№ |
Ход урока |
Методы и приёмы работы. |
Формы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся.
| Универсальные учебные действия |
|
|
|
I
| Мотивация к учебной деятельности.( 1-2 мин) Цель: - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); - установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
-Прочитайте поговорку. -Как вы ее понимаете? (Не нужно стыдиться того, что ты не знаешь, всегда можно новое самому узнать. Нужно стыдится не умения узнавать новое.) -Как вы узнаете новое? (Мы сами понимаем, что мы не знаем, а затем сами «открываем» новое знание.) -Сегодня на уроке вы можете еще раз потренироваться в «открытии» нового знания. -Чему был посвящен прошлый урок? - На сегодняшнем уроке вы продолжите работать со звуками и буквами их обозначающими. -Пожелайте друг другу удачи и в путь! -Проверьте, каждый ли из вас готов к уроку? -Всё ли есть необходимое для начала занятия?
|
Mетод стимулирования и мотивации деятельности и поведения(эмоциональное воздействие). Устное общение с учителем и одноклассниками |
Фронтальная форма работы |
Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы.
Учитель открывает первый слайд . | Дети читают поговорку и объясняют её смысл.
|
Личностные |
Познаватель ные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
|
|
|
|
|
| Смыслообразование установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
II
| Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: -подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. -Начинаем наш урок с отработки навыка чтения. -Посмотрите на экран , прочитайте текст и постарайтесь его запомнить. ( несколько учеников могут прочитать текст вслух) -Ответьте на вопрос: -Какую краску взял художник?
-Покажите ответ при помощи сигнальной карточки. -Докажите свой выбор. - Молодцы! Всё правильно. Я предлагаю вам поиграть! 1. Шарада. ( на слух ) Слог первый – бесу дружок, Второй – среди леса колючий зверёк. А целое – весьма необходимо В проектах здания, моста или машины. ( чертёж) 2. Метаграмма. С О я вам рассказ кончаю, С У - дождем вас поливаю, С А ваш груз перевожу, С К с волнами я дружу. Если я случаюсь в море, Рыбакам со мною горе. (ТОЧКА - ТУЧКА - ТАЧКА - КАЧКА) - Что интересного заметили в этих словах? 3. «Слова рассыпались» УЩКА КОЩЕН ЕТКАЩ - Расставьте буквы по местам и получите новое слово. ( щука. щенок, щётка) - Что общего заметили в этих словах? - С чем мы с вами сейчас работали? ( со словами) -Из чего состоят слова? (В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим. Звуки помогают различать смысл слова. На письме звуки обозначаются буквами.) - Мы с вами изучили почти все буквы, давайте повторим, что вы знаете про звуки, которые их обозначают. - На какие группы делятся звуки? (Дети отвечают: звуки бывают гласные и согласные, гласные: ударные и безударные; согласные: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.) -Что мы с вами сейчас повторили? ( дети отвечают ) Пробное действие. - Какое задание вы сейчас получите? ( задание, в котором есть что – то новое) -Зачем? ( чтобы мы сами поняли, что мы не знаем) - Я предлагаю вам поработать с ребусами.
-Отгадайте первый ребус ( чиполлино), второй ( силач). -Назовите отгадки. -Выделите первый звук в слове чиполлино и последний звук в слове силач. -Запомните его. -Что вы видите на следующем слайде? ( скороговорка) -Что такое скороговорка? - Какой звук нужно произносить чётко в этой скороговорке? ( звук щ) -Произнесите её. - Назовите звуки, которые вы выделили в словах? ( ч, щ) -Молодцы! - А сейчас такое задание: - Поработаем с сигнальными карточками.( .( красная, синяя, зелёная) -Внимательно посмотрите на слайд. -Перечислите , что здесь изображено? -Называете слово, выделяете первый звук , внимательно слушаете его и показываете сигнальную карточку. Аналогичное задание - Почему вы показывали разные сигнальные карточки? У кого – то зелёная, у кого – то синяя?? - Что вы можете сказать о новых звуках? Дайте им характеристику. ( не можем этого сделать) -Почему? ( ничего не знаем об этих звуках) - Итак, что показало ваше пробное действие? ( не справились с заданием) - Какой следующий шаг на уроке? ( нужно подумать)
|
Использование игровых технологий: « Тренажёр по чтению», « Буквы рассыпались», «Ребусы», « Скороговорки»
Создание проблемной ситуации
|
Индивидуальная и фронтальная формы работы. | Учитель открывает слайды презентации
Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала |
Анализируют представленную на слайде информацию
Учащиеся читают задания, выполняют их, доказывают свои ответы. | Положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу.
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме ( ОУ)
| Постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
| Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
|
III | Выявление места и причины затруднения. Цель: -организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
- Какое задание вы не смогли выполнить? ( охарактеризовать новые звуки) - Выполняли ли вы раньше такие задания? ( да) - Чем эти звуки отличаются от других? ( работа с лентой букв) - В чём же у вас затруднение? ( трудно понять мягкость – твёрдость)
| Анализ и логическое доказательное мышление | Фронтальная работа | Учитель при помощи определённых вопросов помогает обнаружить затруднение. | Учащиеся самостоятельно обнаруживают затруднение. | Ориентация на понимание причин успеха в учебе, интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.
| Поиск и выделение необходимой информации,подведение под понятие( ОУ), формулирование проблемы( ПиРП
| Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).
| Выполнение пробного учебного действия- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV | Целеполагание и построение выхода из затруднения. Цель: -постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
- Какую цель мы перед собой поставим? ( познакомиться с новыми звуками) - Что это за звуки? ( ч,щ) -Какова же тема нашего урока? - Как же мы будем открывать новое знание? Ф и з м и н у т к а
|
Словесный метод.
Наглядный метод. |
Индивидуальная форма работы, фронтальная. |
Учитель организовывает беседу.
|
Учащиеся самостоятельно выстраивают алгоритм работы на уроке.
| Проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, понимание причин успеха. | Самостоятельное выделе ние и формулирова ние познаватель ной цели( ОУ). | Учиться высказывать своё предположение (версию). | Составление плана и последовательности действий. |
V | Реализация построенного проекта. Цель: -построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
- Итак, какой же первый шаг мы должны сделать? ( выделить новые звуки и исследовать их) - Как это сделать? ( работа с книгой, со словами) - Что теперь нужно сделать? ( внимательно послушать их) - Дальше что? ( Сделать вывод) - Откройте учебник стр 98. - Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. -Давайте вспомним правила работы в парах. + дети проговаривают сами - Рассмотрите картинки на стр 98, вспомните картинки, с которыми вы работали на уроке. -Исследуйте ,какие звуки могут обозначать буквы Ч и Щ? ( дети самостоятельно работают в парах, слушают звуки( по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости)) - Итак, что вы можете сказать, к какому выводу вы пришли?( дет отвечают и доказывают свои ответы) - Удалось ли нам сделать открытие? ( да) - Вернёмся к вопросу, который вызвал у вас затруднение. - Охарактеризуйте новые звуки.( дети дают характеристику новым звукам) - Справились ли вы с заданием? ( да) -Какими буквами обозначаются новые звуки? -Посмотрите на них.( лента букв) - Какой следующий шаг на уроке? ( Закрепить знания)
|
Эвристический (частично-поисковый)
|
Индивидуальная и фронтальная формы работы.
|
Учитель организовывает побуждающий диалог.
|
|
Интерес к общему делу, уроку обучения грамоте, определять правила работы в парах.
|
Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование; УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
|
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, работать по предложенному плану.
|
VI | Первичное закрепление. Цель: усвоение учащимися нового способа действия. 1. Стр 98 -Прочитайте скороговорку. - Попробуйте её произнести. -Подчеркните буквы новых звуков.( дети работают в азбуке) 2. Работа со столбиками слогов. Стр 98 - Прочитайте слоговые столбики. - На какие группы можно их разделить? -Почему? Докажите. -Какие буквы запишем на строчках? Докажите. - Выполните это задание. - Какие новые звуки мы выучили на уроке? -Что вы о них знаете?
|
Методы, направленные на организацию деятельности учащихся по применению знаний и развитию умений. Работа с книгой.
|
Фронтальная и индивидуальная форма работы.
|
Учитель организовывает работу со скороговоркой.
Учитель организовывает проверку выполненного задания. |
Учащиеся произносят скороговорку сначала в медленном темпе, потом быстрее и вместе. Учащиеся делят слоговые столбики на группы, доказывая свой ответ. | Нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания.
| Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ОУ).
| Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
| Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристи.
|
VII |
Самостоятельная работа Цель: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
- А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. - Стр 98 Работа с лентой букв. « Найди место буквам» -Определите место данным буквам на ленте букв. ( дети самостоятельно работают в книгах) - Что у вас получилось? ( дети отвечают ) -Докажите свой выбор.
|
|
Индивидуальная форма работы. ( в случае затруднения – парная форма работы)
|
Учитель организовывает проверку выполнения задания.
|
Учащиеся самостоятельно работают по учебнику, приходят к выводу и доказывают свой ответ.
|
Обладать мотивационной основой учебной деятельности
|
Использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач( ЗС)
|
Строить понятные для партнёра высказывания
|
Освоение способов общения.
|
VIII | Включение в систему знаний и повторение Цель: - выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; - доведения его до уровня автоматизированного навыка; - при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса; - повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. 1.Чтение стихотворения стр 98 -О чём прочитали? - Когда так говорят: - « Часы спешат», « Часы стоят», « Часы идут», « Часы отстают» -Зачем нужны часы? -А какие могут быть часы? Прочитайте столбик слов справа. -Чтобы никуда не опаздывать, кроме наручных и настенных пользовались и другими часами. А какими именно вы узнаете прочитав текст. Работа с текстом.
-Прочитайте его сначала глазками и сформулируйте к нему задание. часы. ( Надо прочитать текст, вставить в его название и в другие предложения пропущенные слова.) - Что вы узнали, прочитав текст. -Давайте прочитаем его вместе по цепочке. - А теперь посмотрите на эти цветы и говорите как они называются, пользуясь текстом -А вот какие ещё бывают часы, мы с вами узнаем на следующем уроке. 3. Работа с пословицами. - Прочитайте пословицы. 1. Делу время – потехе – час. 2 . Минута час бережёт. 3. Я хочу выиграть время. -Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Мы тоже должны быть точными. Наши часы показывают , что скоро закончится урок. Подведём его итог.
|
|
Индивидуальная, групповая, парная , фронтальная формы работы.
|
|
| Осознание значимости правильного произношения слов
| Осмысление особенностей звуков и их свойств.(ОУ), осуществлять анализ учебного материала.
|
Формирование умений слышать и слушать, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| Отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль
|
IX | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества
- Какую цель ставили на уроке? -Удалось ли вам достичь этой цели? -Докажите. -С какими новыми звуками мы сегодня познакомились? Охарактеризуйте их. - Вспомните поговорку, с которой мы начали урок. - Кому из вас удалось самому сделать открытие? -Какую оценку вы бы себе поставили и почему? - Оцените каждый собственную учебную деятельность на уроке. - Если ты узнал на уроке что-то полезное, тебе было интересно, то пусть засветит «Солнышко». Если ты не извлек никакой нужной информации, расстроен, то пусть ненадолго выйдет «Тучка». |
Устная рефлексия. Метод самоконтроля
|
Индивидуальная форма работы.
|
Учитель организовывает рефлексию
|
Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу на уроке и показывают соответствующую карточку
| Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
|
Общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. |
Умение выражать свои мысли. Формирование умений слышать и слушать , формулиро вать ответ.
| Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|