План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Федорова Марина Игоревна

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

План-конспект урока литературного чтения

Обучающейся 24-шк группы Федоровой Марины Игоревны

УМК «Школа России» 3 класс

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 3

Целевой компонент урока:

Тема урока: Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»

Цель: организация деятельности обучающихся для сочинения и рассказывания литературных сказок с использованием «карт Проппа»

Задачи:

Дидактические: способствовать формированию умения сочинять и рассказывать литературные сказки с использованием «карт Проппа».

Развивающие: способствовать развитию навыков рассказывания, словесно-логического мышления школьников, развитию умения высказывания своих чувств и эмоций, развитию фантазии и творчества.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любовь к природе, добру, родине; воспитание читательского и слушательского интереса к произведениям русских поэтов.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к предмету, к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;

      Метапредметные:
      Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, слушают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
      Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными  задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.


      Предметные: умение правильно строить предложения, выразительно рассказывать, анализировать, выделять отличительные признаки жанра сказка, отвечать на вопросы и составлять вопросы по содержанию рассказанного, определять особенности сказки.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, групповая.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для классной работы, «карты Проппа», проектор, презентация, раздаточной материал.

        

I. Организация начала урока.
      1) Приветствие
У: Здравствуйте! Меня зовут Марина Игоревна сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
      2) Проверка готовности к уроку

У: Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник и пена, «карты Проппа».
      3) Мотивация к учебной деятельности
У: Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

У: Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
О: Поднимают руки.

У: Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение? Поднимите руки.
О: Поднимают руки.

У: Молодцы! Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну, а теперь приступаем к работе.

II.     Актуализация знаний.

У: Я хочу познакомить вас, с необычной и поучительной сказкой известного итальянского сказочника Джанни Родари.

Машинка для приготовления уроков

Как-то раз постучался к нам очень странный и смешной человечек — совсем крохотный, чуть повыше двух спичек. На спине он тащил большую сумку, гораздо больше него самого.

— Я тут разные машинки продаю... — представился он.

— Что за машинки? Покажите! — заинтересовался мой папа.

— Вот, к примеру, машинка для приготовления уроков. Нажмёшь красную кнопку — решит задачу, нажмёшь жёлтую — напишет сочинение, зелёную — выучит урок по географии. Всё сама сделает и быстро — в одну минуту!

— Папа, купи! — обрадовался я.

— Ну, ладно. А сколько стоит?

— Ничего не стоит! Я денег не беру, — ответил человечек.

— Но вы же не зря, должно быть, трудились?

— Конечно. Только в обмен на машинку мне деньги не нужны. Мне нужен мозг вашего сына.

— Вы с ума сошли! — возмутился отец.

— Ну, посудите сами, — улыбнулся человечек. — Зачем ему мозг, если уроки за него станет делать машинка?

— Пап, купи! — стал я упрашивать отца. — И в самом деле, на что мне мозг, когда есть такая машинка!

Отец внимательно посмотрел на меня, помолчал немного и согласился:

— Ладно, забирайте его мозг, и по рукам!

Человечек взял у меня мозг и спрятал его в свою сумку. Каким же я сразу стал лёгким, когда опустела моя голова! Таким лёгким, что вспорхнул в воздух и начал летать по комнате. И если бы отец вовремя не поймал меня, наверное, я оказался бы за окном.

— Придётся держать его в клетке, — предупредил человечек.

— Почему? — удивился отец.

— Потому что он теперь безмозглый — вот почему! Не углядите, улетит в лес, словно пичужка, и умрёт там с голоду.

Отец посадил меня в клетку, точно канарейку. Клетка была маленькая, тесная — не пошевельнуться! Прутья так сжимали мне рёбра, так сжимали, что я... в страхе проснулся. Как хорошо, что всё это мне приснилось! Не поверите, я тут же сел за уроки.

III. Постановка учебной задачи.

У: Понравилась ли вам история итальянского сказочника?

О: Да.

У: Как вы думаете, почему герой рассказа проснулся в страхе?

У: Вам хочется самим сочинять такие интересные рассказы, сказки? А умеете ли вы их придумывать? Как вы думаете сказки сочинять легко или трудно?

У: Сегодня попробуем сочинить сказку все вместе

У: Обратите внимание на схему.

У: Скажите, а с чего начинаются сказки? 

О: С зачина: «Жили, были...», «В некотором царстве, тридевятом государстве» Зачин. Экспозиция: ситуация до начала действия.

У: Что идет после зачина? 

О: Основная часть. Завязка: герой сталкивается с новой ситуацией. Развитие действия: герой отправляется в путь, пересекает границу иного мира, кульминация: герой между жизнью и смертью. Падение действия: напряжённые моменты. В ней происходит развитие действия.

У: Дальше?

О: Концовка. Развязка: разрешение противоречий, свадьба, воцарение героя

У: Что обязательно должно быть в сказке? 

О: Борьба добра и зла, троекратное повторение, волшебство, она должна чему-то учить.

Памятка «Сюжет волшебной сказки»

Кульминация

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u246104/t1545944304aa.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u246104/t1545944304ab.png

Развитие Падение

действия действия

IV. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний.

У: Посмотрите на домик, на вершине которого мы видим сказку, а в каждом кирпичике написана сказочная ситуация.

У: Скажите какая сказочная ситуация подходит к отрывку сказки.

О: Дети зачитывают отрывки из сказок.

1. Отлучка кого - либо из членов семьи.

Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят, и она их так любила, как может любить только мать. Раз собралась она идти в лес, корму принести...

("Волк и семеро козлят". Братья Гримм)

2. Запрет, обращенный к герою.

– Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек...

("Гуси-лебеди". Русская народная сказка)

3. Нарушение запрета.

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне...

(Царевна-лягушка. Русская народная сказка)

4. Вредительство (или недостача).

А лисица ходит около волка и приговаривает:

– Ясни, ясни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!

(Лиса и волк. Русская народная сказка)

5. Получение волшебного средства.

– А ну тащи меня, старая карга!

– Огниво взял? - спросила ведьма.

– И то верно, - отвечал солдат, - совсем было забыл. - Пошел и взял огниво.

Вытащила его наверх ведьма, и вот он опять на дороге, только теперь карманы его, и сапоги, и ранец, и кивер полны денег.

– На что тебе огниво? - спросил солдат.

– Не твое дело! - отвечала ведьма. - Получил свое - отдавай мое! Ну же!

– Как бы не так! - сказал солдат. - Сей же час говори, на что оно тебе, не то саблю из ножен - и голова с плеч!

– Не скажу! - упорствовала ведьма.

Тут солдат взял, да и отрубил ей голову. Упала ведьма замертво, а он связал все деньги в ее передник, взвалил узел на спину, огниво - в карман и прямиком в город...

(Огниво. Ганс Христиан Андерсен)

6. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.

Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

– По щучьему веленью,

По-моему, хотенью –

Ну-ка, печь, поезжай к царю.

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю...

(По щучьему веленью. Русская народная сказка)

7. Беда или недостача ликвидируются.

Открылись ворота, и когда девушка оказалась под ними, вдруг пошел сильный золотой дождь, и все золото осталось на ней, так что вся она была сплошь покрыта золотом.

-- Это тебе за то, что ты так хорошо работала, - сказала госпожа Метелица и вернула ей также и веретено, упавшее в колодец.

(Госпожа Метелица. Братья Гримм)

8. Возвращение героя.

Ни много, ни мало прошло времени - стосковался Иван по своим родителям, захотелось ему на святую Русь.

-- Что невесел, муж дорогой? - спрашивает Василиса Премудрая.

-- Ах, жена моя любимая, видел я во сне отца с матерью, дом родной, сад большой, а по саду детки бегают. Может, то братья мои да сестры милые, а я их наяву и не видывал.

Опустила голову Василиса Премудрая:

-- Вот когда беда пришла! Если уйдем мы, будет за нами погоня великая. Сильно разгневается морской царь, лютой смерти нас предаст. Да делать нечего надо ухитряться.

(Сказка про Василису Премудрую. Русская народная сказка)

9. Герою предлагается трудная задача.

Стало на сердце попа веселее,

Начал он глядеть на Балду посмелее.

Вот он кричит: "Поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда.

Слушай: платить обязались черти

Мне оброк до самой смерти;

Лучшего б не надобно дохода,

Да есть на них недоимки за три года.

Как наешься ты своей полбы,

Собери-ка с чертей оброк мне полный".

(Сказка о попе и работнике его Балде. А.С.Пушкин)

10. Победа, подарок, радость.

Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир.

(Сивка-бурка. Русская народная сказка).

 

У: Ребята вы читали и знаете много сказок.

У: Ученый профессор Владимир Пропп занимался изучением русских народных сказок. Он обнаружил, что все сказки строятся из набора сказочных ситуаций. Эти ситуации кирпичики, при помощи которых создаётся здание сказки. Итак, карты Проппа –это название сказочных ситуаций.

У: Предложил использовать карты Проппа при составлении сказок Джанни Родари.

У: Давайте с вами убедимся, правда ли в сказках встречаются вот такие сказочные ситуации.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Сказка «Маша и медведь».

Пошла Маша в лес с подружками. (Отлучка кого-либо из членов семьи) Родители говорили не ходить далеко. (Запрет обращенный к герою)

Маша дерево за дерево кустик за кустик и ушла далеко в лес. (Нарушение запрета)

Медведь говорит у меня будешь жить меня кашей кормить. (Вредительство)

Маша обхитрила медведя. (Герою предлагается трудная задача)

Медведь принес Машеньку домой. (Возвращение героя)

Стали Машеньку обнимать целовать, умницей, называть. (Победа, подарок, радость)

 

У: Сегодня при помощи карт Проппа мы попробуем составить свою сказку.

У: Для этого нам нужно выбрать героя. Героем может быть что угодно и кто угодно.

У: Нашим помощником будет книга Дж. Родари «Грамматика фантазии». Эта книга написана для взрослых, но интересна будет и детям: в ней автор рассказывает о том, как научиться сочинять.

У: Возьмем любое слово (например, камень).

У: Подберем слова, которые начинаются с каждой буквы слова камень:

О: Кот

О: Артист

О: Мышь

О: Ест

О: Ночь

У: Образуем предложение.

О: Кот Артист мышей ел ночью.

У: Вот и готово первое предложение истории.

У: Так Дж. Родари показывает, как работает наше воображение: слова в нем сталкиваются, вступают в различные сочетания. Не забывайте про структуру сказки, она изображена на доске.

Работа в группах

У: Ребята, разделитесь на команды.

У: Каждая команда вытягивает по три карты, где написаны сказочные ситуации, для каждой команды свои сказочные ситуации. Ваша задача придумать и развить событие и описать сюжет придуманной вами сказки.

Потом рассказать свою сказку.

VI. Рефлексия.

У: Ребята, вам понравилось сочинять сказки?

О: Да.

У: Что нового сегодня на уроке вы узнали?

О: Мы узнали, что есть такие волшебные «карты Проппа», по которым можно сочинить и рассказать собственную сказку.

У: на ваших партах лежат эти карточки. Разукрасьте одну из этих карточек в зеленый цвет, если вы все поняли на уроке, в жёлтый цвет, если были небольшие затруднения, в красный цвет, если было сложно и непонятно на уроке.

У: Мне очень понравилось с вами работать. Вы молодцы, очень активные, хорошо читаете. Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс

Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....