Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.

Способствует развитию познавательного интереса,

обобщению знаний учащихся об изученном звуке.

Дети учатся понимать прочитанное и применять похожие ситуации в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Школа России» 1класс.

 Урок обучения грамоте  по теме: Буквы Щ щ, звук [ щ].  Формирование навыков чтения.

Учитель начальных классов:

Кокошина Наталья Леонидовна

228-516-300

Цель: формирование у детей  представлений о звуке [щ], как о глухом мягком непарном;

Задачи:  способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, развитию речи, внимания, мышления, фонематического слуха;

 продолжить работу по классификации букв и звуков; воспитывать чувство товарищества, благородства, дисциплинированности;

Оборудование: карточки с буквами: щ, р, е, о, т, к, а;  картинки: щука, щегол, щётка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация в PowerPoint

Ход урока.

І. Организационный момент.

Заходите, дети, в класс,

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подровнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок.                                                                                 2 слайд

ІІ. Актуализация знаний.

1.Работа  над  чистоговоркой.                                                                 3 слайд

Щука щекотала щёткою щегла

Щётка – щекотиха  щетиною была.

- Чтение про себя.

- Чтение вслух с чётким  проговариванием  1 звука.

- Чтение с выделением ударного слога.

- Чтение с выделением каждый раз нового слова.

 2. Словарная работа.

- Что значит щётка - щекотиха?

- Что такое  щетина? (щетина – жёсткая прямая шерсть у некоторых животных)

- Что общего у данных  слов?

Дайте характеристику  звуку  [ щ].  ( Согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий)

Как вы думаете, над чем  сегодня  нам нужно поработать на уроке?

ІІІ. Этап усвоения новых знаний.

- Сегодня на уроке продолжаем работу со звуком  [ щ].  

- Буква Щ пошла в гости к гласным. Только не ко всем она зайдёт.  

-Подумайте, а к  кому же она зайдёт? (а, е, и,  ё, у)

1. Чтение слогов и составление слов.                                                         4 слайд

ЩА                                     ПА

ЩЕ                                 ПЦЫ

ЩИ                           ВЕЛЬ

ЩЁ                                     ЧКА

ЩУ                           ГОЛЬ

- Какие слова  вам не понятны? ( щепа - то же, что щепка; щипцы - инструмент для сжимания; щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек)

2. Составление рассыпавшегося слова.

А вот одно слово рассыпалось. Давайте соберём его.

РЕЩТОКАТ ( трещотка)                                                                          5 слайд

- Что означает это слово? (1. Игрушка, издающая треск.  2. Народный  музыкальный  ударный  инструмент из нанизанных одним концом на две верёвки деревянных дощечек,  

3. Человек  - тот, кто громко, без умолку говорит)

Вывод: иногда буква щ дружит с буквой О.

- С какими гласными буквами не дружит буква щ ? Почему?  ( я, ю, ы)

 

ФИЗМИНУТКА

4. Работа над  рассказом  Л. Толстого  «Два товарища».                                 6 слайд

-  Знакомство с автором.

9 сентября  1828 году в знатной семье родился мальчик, которого назвали Львом. Кроме него там  же воспитывались ещё 3 брата и одна сестра.                            7 слайд        В доме всегда была доброжелательная обстановка, играла музыка, звучал детский смех.         Образование и воспитание он получил в семье. Ему не было двух лет, когда умерла мать, а через три года умер и отец. Детей воспитывали тётушки.                                 В Тульской области, находится усадьба, в которой родился писатель. Называется она «Ясная поляна». В его семье было много детей, а затем и много внуков, которых он очень любил. С ними любил проводить много времени, рассказывая им сказки и читая свои поучительные рассказы.                                                                 8 слайд        Делом всей его жизни стало – открытие школ для крестьянских детей. Толстой много путешествует по разным странам. В Германии, Франции, Швейцарии он знакомится с тем, как учатся дети. Читает много книг об образовании и воспитании. После этого он создаёт свою систему обучения грамоте и арифметике, истории, сам преподавал эти предметы.                                                                                 9 слайд

                                                                                           10 слайд

                                                                                           11 слайд

                                                                                           12 слайд

3. Словарная работа.                                                                           13 слайд

- Прочитайте слова с чётким проговариванием всех звуков. Эти слова встретятся в рассказе.

- Подберите к словам 1 столбика  похожие, слова - синонимы.

ТОВАРИЩ                                НÉЧЕГО

ВЫСКОЧИЛ                                НÁЗЕМЬ

БРОСИЛСЯ                                МЁРТВЫЙ

СПРЯТАЛСЯ                        УШЁЛ

ОСТАЛСЯ                                СМЕЁТСЯ

ПРИТВОРИЛСЯ

1) Работа над заголовком.

- Как вы думаете, о чём мы будем читать рассказ?

2) Чтение учителем?

  Вопросы после чтения.

- Кто набросился на детей?

- Как они среагировали на опасность?

3) Чтение детьми про себя.

  Вопросы после чтения.

- Как поступил медведь?

- В чём не прав мальчик, залезший на дерево? (Посмеялся над товарищем)

- Каких друзей хотели бы иметь вы?

- Какой вывод сделаете?

- Что пишет по этому поводу автор? Прочитайте.

4) Работа над пословицами о дружбе.                                                           14 слайд

 Сам погибай, а товарища выручай.

 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 

ІV. Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что нового узнали?

- Чем запомнится урок?

V. Рефлексия.

Просмотр отрывка из мультфильма «Щелкунчик и Мышиный Король»                         15 слайд

- Какие же  чудеса может творить настоящая дружба?

УРОК ЗАКОНЧЕН, МОЛОДЦЫ!                                                                   16 слайд

Литература:

  1. В. Г. Горецкий  и др. «Русская азбука». 1 класс М.: [ Просвещение]
  2. О. Е. Жиренко., Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – 4-е изд., - М., ВАКО, 2009.- 368с.
  3. Праздник букваря.
  4. http:// filmiki.arjlover.net/- мультфильм.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 класс «Школа России» Тема: Буквы Щ щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения. Кокошина Наталья Леонидовна, МОУ СОШ № 2 г.Нягань, ХМАО – ЮГРА 2011г.

Слайд 2

Начинаем наш урок.

Слайд 3

Прочитайте чистоговорку. Щука щекотала щёткою щегла Щётка – щекотиха щетиною была.

Слайд 4

ЩА ПА ЩЕ ПЦЫ ЩИ ВЕЛЬ ЩЁ ЧКА ЩУ ГОЛЬ Прочитайте слоги, составьте слова.

Слайд 5

РЕЩТОКАТ ТРЕЩОТКА Составьте слово.

Слайд 6

Л.Н.ТОЛСТОЙ ДВА ТОВАРИЩА

Слайд 7

ЛЛ

Слайд 12

Лев Толстой Два товарища

Слайд 13

Прочитайте слова по слогам. о ТОВАРИЩ НÉЧЕГО ВЫСКОЧИЛ НÁЗЕМЬ БРОСИЛСЯ МЁРТВЫЙ СПРЯТАЛСЯ УШЁЛ ОСТАЛСЯ СМЕЁТСЯ ПРИТВОРИЛСЯ

Слайд 14

Сам погибай, а товарища выручай. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Прочитайте пословицы

Слайд 15

Какие же чудеса может творить настоящая дружба?

Слайд 17

Наш урок закончен.

Слайд 18

http :// filmiki . arjlover . net /- мультфильм. www. rusedu.ru/ menber 2340html. www. rusedu.ru/ search.php - шаблон для презентации «Школьный!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"

Урок обучения грамоте  в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук  звук [ ы] " ....

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"

Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....

Урок обучения грамоте. Тема: «Буквы Щ щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения».

УМК "Школа России" Конспект урока обучения грамоте. Презентация к уроку....

Конспект урока обучения грамоте по теме: Буква М, м .Звуки [ м ], [ м’] .

Конспект урока  обучения грамоте по теме: Буква М, м .Звуки [ м ], [ м’] ....

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: «Буквы К, к, звуки [к] и [к\']»

Данная методичекая разработка содержит технологическую карту урока обучения грамоте по УМК "Перспектива"...

Урок обучения грамоте на тему "Буква В и звуки, которые она обозначает. Катание на велосипеде"

Презентация к уроку в период обучения грамоте "Буква В и звуки, которые она обозначает. Катание на велосипеде. " Этот урок - урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия, где дети знакомят...

Конспект урока обучения грамоте по теме:"Буквы У, у, звук [у]".УМК "Школа России" 1 класс

Конспект урока по теме "Буквы У, у, звук [у]"разработан по предмету обучение грамоте для обучающихся 1 класса УМК "Школа России".  Задачи:Познакомить учащихся с буквами У...