Урок литературного чтения для 4 класса на тему: «Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё.».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Данная разработка поможет при изучении темы "Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 19.37 КБ |
prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё.
Цель: формировать понимание художественного образа как некого целостного художественного впечатления.
Ход урока
- Организационный момент (слайд №1,№2)
2.Проверка домашнего задания. Оценка.
3.Сообщение цели урока
- Завершив изучение прошлого раздела, как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?
4. Подготовка к восприятию
- Как вы понимаете эти слова? Приходилось ли вам создавать красоту? Например ,украшать комнату?
- А знаете ли вы, как называется профессия человека, который занимается украшением жилых помещений? (дизайнер, декоратор)
- А что помогает видеть красоту даже в обычных окружающих нас вещах? (фантазия и воображение)
5. Работа по новой теме ( Открыт учебник с.45)
- Прочитаем комментарий автора к этому разделу по частям. Прочитайте первое предложение.(«Ты умеешь действовать как художник?»).
- А кто такой художник? Оказывается , у этого слова целых три значения!(слайд№4)
Это тот , кто работает в какой-нибудь области искусства; тот , кто создает произведение живописи или графики; а так - же тот , кто выполняет что-нибудь с большим мастерством.
- Прочитайте второе предложение.(«Можно ли писателя, поэта, музыканта, живописца назвать художниками?»). (Да , они создают произведение искусства.)
- Прочитайте первый абзац до конца. Что заметили? (Есть слова, похожие по звучанию.)
- Найдите их. (слайд №5)
(Запись на доске: «изобразят», «отобразят», «вообразят», «образ».)
- Что у них общего? (Все связаны с образом.)
- Найдите определение, что такое образ? (Это не сам предмет, а его изображение.) (слайд №6)
- Давайте подумаем ,а чем эти слова отличаются друг от друга? (Изобразить и отобразить - наглядно показать (например, нарисовать или описать словами).Вообразить-представить мысленно.)
- Выступим в роли художников и поиграем с вами в игру «На что похоже».
(Учитель показывает изображение некоторых деревьев. Например, березы, дубы, другие.) (Слайд№7,№8).
-На что похоже? (Дуб - богатырь, гора, старик и другое. Береза- молодая девушка….)
- Какой же вывод можно сделать? (У каждого в мыслях возникает свой образ.)
6.Физкультминутка.
7.Тема: Чтение и анализ хокку Басё и Тиё (слайд№9)
Вот и японские поэты Бсё и Тиё создали свои образы, глядя на самые обыкновенные предметы и явления природы. Вспомните про икебану. В композицию из трёх веточек её создатели вкладывали большой смысл. Например , противостояние земли, неба и человека.
Произведения, которые мы будем изучать- трёхстишия - отличаются простотой поэтического языка и свободой изложения. Японский поэт 18 века Бусон подчёркивал, что при создании миниатюры «стихотворение должно складывать сразу». Нельзя думать, как и что говорить, в какой последовательности, а процесс совершается согласно мгновенному озарению.
- Найдите , кто автор первых двух трёхстиший? (Басё). Стр.45
Информация об авторе (слайд №10)
МАЦУО БАСЁ (1644-1694)- японский поэт, создал высокие образы жанра хокку ,наполнив его философским содержанием. Стиль Басё- изящная простота, ассоциативность, гармония прекрасного, глубина постижения гармонии мира.
-Прочитаем первое произведение Басё. (чтение учителем.)
- О чем оно? (о луне)
- С чем обычно сравнивают луну? (С головкой сыра, с фонарём…) (слайд №11)
- А с чем её сравнивает поэт Басё? (Со срезом только что спиленного дерева.)
-Почему? (Хочет показать, что луна только что родившаяся, свежая, чистая, как срез только что спиленного дерева.)
- Какой приём использует автор? ( Приём сравнения)
- Таким образом создаётся ощущение настоящего чуда, когда настолько красиво, что земля и небо могут поменяться местами. Прочитайте второе произведение. О чём оно? (Об иве и соловье.) (Слайд №12)
- Соловей – красивая птица? (Нет, невзрачная птичка.)
Да, он красив, когда поёт ,красивая его песня ,тогда раскрывается настоящая красота соловья. Так и душа человека красива тогда, когда понимаешь её.
- Как понимаете выражение «с открытой душой»? (Искренне, доверчиво.)А «раскрывать душу?» (Откровенно рассказывать о своих заветных мыслях , переживаниях, чувствах.) Вот и автор перед нами раскрывает свою душу, рассказывая о своих переживаниях и чувствах.
- Прочитайте третье произведение. О чем оно? Кто его автор? (Тиё-это японская поэтесса.)
- Что вы заметили в записи? (многоточие)
- Как вы думаете, что нам хотел сказать автор? (Может быть, впереди ждет неожиданный поворот?)
- Можно ли назвать концовку неожиданным поворотом? (Можно, так как герой пойдет за водой к соседу, хотя имеет свой колодец.)
- Почему? (Хотел сохранить красоту)
- Что хотела сказать нам поэтесса? (Берегите красоту!)
- Что объединяет все эти стихи? (Это хокку.)
Дополнительная информация (слайд №13)
ХОККУ (ХАЙКУ)- жанр японской поэзии. Нерифмованное трёхстишие ,состоящее из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Последняя строка-вывод.
8.Динамическая пауза
Работа по группам. Каждая группа вытягивает карточку с одним из слов: «огонь», «игра», «ночь», и готовит «живую» картинку-образ того слова, какой себе представили. Остальные пытаются отгадать.
9.Домашнее задание (Выразительно читать хокку)
10. Обобщение
– Мы прочитали произведения японских авторов, которые они написали в традициях своего народа. (слайд №14,15).Найдем на карте ,где живет этот народ. (Прикрепляется макет флага Японии.)
- А хотите больше узнать о японской культуре?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Урок литературного чтения и ИЗО по теме: "Живописный образ зимы через звуки и краски"
В данном материале содержится конспект, презентация и музыка к интегрированному уроку по литературному чтению и ИЗО для 3 класса на тему: "Живописный образ зимы через звуки и краски"...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....
Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».
Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое». По учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»учитель начальных классов Л...
Комментарии
Валентина Фёдоровна! Мне
Валентина Фёдоровна! Мне понравилась Ваша презентация! Голосую! Удачи!
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020