Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

 

Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.

Актуальность разработки  обусловлена потребностями современного общества в социально – активной, творческой личности, формируемой в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития мыслительных способностей учащихся в процессе обучения.

На уроке реализуется технология проблемно – диалогического обучения, технология деятельностного метода обучения.

Представленный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока в ходе  изучения лингвистического  материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                          Карточки для рефлексии.



Предварительный просмотр:

                                                                                    Методический конструктор учебного занятия.   

 Название УМК -  развивающая система обучения Л.В. Занкова .     Предмет – обучение грамоте.   Класс – 1

Тема:    ЗВУКИ [Ч’], [Щ'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ.  БУКВЫ Чч, Щщ

Место и роль урока в изучаемой теме – урок  в разделе « Двузначные ( йотированные) буквы Е,Ё, Ю, Я. Ь – показатель мягкости согласного. Непарные глухие согласные звуки и их буквы Х, Ц, Ч, Щ. Разделительные ь и ъ.

Тип урока – урок открытия новых знаний. ( ОНЗ)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Цель: формировать представление о звуках [ч’], [щ’] как о всегда мягких, глухих согласных звуках.

Задачи, направленные на получение:

Предметных результатов:

  1. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
  2. создание условий для овладения обучающимися  знаниями о   звуках [ ч '], [ щ'] как о всегда мягких , глухих звуках;
  3. соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове;
  4.  показать роль фонемы в образовании слов, продолжать работать с изученными буквами и звуками, которые их обозначают;
  5. правильно называть буквы русского алфавита;
  6. правильно выделять буквы, обозначающие  гласные и согласные звуки;
  7. составлять слова из букв.

Метапредметных результатов:

Познавательные:

  1. расширение кругозора младших школьников;
  1. формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
  2. развивать умение сравнивать и находить различия  и сходства у изучаемых объектов,  умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания,
  3. развивать умение последовательно строить свое высказывание; развивать творческое мышление;
  4. выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации, искать аналоги и другие варианты решения,
  5. тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять;  ассоциативного мышления, воображения, внимания; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя, развивать устную речь учащихся, фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас учащихся.

Регулятивные:

  1. определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий на уроке;
  3.  учиться высказывать свое предложение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  4.  учиться работать по предложенному учителем плану
  5. самостоятельно решать  ребусы, кроссворды, используя свои знания
  6.  развивать способность к самоконтролю.

Личностные:

  1. воспитание положительной мотивации к учению;
  2. формировать интерес к изучению родного языка;
  3. воспитание духовно развитой личности;
  4. формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
  5. воспитывать чувство взаимоуважения, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность,
  6. формировать понятия о дружбе, доброте, отзывчивости; учить работать в парах, группами, сообща.

                           Ход урока

Методы и приёмы работы.

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

                 Универсальные учебные действия

 I

 

Мотивация к учебной деятельности.( 1-2 мин)

Цель:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

-Прочитайте поговорку.                                                                                              

-Как вы ее понимаете? (Не нужно стыдиться того, что ты не знаешь, всегда можно новое самому  узнать. Нужно  стыдится не умения узнавать новое.)

-Как вы узнаете новое? (Мы сами понимаем, что мы не знаем, а затем сами «открываем» новое знание.)

-Сегодня на уроке вы можете еще раз потренироваться в «открытии» нового знания.

-Чему был посвящен прошлый урок?

- На сегодняшнем  уроке вы продолжите работать со звуками и буквами  их обозначающими.

-Пожелайте друг другу удачи и  в путь!

-Проверьте, каждый ли из вас готов к уроку?

-Всё ли есть необходимое для начала занятия?

Mетод стимулирования и мотивации деятельности и поведения(эмоциональное воздействие).

Устное общение с учителем и одноклассниками

Фронтальная форма работы

Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы.

Учитель открывает первый слайд .

Дети читают поговорку и объясняют её смысл.

Личностные

Познаватель ные

Коммуникативные

Регулятивные

Смыслообразование установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II

Актуализация знаний и пробное учебное действие. 

Цель:

-подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

-Начинаем наш урок с отработки навыка чтения.  

           

-Посмотрите на экран , прочитайте текст и постарайтесь его  запомнить. ( несколько учеников могут прочитать текст вслух)

-Ответьте на вопрос:

-Какую краску взял художник?                                                                

-Покажите ответ при помощи сигнальной карточки.

-Докажите свой выбор.

- Молодцы! Всё правильно.                                                                    

   

 Я предлагаю вам поиграть!

1. Шарада. (  на слух )

 Слог первый – бесу дружок,

Второй – среди леса колючий зверёк.

А целое – весьма необходимо

В проектах здания, моста или машины. ( чертёж)

2. Метаграмма.

С О я вам рассказ кончаю,

С У - дождем вас поливаю,

С А ваш груз перевожу,

С К с волнами я дружу.

Если я случаюсь в море,

Рыбакам со мною горе.

(ТОЧКА - ТУЧКА - ТАЧКА - КАЧКА)

- Что интересного заметили в этих словах?

3. «Слова рассыпались»                                                                          

   

УЩКА         КОЩЕН         ЕТКАЩ

- Расставьте буквы по местам и получите новое слово.

( щука. щенок, щётка)

- Что общего заметили в этих словах?

- С чем мы с вами сейчас работали? ( со словами)

-Из чего состоят слова?

(В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.

 Звуки мы произносим и слышим. Звуки помогают различать смысл слова. На письме звуки обозначаются буквами.)

- Мы с вами изучили почти все буквы, давайте повторим, что вы   знаете про звуки, которые их обозначают.

- На какие группы делятся звуки? (Дети отвечают: звуки бывают гласные и согласные, гласные: ударные и безударные; согласные: глухие и звонкие,  твёрдые и мягкие.)

-Что мы с вами сейчас повторили? ( дети отвечают )

Пробное действие.

- Какое задание вы сейчас получите? ( задание, в котором есть что – то новое)

-Зачем? ( чтобы мы  сами поняли, что мы не знаем)

- Я предлагаю вам поработать с ребусами.                                       

-Отгадайте первый ребус ( чиполлино), второй ( силач).

-Назовите отгадки.

-Выделите первый звук в слове чиполлино и последний звук в слове силач. 

-Запомните его.

-Что вы видите на следующем слайде? ( скороговорка)                                  

-Что такое скороговорка?

- Какой звук нужно произносить чётко в этой скороговорке? ( звук щ)

-Произнесите её.

- Назовите  звуки, которые вы выделили в словах? ( ч, щ)

-Молодцы!

- А сейчас такое задание:

- Поработаем с сигнальными карточками.( .( красная, синяя, зелёная)

-Внимательно посмотрите на слайд.                                                            

-Перечислите , что здесь изображено?

-Называете слово, выделяете первый звук ,  внимательно слушаете его  и показываете  сигнальную карточку.

Аналогичное задание                                                                                    

- Почему  вы показывали разные сигнальные карточки? У кого – то зелёная, у кого – то синяя??

- Что вы можете сказать о новых звуках? Дайте им характеристику. ( не можем этого сделать)

-Почему? ( ничего не знаем об этих звуках)

-  Итак, что показало ваше пробное действие? ( не справились с заданием)

- Какой следующий шаг на уроке? ( нужно подумать)

Использование игровых технологий: « Тренажёр по чтению», « Буквы рассыпались», «Ребусы», « Скороговорки»

Создание проблемной ситуации

 

Индивидуальная и фронтальная формы работы.

 Учитель открывает слайды презентации

Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала

Анализируют представленную на слайде информацию

 Учащиеся читают задания, выполняют их, доказывают свои ответы.

Положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме ( ОУ)

Постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

III

Выявление места и причины затруднения.

Цель:

-организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Какое задание вы не смогли выполнить? ( охарактеризовать новые звуки)

- Выполняли ли вы раньше такие задания? ( да)

- Чем эти звуки отличаются от других?

                                                                       ( работа с лентой букв)

 - В чём же у вас затруднение? ( трудно понять мягкость – твёрдость)

Анализ и логическое доказательное мышление

Фронтальная работа

Учитель при помощи определённых вопросов помогает обнаружить затруднение.

Учащиеся самостоятельно обнаруживают затруднение.

Ориентация на понимание причин успеха в учебе, интерес к новому учебному материалу, способность  к самооценке.

Поиск и выделение необходимой информации,подведение под понятие( ОУ),

формулирование проблемы( ПиРП

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Выполнение пробного учебного действия-

фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии,

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV

Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Цель:

-постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- Какую цель мы перед собой поставим? ( познакомиться с новыми звуками)

- Что это за звуки? ( ч,щ)

-Какова же тема нашего урока?                                                                      

- Как же мы будем открывать  новое  знание?

             Ф  и  з  м  и  н  у  т  к  а                                              

Словесный метод.

Наглядный метод.

Индивидуальная форма работы, фронтальная.

Учитель организовывает беседу.

Учащиеся самостоятельно выстраивают алгоритм работы на уроке.

Проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, понимание причин успеха.

Самостоятельное выделе

ние   и формулирова

ние познаватель

ной цели( ОУ).

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Составление плана и последовательности действий.

V

Реализация построенного проекта.

Цель:

-построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Итак, какой же первый шаг мы должны сделать? ( выделить новые звуки и исследовать их)

- Как это сделать? ( работа с книгой, со словами)

- Что теперь нужно сделать? ( внимательно послушать их)

- Дальше что? ( Сделать вывод)

- Откройте учебник стр 98.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах.

-Давайте вспомним правила работы в парах.                                                

+ дети проговаривают сами

- Рассмотрите картинки на стр 98, вспомните картинки, с которыми вы работали на уроке.

-Исследуйте ,какие звуки могут обозначать буквы Ч и Щ?                      

( дети самостоятельно работают в парах, слушают звуки( по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости))

      - Итак, что вы можете сказать, к какому выводу вы пришли?( дет отвечают и доказывают свои ответы)

- Удалось ли нам сделать открытие? ( да)

- Вернёмся к вопросу, который вызвал у вас затруднение.

- Охарактеризуйте новые звуки.( дети дают характеристику новым звукам) 

- Справились ли вы с заданием? ( да)                                                        

-Какими буквами обозначаются новые звуки?

-Посмотрите на них.( лента букв)

- Какой следующий шаг на уроке? ( Закрепить знания)

Эвристический (частично-поисковый)

Индивидуальная и фронтальная формы работы.

Учитель организовывает побуждающий диалог.

Интерес к общему делу, уроку обучения грамоте, определять правила работы в парах.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование;

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, работать по предложенному плану.

VI

Первичное закрепление.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

1. Стр 98

-Прочитайте скороговорку.                                                                                        

- Попробуйте её произнести.

-Подчеркните буквы новых звуков.( дети работают в азбуке)

2. Работа со столбиками слогов. Стр 98

- Прочитайте слоговые столбики.                                                                                

- На какие группы можно их разделить?

-Почему? Докажите.

-Какие буквы запишем на строчках? Докажите.

- Выполните это задание.

- Какие новые звуки мы выучили на уроке?

-Что вы о них знаете?

Методы, направленные на организацию деятельности учащихся по применению знаний и развитию умений.

Работа с книгой.

Фронтальная и индивидуальная форма работы.

Учитель организовывает работу со скороговоркой.

Учитель организовывает проверку выполненного задания.

Учащиеся произносят скороговорку сначала в медленном темпе, потом быстрее и вместе.

 Учащиеся делят слоговые столбики на группы, доказывая свой ответ.

Нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ОУ).

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристи.

VII

Самостоятельная работа

Цель:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

- А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно.

- Стр 98 Работа с лентой букв.

« Найди место буквам»                                                                                  

-Определите место данным буквам на ленте букв.

( дети самостоятельно работают в книгах)

- Что у вас получилось? ( дети отвечают )

-Докажите свой выбор.

Индивидуальная форма работы.

( в случае затруднения – парная форма работы)

Учитель организовывает проверку выполнения задания.

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику, приходят к выводу и доказывают свой ответ.

Обладать мотивационной основой учебной деятельности

Использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач( ЗС)

Строить понятные для партнёра высказывания

Освоение способов общения.

VIII

Включение в систему знаний и повторение

Цель:

- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

- доведения его до уровня автоматизированного навыка;

- при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;

- повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

1.Чтение стихотворения стр 98

-О чём прочитали?

- Когда так говорят:

- « Часы спешат», « Часы стоят», « Часы идут», « Часы отстают»

-Зачем нужны часы?

-А какие могут быть часы? Прочитайте столбик слов справа.

-Чтобы никуда не опаздывать, кроме наручных и настенных пользовались и другими часами. А какими именно вы узнаете прочитав текст.

Работа с текстом.                                                                                  

-Прочитайте его сначала глазками и сформулируйте к нему задание.

                                                 часы.

 ( Надо прочитать текст, вставить в его название и в другие предложения пропущенные слова.)

- Что вы узнали, прочитав текст.

-Давайте прочитаем его вместе по цепочке.

- А теперь посмотрите на эти цветы и говорите как они называются, пользуясь текстом

                                                                                                               

     

-А вот какие ещё бывают часы,  мы с вами узнаем на следующем уроке.

3. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы.

1. Делу время – потехе – час.  2 . Минута час бережёт.    3. Я хочу выиграть время.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Мы тоже должны быть точными. Наши часы показывают , что скоро закончится урок. Подведём его итог.                                                                                                                                  

Индивидуальная, групповая, парная , фронтальная формы работы.

Осознание значимости  правильного произношения слов

Осмысление особенностей звуков и их свойств.(ОУ), осуществлять анализ учебного материала.

Формирование умений слышать и слушать, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Отличать верно выполненное задание  от неверного;

осуществлять самоконтроль

IX

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

- организовать  рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества

- Какую цель ставили на уроке?

-Удалось ли вам достичь этой цели?

-Докажите.

-С какими новыми звуками мы сегодня познакомились? Охарактеризуйте их.

- Вспомните поговорку, с  которой мы начали урок.

- Кому из вас удалось самому сделать открытие?

 -Какую оценку вы  бы себе поставили  и почему?

- Оцените каждый собственную учебную деятельность на уроке.

- Если ты узнал на уроке что-то полезное, тебе было интересно, то пусть засветит «Солнышко».                                                                                              

Если ты не извлек никакой нужной информации, расстроен, то пусть ненадолго выйдет «Тучка».                                                                                                        

 

Устная рефлексия.

Метод самоконтроля

Индивидуальная форма работы.

Учитель организовывает рефлексию

Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу на уроке и показывают соответствующую карточку

Объяснять самому себе:

- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу» (результаты).

Общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Умение выражать свои мысли.

Формирование умений слышать и слушать , формулиро вать ответ.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

                                                                                                               

                                                     

                                                                                                   

Гаврилова Ольга Витальевна, учитель начальных классов. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение « Гимназия № 3»,г. Оренбург.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                     Текст.

                                                                              часы.

По  можно узнавать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные

полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия. Спадает летняя жара. Оживают другие     . Распустились душистый табак и луговая дрёма. Посади на клумбе                           часы. Они покажут точное время.

                                                                              часы.

По  можно узнавать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные

полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия. Спадает летняя жара. Оживают другие     . Распустились душистый табак и луговая дрёма. Посади на клумбе                           часы. Они покажут точное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема: «Звук ш, буква ш».

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе Школа России....

Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...

Урок обучения грамоте. Тема "Звук [Ш], буквы Ш, ш".

Проблемный вопрос урока. Какова характеристика звука? Какими буквами обозначается звук?Как определить структуру слов?Как составить слово из недостающих букв?Каковы признаки предложения?Дидактиче...

Разработка интегрированного урока обучения грамоте Тема: «Звук [ш],буквы Ш, ш. Закрепление».

Урок обучения грамоте по теме "Закрепление. Звук и буква "ш". УМК "Школа России". На уроке использован материал для создания эмоционального настроя учащихся, учащиеся учатся работать в парах, учатся а...

Урок обучения грамоте Тема: "Звук [щ\'], буква Щ, щ"

В данном материале представлен конспект урока  презентация. В разработку включена дидактическая игра для интерактивной доски....

урок обучения грамоте Тема: "Звуки [д], [д’], буква Д, д".

В данном  материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включены дидактические игры для интерактивной доски....