Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компьютерные, игровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_m.zip | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки [м], [м’] и буква их обозначающая. Заглавная буква М. Упражнения в чтении и письме.
Цели и задачи урока:
• Познакомить учащихся со звуками [м], [м'] и буквами М, м.
• Учить их слышать эти звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости.
• Отрабатывать у учащихся навыки звуко-буквенного анализа.
• Развивать мышление, речь.
• Обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование:
• презентация к уроку,
• карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Поприветствуйте гостей.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
П. Актуализация знаний.
- Давайте, вспомним, какие гласные звуки вы знаете. (Дети называют, а учитель прикрепляет к доске карточки с написанными буквами)
- Произнесите гласные звуки и понаблюдайте за положением губ.
Игра «Гласные - неясные»
Вот пять артистов перед вами,
Вы ни секунды не теряйте
Буквы гласные раздайте.
(Приглашаются в игру
Только о, е, а, и, у)
(Слайд №1)
(Учитель показывает артиста на мониторе, а ученики говорят, какой звук произносит говорящий. Докажите)
III. Постановка темы и задач урока.
Работа над произношением.
- Мы говорили об одной группе звуков. О гласных. А, какие звуки знаете ещё? А чем они отличаются от гласных? (Встречают преграду, «не поются») Назовите несколько из них.
- Ребята, внимательно послушайте скороговорку:
«Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила».
- Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?
- Знаком ли он вам?
(Если «да», то откуда вы его знаете? А в классе мы говорили об этом звуке?)
- Кто скажет, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, т. е. цели нашего урока, кто может сформулировать? (Познакомимся с буквой «М»).
- Да, но буква имеет звуки. Какие мы сейчас узнаем и поучимся читать слоги и слова с новой буквой.
IV. «Открытие» детьми нового знания
1. Отгадайте загадку
(Читает хорошо читающий ученик)
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза...
И что это?...
(Слайд №2)
- Правильно, машина. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.
(Слайд №3)
- Этот звук гласный или согласный?
- Твердый или мягкий? Если твердый, то, каким цветом обозначим?
- Звонкий или глухой?
2. К нам на урок на машине приехал один сказочный герой.
Отгадайте, кто он?
(Хорошо читающий ученик читает загадку)
Косолапый он и бурый.
Если мёда нет — понурый.
С детства любит он реветь,
Потому что он...
(Слайд №4)
- Посмотрите на картинку. Это сказочный персонаж. Кто из вас знает, как его зовут? А кто читал книгу про Винни-Пуха? А кто знает, кто автор?
(Мало (все) кто читал эту книгу, но в дальнейшем изучив все буквы, вы прочтете и книгу А.Милна «Винни-Пух и все, все, все...)
- А теперь, вернемся к слову медведь.
- Четко произнесем каждый слог. Назовите первый слог ещё раз. Назовите первый звук в слоге. Дайте характеристику звуку.
(Слайд №5)
- Какой это звук — гласный или согласный?
- Твёрдый или мягкий? Если мягкий, то, каким цветом обозначим?
- Звонкий или глухой?
- Ребята, так с какими же звуками мы сегодня познакомились?
- Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?
- Кто сможет показать?
(На доске «разбросаны» буквы. Ученик выбирает нужную букву.)
3. Ребята, посмотрите на доску, вот так пишется печатная буква «М». (Написать строчную букву «м»)
- А на что же похожа буква «М»? (Выслушать мнение детей)
- Посмотрите, на что она похожа у меня.
(Слайд №6)
- Слов, в которых встречается звук и буква «м» очень много. Назовите их. (Выслушать несколько вариантов)
4. А теперь немного поиграем.
(Слайд №7)
Вот картинки перед вами,
В них задания вам всем.
Поскорей найдите сами,
Где тут нет буквы «М».
- Найдите слова, в которых не встречается букв «м» (Учитель убирает на слайде ненужные картинки)
5. Чтение слогов.
- Ребята, откройте учебники на странице 80. Наши гласные звуки пришли тоже познакомиться с новым звуком «м». Давайте вспомним и запишем на схемах, какие же гласные звуки мы знаем. А если есть гласные и согласный «м», что можно сделать? (Прочитать слоги)
(Слайд №8)
(Сначала читают вместе, а потом по одному.)
- Какой гласный звук показывает мягкость согласного звука?
- А где в жизни пригодится умение читать правильно слоги? (В чтении слов и предложений)
6. Работа по учебнику.
- Прочтите первый столбик слов. (про себя)
- Прочтите самые длинные слова. (Марина, Максим)
- Сколько слогов в слове Марина?
- Прочтите слова, состоящие из одного слога. (Марк)
- Прочтите имена, состоящие из двух слогов. (Максим, Мила)
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей)
- Значит, в русском языке есть не только маленькая - строчная, но и большая - заглавная буква «М» (Учитель пишет на доске рядом с маленькой печатной - заглавную)
- Ребята, а какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?
V. Самостоятельная работа с проверкой
1) Работа в парах с карточками. (Детям раздаются карточки, на которых написаны имена людей, названия городов, сказочных персонажей, написанные без первой буквы)
- Работая в парах, запишите первую букву слова. Проверьте, правильно ли вы написали. А почему надо было написать заглавную букву? (Названия городов пишется с большой буквы) Москва - столица России. В Москве находится главная площадь - Красная площадь. Здесь возвышается самая красивая и стройная башня Кремля - Спасская. На этой башне установлены Кремлёвские куранты.
(Слайд №9)
- Запишите первую букву во второй карточке. Проверьте,
написанное. А какое полное имя у ребёнка? Какую букву записали. Почему?
(Имена людей пишутся с большой буквы)
(Слайд №9)
- Запишите первую букву в третьей карточке. Проверьте, написанное. Почему надо писать заглавную букву?
(Имена сказочных героев пишутся с большой буквы)
(Слайд №10)
- Сделайте вывод, так, какое же правило можем вывести? Когда же пишется заглавная буква в словах?
(Названия городов, стран - Минск, Москва, Магадан, Мурманск; Марокко, Мадагаскар; Клички животных - Мурка, Мурзик; сказочные персонажи - Маленький Мук, Мурзилка)
2) Вернемся к нашему учебнику
- Найдите и подчеркните слова, в которых встречается буква «м».
- Прочтите слова, в которых «м» встречается в начале слова. (Марта, Милан, манка, макароны, миска, маска)
- Прочтите слова, в которых буква «м» встречается в середине слова. (Сумма, гамма)
- Чем похожи эти слова? (В написании удвоенная буква «м»)
- Прочтите слова, в которых буква «м» стоит в конце слова. (Там, том, грамм)
Сумма - итог сложения
Сумка - приспособление для переноса вещей
Гамма - последовательный ряд звуков
Грамм - единица измерения массы
там - слово, которое указывает неопределенное местоположение
том - отдел какого-нибудь сочинения, издания, составляющий
отдельную книгу
Марта - имя девочки
Милан - название города манка - крупа
макароны - изделия из теста
миска - кухонная утварь
маска - накладка на лицо или верхнюю часть его, с вырезами
для глаз, надеваемая для того, чтобы не быть узнанным.
VI. Повторение и закрепление
- Мы с вами говорили на предыдущих уроках, что слоги образуют слова, слова - предложения. А как же мы называем группу предложений, связанных друг с другом по смыслу? (Текст) Перед нами группа предложений. Докажите что это текст? (Название)
- Прочтите название. Что же, такое романс? (Небольшое вокальное произведение лирического характера, чаще всего исполняемое под гитару)
- Кто, такой гном? (Сказочный низкорослый человечек)
- Как, его зовут? (Томми)
- Рассмотрите рисунок. Как думаете, о чем будет говориться в нашем тексте?
- Прочтите текст про себя.
- Все ли слова вам понятны?
(Один из учеников читает, затем текст вслух)
- Какое настроение у этого рассказа? (Грустное)
- Почему так решила? (Маки грустили. Астры уронили капли росы. Струны плакали.)
- Как понимаете выражение «струны плакали»?
- Ребята, мы только что сказали, что текст грустный, значит, и мы должны при чтении передать это грустное настроение.
- Потренируйтесь в чтении текста. (Спросить двух человек)
VII. Итог урока
1) Рефлексия деятельности.
- Что нового узнали на уроке, с чем познакомились и чему научились?
(Слайд №11)
- Дайте характеристику звукам [м], [м']
2) Самооценка деятельности на уроке
- Что интересного было на уроке?
- Что вызвало затруднение? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте. Тема: «Звук ш, буква ш».
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе Школа России....
Урок обучения грамоте. Тема "Звук [Ш], буквы Ш, ш".
Проблемный вопрос урока. Какова характеристика звука? Какими буквами обозначается звук?Как определить структуру слов?Как составить слово из недостающих букв?Каковы признаки предложения?Дидактиче...
Разработка интегрированного урока обучения грамоте Тема: «Звук [ш],буквы Ш, ш. Закрепление».
Урок обучения грамоте по теме "Закрепление. Звук и буква "ш". УМК "Школа России". На уроке использован материал для создания эмоционального настроя учащихся, учащиеся учатся работать в парах, учатся а...
Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ
Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки обусловлена потребностями современного общества в социа...
Урок обучения грамоте Тема: "Звук [щ\'], буква Щ, щ"
В данном материале представлен конспект урока презентация. В разработку включена дидактическая игра для интерактивной доски....
урок обучения грамоте Тема: "Звуки [д], [д’], буква Д, д".
В данном материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включены дидактические игры для интерактивной доски....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....