт свою систему обучения грамоте и арифметике, истории, сам преподавал эти предметы. 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд
5. Словарная работа. 18 слайд
- Прочитайте слова с чётким проговариванием всех звуков. Эти слова встретятся в рассказе.
- Подберите к словам 1 столбика похожие, слова - синонимы.
ТОВАРИЩ НÉЧЕГО
ВЫСКОЧИЛ НÁЗЕМЬ
БРОСИЛСЯ МЁРТВЫЙ
СПРЯТАЛСЯ УШЁЛ
ОСТАЛСЯ СМЕЁТСЯ
ПРИТВОРИЛСЯ
1) Работа над заголовком.
- Как вы думаете, о чём мы будем читать рассказ?
2) Чтение учителем?
Вопросы после чтения.
- Кто набросился на детей?
- Как они среагировали на опасность?
3) Чтение детьми про себя.
Вопросы после чтения.
- Как поступил медведь?
- В чём не прав мальчик, залезший на дерево? (Посмеялся над товарищем)
- Каких друзей хотели бы иметь вы?
- Какой вывод сделаете?
- Что пишет по этому поводу автор? Прочитайте.
4) Работа над пословицами о дружбе. 19 слайд
Сам погибай, а товарища выручай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
6. Работа над речью (ЭИ)
1) Составление рассказа по серии картинок.
2) Просмотр мультфильма.
- Понравился вам мультфильм?
- Какие слова со звуком Щ встретились?
-Где стоит этот звук?
7. Чтение рассказа про цветок Эдельвейс (ЭИ)
- Как можно озаглавить этот рассказ?
- Где растет цветок?
- Почему этот цветок занесен в Красную книгу?
ІV. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Чем запомнится урок?
V. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- Что показалось сложным?
-Ребята, дорисуйте, пожалуйста лучики к тому солнышку, которое показывает ваше настроение после урока. 20 слайд
Д\З
Слабо читающая ученица получает карточку с текстом (слова разделены на слоги)
Остальные дети читают текст на стр. 188 учебника
УРОК ЗАКОНЧЕН, МОЛОДЦЫ! 21 слайд
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вот и прозвенел звонок Начинаем наш урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь
Прочитайте скороговорку. Щука щекотала щёткою щегла. Щётка – щекотиха щетиною была.
согласный глухой мягкий не имеет твердой звонкой пары шипящий
Буква Щ обозначает всегда мягкий [ щ , ] звук
ЩА ПА ЩЕ ПЦЫ ЩИ ВЕЛЬ ЩЁ ЧКА ЩУ ГОЛЬ Прочитайте слоги, составьте слова.
РЕЩТОКАТ ТРЕЩОТКА Составьте слово.
Щ И Русский суп. Щ И Т Этим защищались древние воины. Щ У К А Зубастая рыба. Щ Е К А Часть лица. Щ Е Л Ь Дырочка в полу, в стене. Щ Е П К А Осколок дерева. Щ Е Н О К Маленькая собачка. Щ Ё Т К А Они разные: ими чистят зубы, одежду, пол.
Л.Н.ТОЛСТОЙ ДВА ТОВАРИЩА
ЛЛ
Лев Толстой Два товарища
Прочитайте слова по слогам. о ТОВАРИЩ НÉЧЕГО ВЫСКОЧИЛ НÁЗЕМЬ БРОСИЛСЯ МЁРТВЫЙ СПРЯТАЛСЯ УШЁЛ ОСТАЛСЯ СМЕЁТСЯ ПРИТВОРИЛСЯ
Сам погибай, а товарища выручай. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Прочитайте п ословицы
Дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после урока
Наш урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.
Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...
урок обучения грамоте. Тема: "Формирование навыка различения звуков С, Ш."
Урок учителя начальных классов совместно с педагогом-логопедом.Задания педагога-логопеда выполняют коррекционную функцию, способствуют развитию фонематического восприятия, направлены на эмоциона...
Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."
Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...
Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ
Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки обусловлена потребностями современного общества в социа...
Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".
Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Урок обучения грамоте. Тема урока: Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш
Данный урок знакомит со звуком [Ж] и буквами Жж, по программе "Школа России". Этот материал можно использовать на уроках обучения грамоте 1 класс....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Вера Андреевна, спасибо!
Вера Андреевна, спасибо!