Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому материалу и способствует развитию УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i._bukvy_i_i.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лит. чтение
Тема урока: Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И
(«Букварь», с. 41)
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме, с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: выявлять общий признак у предметов; читать слова с мягкими согласными звуками.
Личностные: осмысленно относятся к тому, что делают, знают, для чего они это делают, соотносят свои действия и поступки с нравственными нормами.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: ориентируются в учебнике, рабочей тетради.
Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические - классифицируют предметы по признаку их использования; сравнивают схемы слов.
Коммуникативные: соблюдают в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, «вежливые» слова); могут решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся языковые средства.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок:
- Ребята, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Уже закончился урок? (Нет!)
- Только начался урок? (Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит, можно садиться!
Куда мы с вами попадем,
Узнаете вы скоро.
В известной сказке мы найдем
Помощников веселых
Речевая разминка.
- Начнем мы наш урок с речевой разминки.
- Послушайте скороговорку.
Боря Ире дал ириску,
Ира Боре - барбариску.
- Повторим хором. (3 раза.)
- Сначала медленно проговариваем каждое слово, затем прибавляем темп.
- Кто желает проговорить самостоятельно, меняя темп три раза?
II. Постановка учебной задачи.
- Догадайтесь, какой звук в этой скороговорке встречается чаще других? ([и]).
- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и научимся обозначать его буквами, читать с новым звуком слоги и слова.
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.
1. - Я вам сейчас прочитаю отрывок из сказки, а вы внимательно послушайте и угадайте название этой сказки. (Чтение учителем отрывка, «Спутник букваря», с. 41)
- Итак, как называется эта сказка? (На доске иллюстрация)
- Куда улетела стрела Ивана-царевича? (На болото.)
- Кто ее поднял? (Лягушка.)
- Один из главных героев - Иван-царевич.
- Произнесем его имя по слогам. (И-ван.)
- Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов.
2. Выделение звука [и].
- Назовите первый звук в слове ([и]).
- Какой это звук? (Гласный).
- Как докажите?
- А какие еще звуки бывают? (Согласные тв, согл. мягк.).
- Как вы думаете, гласный [и] какой буквой будем обозначать на письме? (И, и, показ печатных букв).
3. Знакомство с печатными и письменными буквами И, и. (На доске табличка).
Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула —
К правой ножке пристегнула.
- Сравните печатные буквы с прописными.
- Составьте из палочек буквы И, и.
- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке нашим помощником будем Иван-царевич. Он приготовил для вас различные испытания.
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто готов справиться со всеми трудностями.
- Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с большим старанием, с хорошими мыслями.
- Первое испытание «Отгадай загадку».
Остроносая старушка
Узоры вышивает, весь мир одевает,
Что сошьёт - не надевает. (Иголка)
(На доске картинки иголок)
- Сравним схемы слов. (Работа с интерактивной доской)
(Схемы слов иголка, иголки)
- Первая схема какого слова? А – вторая?
- Что заметили?
- Наблюдаем появление мягкого согласного звука в схеме слова иголки.
- Почему согласный [к] - мягкий? (После него стоит гласный [и], который делает согласный звук мягким). (Поставить полноэкранный режим)
- Когда Иван-царевич искал свою стрелу, ему встретился на пути необычный терем. (На доске картинка терема)
На калитку посмотри:
Чем она не буква «И»?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
- Кто живет в этом тереме? (Гласные).
- Какие гласные на нижнем этаже? А на верхнем?
- Посмотрите на ленту букв, в каком ряду расположена буква и? (В нижнем).
- Что вы знаете про гласные нижнего ряда?
- Итак, что мы сейчас узнали про звук [и]? (Он гласный, делает согласный звук мягким).
- Молодцы, хорошо преодолели 1-ое испытание.
- В русском языке есть слова, которые имеют несколько значений. У слова иголки тоже много значений. (На доске картинки)
Есть иголки у ежа.
И, конечно, у ерша.
У сосны и ёлки
Тоже есть иголки.
Это швейная игла.
Всем одежду шьёт она.
Физкультминутка «Листики»
Дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.
Мы листики осенние, Дети поднимают руки вверх
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели. Движения руками из стороны
Мы летели, мы летели в сторону.
И на землю тихо сели. Дети приседают.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. Кружатся на месте.
Закружились, полетели
И на землю снова сели. Дети садятся по местам.
- Следующее испытание.
- Работа по букварю с. 41.
- Прочитаем столбики слогов (1,2).
- Чтение слогов с твердыми согласными звуками.
- Чтение слогов с мягкими согласными звуками.
(Работа с интерактивной доской)
- Чтение столбиков слов.
- Объяснение значения слова лианы. (На доске картинка)
Лианы — вьющиеся и ползучие растения в тропических лесах; своими ветвями они обвивают стволы и ветви других растений.
- В каком слове все согласные звуки мягкие? (Лилии.)
- Какой общий слог в словах четвертого столбика? (Ли.)
- Какой общий звук в словах пятого столбика? ([и].)
(Выключить доску)
- Буква И обозначает звук [и] и показывает мягкость предшествующего согласного.
- Молодцы, ребята, успешно преодолели 2 – ое препятствие.
Минутка отдыха
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Иван-царевич приготовил для вас следующее испытание
- Работа по букварю
- Распределение предметов на две группы.
- Две группы: игрушки и школьные принадлежности.
- Пары предметов: кубики и пирамидка, книга и треугольник.
(- Назовите мягкие согласные звуки в названиях этих предметов:
кубики - [б’], [к’]; книга - [н’]; пирамидка - [п’], [м’]; треугольник- [р’], [л’], [н’]) . – При наличии времени.
- Чтение и анализ предложения: Ира и Нина малы, но умны.
- Дополнение предложения словом книги. (На доске схема предложения)
У Ирины и Нины книги. (Анализ предложения).
- Буква и может быть как частью слова, так и целым словом.
- Составьте предложения со словом и. (Ответы детей.)
- Скажите, что мы еще сейчас узнали про букву и?
IV. Работа с вариативной частью букваря.
1. Работа с пословицей.
Учитель читает пословицу: «Испокон века книга растит человека».
- С какой буквы начинается пословица? (С буквы И.)
- Сколько таких букв в пословице? (3.)
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Объясняют смысл пословицы.)
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться
V. Работа в тетради (с. 21). (При наличии времени)
1. Выполнение задания по образцу. Дифференцированное задание.
• В буквенную схему слова впишите буквы, обозначающие гласные звуки.
• Пропущенные буквы не читающие дети отмечают точками.
• Читающие дети вписывают в схему слова.
- Молодцы, ребята, успешно преодолели все препятствия. Иван-царевич в подарок вам приготовил игру: «Поймай звук [и]».
(Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [и]: гиря, письмо, рамка, ирис, абрикос, слон, нитки, иголка, лампа, пила, паук, рак, три).
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Что узнали о букве и! (Буква и обозначает гласный звук [и], обозначает мягкость предыдущего согласного; буква и может быть самостоятельным словом.)
- Если вам понравился урок - поднимите красную букву и.
- Если не понравился - черную букву и.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»
Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...
План-конспект урока по литературному чтению "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И"
Разработка урока для 1 класса....
Урок обучения грамоте. Тема урока «Звук [ч,] , буквы Ч, ч»
Урок обучения грамоте в 1 классе общеобразовательной школы. УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: "Звуки [й`э], [`э]. Буквы «Е е"
Цель урока: знакомство учащихся со звуками [й`э], [`э], с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиЗадачи урока:Дидактические:Знакомство обучающихся с ...
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.Задачи урокаДидактические:Научить отличатьзвук...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»
Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования понятий о сог...