Урок обучения грамоте. Тема урока: Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Данный урок знакомит со звуком [Ж] и буквами Жж, по программе "Школа России". Этот материал можно использовать на уроках обучения грамоте 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_zhzh.docx | 123.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1-Б классе
Тема урока: Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
ФИО автора Ильина Лариса Анатольевна
место работы, должность МБОУ «Ново - Ямская СОШ»
предмет Обучение грамоте (чтение)
класс 1- Б
тема урока Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш
базовый учебник Азбука В.Г. Горецкий УМК «Школа России»
Тема урока: Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить с буквой Ж и ж и звуками [ж] [ ш];
- учить давать характеристику звукам;
- учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивающая:
- развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению;
- привитие навыков культурного общения;
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
- Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная
Формирование ключевых компетенций:
- учебно – познавательной
- коммуникативной
Единица содержания: характеристика звуков [ ж] [ш], обозначаемого на письме букой Ж, ж
Граница знания – незнания:
- дети знают и умеют читать слова с новой буквой (дошкольная подготовка детей разного уровня)
- не знают какие звуки обозначает буква Ж,ж
Оборудование: презентация, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки для индивидуальной работы.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспеха в учении.
Технологическая карта урока | |||||
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. 2 мин Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
| ФронтальнаяСловесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Сегодня у нас урок необычный – к нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте их, подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу и мне. Садитесь. Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали. Мы хотим им показать, Как умеем отвечать. Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем. Я хочу пожелать вам удачи на сегодняшнем уроке. Пусть девизом нашего урока станут слова «С малой удачи начинается большой успех». | Осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Слайд 2 | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности-6 мин | - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе. - Посмотрите на ленту букв и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита? - Как отличить гласные звуки от согласных? - А почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже? - На какие группы можно разделить все согласные звуки? - А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом? Чем они отличаются? - А что вы знаете интересного о буквах Ш, Ч, ь? | «Буквоград» Гласные и согласны Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду. На первом этаже живут гласные, которые придают мягкость согласным, на 2ом гласные, которые придают твердость предшествующим согласным. - Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие. На 1ом живут согласные буквы, обозначающие глухие звуки. А на 2ом - буквы обозначающие звонкие звуки. Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, буква Ч – мягкий звук. Ь знак звука не обозначает | |||
III. Постановка учебной задачи 5 мин Речевая разминка | Фронтальная Словесный. Беседа Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | - Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград» Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать какой? Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой – нибудь один.
Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно! Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын…. Тёплым днем, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский … - Назовите первые звуки слов - отгадок. - Произнесите, как жужжит жук. -Раскрасте кружок под картинкой, где в слове есть звук ж - А теперь попытайтесь сформулировать тему урока. – Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться? На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.
- Где новые знания в жизни можно применить? Создание проблемной ситуации - Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность. | – Познакомимся со звуком ж и буквой, его обозначающей Жираф (слайд 3) Жук (слайд 4) – Ж-ж-ж… Работа на карточках Называют первый звук слов-отгадок: [ж]. Формулируют тему урока: Звук [ж], буква Ж. КАРТИНКА-ЖУК Формулируют цели: -познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. - учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой. Слайд 5 | Формулируют учебную задачу Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Фронтальный. Устные ответы Коллективный. Правильное произношение звуков |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.- 7 мин 1. Детские игры. Работа с картинкой. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 25) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа по картинке, работа со схемой | -В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук? - Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный? -Тогда давайте будем решать эту проблему. 1. Составление плана решения проблемы Исследование нового звука Давайте составим план исследования. Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать? -Как узнать, какой он, звонкий или глухой? Как узнать, бывает ли он твердым или мягким? – Рассмотрите картинку и определите, в какую игру играют дети. – Выделите первый звук из слова жмурки, выполните слого-звуковой анализ этого слова с использованием схемы к этому слову. – Охарактеризуйте звук [ж] | Рассматривают предметную картинку. Выделяют звук ж. Работают со схемой-моделью слова. – Согласный звук [ж] звонкий и всегда твердый -Звонкий он или глухой, мягкий или твердый. -Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик». Надеть «волшебные наушники» - Послушать, как он звучит в словах. Учащиеся представляет результат исследований: звук [ж] согласный, звонкий, твердый. (слайд 6) -У звука [ж] нет мягкой пары. Звук [ж] всегда твёрдый Звуковичок (слайд 7) | Выделяют звук ж | Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова |
2. Физкультминутка-1 мин Игра «Гости»
| Коллективная. Словесный, практический. Дидактическая игра | Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем. Железо, волк, ужи, стрижи, цапля, чемодан, ежи, снежинка, жук, лыжи, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна. -Молодцы! Вы были очень внимательны! - Так какой же звук [ж]? | Слушают слова. – [ж]. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [ж], и топают ногами, если его не слышат в словах | Распознают в словах новый звук [ж]. | Коллективный. Устные ответы, игра |
3. Знакомство с буквой Ж | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | – На что похожа буква (жэ) Ж? Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа, Потому что у нее Шесть жучиных ножек. – Выложите букву Ж из счетных палочек | Находят букву Ж Высказывают свои предположения. (слайд 8,9) Из счетных палочек выкладывают букву Ж (слайд 10) | Находят букву Ж на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
4. Чтение слогов V.Первичное закрепление.-7 мин Чтение слов (учебник, с.25) | Фронтальная. Словесный. Чтение слов | – Прочитайте слоги. -На какие слоги надо обратить внимание? Почему? Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными ы, я. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв? Правило – Прочитайте слова. – Сравните звуки [ж] и [ш] -Какое слово лишнее? | Читают слоги и слова. (слайд 11-21) – Звук [ж] – звонкий, Жучка (слайд 22) жи-ши пиши с и с.26 Азбука | Читают слова с изученными буквами. Осуществляют сравнение звуков, делают вывод | Фронтальный. Чтение, составление предложения |
5. Кто? Что? Что сделали? Работа с текстом (учебник, с. 25) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, пересказ | –Рассмотрите картинку. Предположите о чем пойдет речь в тексте? Прочитайте текст. – Выполните задания к нему | Читают текст рассказа, отвечают на вопросы. Пересказывают | Осмысленно читают текст рассказа, находят ответы на вопросы: кто? что? что сделали? | Фронтальный. Устные ответы, пересказ |
6. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 24) | Коллективная. Словесный, наглядный. Беседа | – Рассмотрите картинку. – Составьте по ней рассказ. – Ответьте на вопросы | Рассматривают картинку, составляют рассказ, отвечают на вопросы | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ | Коллективный. Устные ответы, рассказ |
7. Работа с пословицами (учебник, с. 24) | Фронтальная, парная. Словесный, проблемный. Беседа | – Прочитайте пословицы. – Как вы понимаете смысл пословиц? – Обсудите с другом проблему | Читают, выполняют задания в учебнике | Объясняют смысл пословиц. Высказывают свое мнение. Обсуждают проблему в паре, делают вывод | Фронтальный, парный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Зарядка для глаз | Слайд (23) | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке. | Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий.-5 мин 1. Развитие связной речи. Чтение рассказа «Первые снежинки», работа с картинкой (учебник, с. 26) | Фронтальная. Словесный. Чтение, рассказ | – Прочитайте рассказ. – Найдите слова со слогами жи и ши. – Что вы можете сказать о правописании этих слогов? – Рассмотрите картинку, составьте рассказ про малышей | Читают рассказ. – Лужи, закружились, пушистые, снежинки. – Слышим звук [ы], Составляют рассказ | Понимают смысл прочитанного текста, составляют рассказ по сюжетной картинке. Формулируют правило правописания жи и ши | Фронтальный. Чтение, рассказ, правило |
2. Чтение слов. Правописание ши, жи | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте слова. – Прокомментируйте написание слов. Как проверить правописание жи и ши? | Читают, объясняют правописание жи и ши. | Комментируют правописание слов с использованием правила | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
3. Развитие связной речи. Составление рассказа с опорными словами (учебник, с. 26) | Парная. Словесный, практический. Рассказ | – Прочитайте слова, составьте рассказ. – Сколько предложений получилось? | Составляют рассказ со словами, считают предложения | Составляют рассказ с опорными словами, соблюдая логику. Распознают предложения | Парный. Рассказ |
VI. Рефлексивно-оценочный- 2 мин | Фронтальная, индивидуальная. | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают | Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей |
Словесный. Беседа | – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? Вернемся к целям урока:
Смайлики – Спасибо за урок | Девиз урока «С малой удачи начинается большой успех». | на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буквы "С" ,"с" и звуки [с], [с\']"
Материал, подобранный к уроку, значительно превышает возможности традиционного урока в 1 классе ( по продолжительности). В данной работе я предлагаю задания, которые можно применить на уроках об...
Урок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [х], [х , ], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х»
Данный урок разработан в системе УМК "Школа 2100"....
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Включает предметные, метапредметные и личностные ...
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Строчная и заглавная буквы Ж, ж
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Строчная и заглавная буквы Ж, жГде дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Письмо строчной буквы ж (2 ч)....
Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".
В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....
урок обучения грамоте, 1 класс, "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"
Конспект урока обучение грамоте. Тема: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...