Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Леухина Мария Владимировна

Урок литературного чтения 3 класс,  по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

 По учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»

учитель начальных классов Леухина Мария Владимировна

Цели урока:  обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чтения  рассказов, проверить полученные при изучении раздела знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 3 класс,  по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

По учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»

учитель начальных классов Леухина Мария Владимировна

Цели урока:  обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чтения  рассказов, проверить полученные при изучении раздела знания.

Планируемые метапредметные результаты.

Регулятивные: принимать и сохранять  учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей.

Познавательные: Осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью.

Личностные: осознание своей этической принадлежности, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Оборудование: портреты писателей: М. Пришвин, В. Бианки, В. Астафьев, Б. Житков, И. Соколов-Микитов, В. Белов, В. Драгунский; компьютер, лист самооценки, тест.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

УУД

I.

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь , улыбнитесь, поздоровайтесь с гостями..

Повернулись, оглянулись и друг другу улыбнулись.

Поработаем мы дружно, много нам освоить нужно.

Улыбнулись соседу

и взялись за

руки.

Личностные УУД:

-Формирование мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II.

Актуализация знаний и постановка цели урока.

Чтобы понять тему урока  подумаем,  и выполним практическую работу.

На карточках соотнесите название произведения с автором.  …. Зачитайте,  что у вас получилось. Давайте сверимся. (Фронтальная проверка с доской) Оцените себя.

М.М. Пришвин «Листопадничек»

В.И. Белов

И.С. Соколов-Микитов «Моя Родина»

В.В. Бианки

«Ещё про Мальку»

«Мышонок Пик»

Б.С. Житков

В.П. Астафьев

«Капалуха»

В.Ю. Драгунский

«Про обезьянку»

«Он живой и светится"

- Из какого раздела Литературного чтения все эти произведения?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Определите цель нашего урока.

Оцените себя.

Мы изучили все произведения в данном разделе.

Обобщая, анализируя изученное по разделу, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам изученных произведений.. 

Работают по карточке. № 1.

Проверка с доской.

Эти произведения из раздела «Люби живое»

-Повторение «Люби живое.»

Обобщить знания по теме «Люби живое»). Самооценка

Коммуникативные УУД:

Умение формировать собственное высказывание, мнение.

Регулятивные УУД:

Формировать умение высказывать свое предположение.

III.

3. Работа по теме урока

Первая страница «Писательская». Ребята, я думаю, вы согласитесь со мной, что мы должны с вами знать авторов в лицо и как их зовут.  Проверим, хорошо ли мы это знаем.

Два человека работают у доски

Соединить с портретом Ф.И.О. писателя. Остальные ребята поработают в парах по карточке.

Класс: исправить ошибки

Проверим ! Оценим.

Второй лепесток «Страницы биографии»

В этом разделе мы познакомились с биографиями разных писателей. Что интересного вы запомнили  из их биографий ?

Хорошо. Молодцы, ребята.

Ребята, сейчас, мы посмотрим с вами отрывок диафильма, и вам нужно будет определить по данному отрывку название произведения и автора.  Найдите в тексте и зачитайте этот отрывок.

К какому жанру мы можем отнести данное произведение?

Мы перешли с вами на страницу «Сказочную».

Назовите характерные признаки литературной  сказки:

-Да!

У доски два ученика

Соединяет портрет с Ф.И.О.

Класс работа в парах по карточкам  исправляют ошибки

в Ф.И.О писателей

( карточка 2)

Самооценка

Учащиеся делятся впечатлениями.

В. Бианки  …

В. Астафьев….

М. Пришвин…

Работают  по учебнику

Зачитывают

«Листопадничек»

Находят, зачитывают

Это литературная (авторская сказка)

 литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.

Коммуникативные УУД:

-допускать существование различных точек зрения.

Познавательные УУД:

-умение обосновывать свое мнение;

Формулировать свое высказывание.

Личностные УУД:

-воспитание честности, порядочности.

Коммуникативные УУД:

формирование умения строить речевое высказывание.

формировать умение слушать других.

Регулятивные УУД:

-формирование умения высказывать свое предположение.

Регулятивные УУД:

-формирование умения выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Физ.мин.

IV

V

VI

Новый материал

Рефлексия

Самооценка

Следующая страница «Произведения и их герои»

Узнайте произведение и назовите героя, по отрывку из произведения.

Давайте проверим.

Оцените себя в листе достижений.

Что объединяет все данные произведения и их авторов, в этом разделе?  

О чём говорят нам данные произведения? Чему они нас учат?

Произведения, какого жанра, поместили в раздел «Люби живое»?

Значит, в данный раздел мы можем поместить:

  1. Произведения о животных

2)Жанр (рассказ или сказка)

3)Данные произведения АВТОРСКИЕ

Страница «Редакторская»

Сейчас мы с вами поработаем в группах и побудем авторами составителями учебника.  Мы с вами попробуем подобрать произведение, которое можно было бы поместить в раздел «Люби живое».    Прочитайте произведение и определите  по данному алгоритму подходит ли прочитанное произведение к нашему разделу .

Определите, в какой бы раздел вы поместили данные произведения.

О чём произведение Тимофея Белозёрова и почему вы его поместили в данный раздел?

Оцените себя .

Ребята, а вы знали, что

Тимофей Максимович  Белозёров наш земляк. Поэт и писатель. Он написал много коротких рассказов о природе и животных и о любви к ним.  Он родился в Курганской области, в 1929 году . Вскоре после его рождения умерла его мама. И он оказался в г. Омске, а затем его усыновила Мария Никитична Терентьева из  села Старо-Карасук Большереченского района, где он окончил семилетнюю школу.

Автор почти семидесяти книг, в числе которых «Цветные голоса» (1972), «Лесной Плакунчик» (1979), «Журавкин праздник» (1980), «Подснежники» (1982), «Лебедушка» (1986) . Всю свою недолгую жизнь он прожил в городе Омске.

На доске:

*Меня удивило…

*Я почувствовал, что…

*Мне захотелось…

*     Я познакомился  с …….

* Я узнал нового..

Подведём итоги по листам самооценки.

Поднимите сигналы

Зелёный сигнал кто набрал  …..

Поднимите желтый……

Поднимите красный….

Учащиеся читают про себя. Работают в паре.

Дают ответы на поставленные вопросы.

Эти произведения написаны про животных. Они учат нас любить и беречь животных

Оценивают себя.

В этот раздел поместили рассказы о животных и авторские сказки.

Ребята выбирают начало любой фразы и продолжают ее.

Работа в группе

Читают

Определяют

  1. Стих Ирины Токмаковой  «Поэтическая тетрадь, »
  2. Рассказ Тимофея Белозёрова  «Глупая утка» (Люби живое)
  3. Литературная сказка не о животных

Нет

Коммуникативные УУД:

формирование умения строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД:

-формирование умения выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать других.

Коммуникативные УУД:

формирование умения строить речевое высказывание.

формировать умение слушать других.

Регулятивные УУД:

-формировать умения оценивать свои учебные действия;

-формировать умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – ключевое предложение из текста

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

8. Итог урока. Рефлексия. Слайд №10



Предварительный просмотр:

«Мышонок Пик»

«Моя Родина»

«Про обезьянку»

«Малька провинилась»

«Капалуха»

«Он живой и светится…»

Пришвин

Белов

Бианки

Житков

Драгунский

Астафьев

«Мышонок Пик»

«Моя Родина»

«Про обезьянку»

«Малька провинилась»

«Капалуха»

«Он живой и светится…»

Пришвин

Белов

Бианки

Житков

Драгунский

Астафьев

«Мышонок Пик»

«Моя Родина»

«Про обезьянку»

«Малька провинилась»

«Капалуха»

«Он живой и светится…»

Пришвин

Белов

Бианки

Житков

Драгунский

Астафьев

«Мышонок Пик»

«Моя Родина»

«Про обезьянку»

«Малька провинилась»

«Капалуха»

«Он живой и светится…»

Пришвин

Белов

Бианки

Житков

Драгунский

Астафьев

«Мышонок Пик»

«Моя Родина»

«Про обезьянку»

«Малька провинилась»

«Капалуха»

«Он живой и светится…»

Пришвин

Белов

Бианки

Житков

Драгунский

Астафьев

«Мышонок Пик»

«Моя Родина»

«Про обезьянку»

«Малька провинилась»

«Капалуха»

«Он живой и светится…»

Пришвин

Белов

Бианки

Житков

Драгунский

Астафьев

Иван Михайлович Пришвин

Иван Михайлович Пришвин

Валентин Витальевич Бианки

Валентин Витальевич Бианки

Виктор Юзефович Астафьев

Виктор Юзефович Астафьев

Виктор Петрович Драгунский

Виктор Петрович Драгунский

Иван Михайлович Пришвин

Иван Михайлович Пришвин

Валентин Витальевич Бианки

Валентин Витальевич Бианки

Виктор Юзефович Астафьев

Виктор Юзефович Астафьев

Виктор Петрович Драгунский

Виктор Петрович Драгунский

Иван Михайлович Пришвин

Иван Михайлович Пришвин

Валентин Витальевич Бианки

Валентин Витальевич Бианки

Виктор Юзефович Астафьев

Виктор Юзефович Астафьев

Виктор Петрович Драгунский

Виктор Петрович Драгунский

Иван Михайлович Пришвин

Иван Михайлович Пришвин

Валентин Витальевич Бианки

Валентин Витальевич Бианки

Виктор Юзефович Астафьев

Виктор Юзефович Астафьев

Виктор Петрович Драгунский

Виктор Петрович Драгунский

Узнайте по описанию  произведение и героя:

А) Рассказал он братьям и сёстрам, как бегал за журавлями в тёплые страны, как жил у бобров, как научил его старый бобр плавать и нырять.

________________________________________________________________________

Б) Такая маленькая и беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды!

________________________________________________________________________

В) Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. На ней был надет синий жилет.

______________________________________________________________

Г) Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльям, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло.

__________________________________________________________________________

Малька,  капалуха, обезьянка Яшка, Листопадничек.

Узнайте по описанию произведение и героя:

А) Рассказал он братьям и сёстрам, как бегал за журавлями в тёплые страны, как жил у бобров, как научил его старый бобр плавать и нырять.

________________________________________________________________________

Б) Такая маленькая и беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды!

________________________________________________________________________

В) Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. На ней был надет синий жилет.

______________________________________________________________

Г) Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльям, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло.

__________________________________________________________________________

Малька,  капалуха, обезьянка Яшка, Листопадничек.

Тимофей Белозёров

ГЛУПАЯ УТКА

Я шёл по весеннему приозёрному лесу и в раз вилке согнутого вяза увидел гнездо. Заглянул в него, а там утка. Сидит на яйцах и до того отощала уже, что и взлететь не может — только шипит.
«Шипи не шипи, — подумал я, — а пропадёшь ты из-за своей глупости и утят погубишь. Слыханное ли дело — забывать о родных камышах! Постояла в лесу полая вода, и нет её — один мусор остался!»
Расстелил я на земле пиджак, снял с вяза гнездо и отнёс его вместе с уткой на озеро.

Тимофей Белозёров

ГЛУПАЯ УТКА

Я шёл по весеннему приозёрному лесу и в раз вилке согнутого вяза увидел гнездо. Заглянул в него, а там утка. Сидит на яйцах и до того отощала уже, что и взлететь не может — только шипит.
«Шипи не шипи, — подумал я, — а пропадёшь ты из-за своей глупости и утят погубишь. Слыханное ли дело — забывать о родных камышах! Постояла в лесу полая вода, и нет её — один мусор остался!»
Расстелил я на земле пиджак, снял с вяза гнездо и отнёс его вместе с уткой на озеро.

Тимофей Белозёров

ГЛУПАЯ УТКА

Я шёл по весеннему приозёрному лесу и в раз вилке согнутого вяза увидел гнездо. Заглянул в него, а там утка. Сидит на яйцах и до того отощала уже, что и взлететь не может — только шипит.
«Шипи не шипи, — подумал я, — а пропадёшь ты из-за своей глупости и утят погубишь. Слыханное ли дело — забывать о родных камышах! Постояла в лесу полая вода, и нет её — один мусор остался!»
Расстелил я на земле пиджак, снял с вяза гнездо и отнёс его вместе с уткой на озеро.

Тимофей Белозёров

ГЛУПАЯ УТКА.

Я шёл по весеннему приозёрному лесу и в раз вилке согнутого вяза увидел гнездо. Заглянул в него, а там утка. Сидит на яйцах и до того отощала уже, что и взлететь не может — только шипит.
«Шипи не шипи, — подумал я, — а пропадёшь ты из-за своей глупости и утят погубишь. Слыханное ли дело — забывать о родных камышах! Постояла в лесу полая вода, и нет её — один мусор остался!»
Расстелил я на земле пиджак, снял с вяза гнездо и отнёс его вместе с уткой на озеро.

Ирина Токмакова

«Ничья кошка»

Это ничья кошка,
Имени нет у неё.
У выбитого окошка
Какое ей тут житьё.
Холодно ей и сыро.
У кошки лапа болит,
А взять её в квартиру
Соседка мне не велит.

Ирина Токмакова

«Ничья кошка»

Это ничья кошка,
Имени нет у неё.
У выбитого окошка
Какое ей тут житьё.
Холодно ей и сыро.
У кошки лапа болит,
А взять её в квартиру
Соседка мне не велит.

Ирина Токмакова

«Ничья кошка»

Это ничья кошка,
Имени нет у неё.
У выбитого окошка
Какое ей тут житьё.
Холодно ей и сыро.
У кошки лапа болит,
А взять её в квартиру
Соседка мне не велит.

Ирина Токмакова

«Ничья кошка»

Это ничья кошка,
Имени нет у неё.
У выбитого окошка
Какое ей тут житьё.
Холодно ей и сыро.
У кошки лапа болит,
А взять её в квартиру
Соседка мне не велит.

Лев Толстой.  Отрывок из сказки  «Царь и рубашка»

 

Один царь был болен и сказал:

– Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.

Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал:

– Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя – царь выздоровеет.

Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь да жалуются….

Лев Толстой.  Отрывок из сказки  «Царь и рубашка»

 

Один царь был болен и сказал:

– Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.

Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал:

– Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя – царь выздоровеет.

Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь да жалуются….

Лев Толстой.  Отрывок из сказки  «Царь и рубашка»

 

Один царь был болен и сказал:

– Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.

Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал:

– Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя – царь выздоровеет.

Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь да жалуются….

Лев Толстой.  Отрывок из сказки  «Царь и рубашка»

 

Один царь был болен и сказал:

– Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.

Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал:

– Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя – царь выздоровеет.

Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь да жалуются….



Предварительный просмотр:

Василий  Иванович Белов

Виктор Юзефович Драгунский

Михаил Михайлович Пришвин

Бианки Виталий Валентинович

Житков

Борис

Степанович

Иван  Сергеевич Соколов - Микитов

Виктор Петрович

Астафьев

        

Раздел «Люби живое»:

1) Произведения о животных

2)Жанр

(рассказ, сказка)

3) Авторские произведения



Предварительный просмотр:

                   Задания

Балл

                   Задания

Балл

  1. Индивидуальная работа (Определение произведения и его автора)

1.        Индивидуальная работа (Определение произведения и его автора)

2.Смог определить тему и цель урока

2.Смог определить тему и цель урока

3. Работа в паре (Знание имен Авторов)

3. Работа в паре (Знание имен Авторов)

4.Работа в паре (определение произведений и героев произведения)

4.Работа в паре (определение произведений и героев произведения)

5.Распределение произведений (Работа в группе)

5.Распределение произведений (Работа в группе)

6. Активная работа

6. Активная работа

Итог

Итог

 3 б.   -   Отличная работа!

 2 б.  -  Старался, но мог лучше.

1 б. -    Много ошибок…

 3 б.   -   Отличная работа!

 2 б.  -  Старался, но мог лучше.

1 б. -    Много ошибок…

                   Задания

Балл

                   Задания

Балл

  1. Индивидуальная работа (Определение произведения и его автора)

1.        Индивидуальная работа (Определение произведения и его автора)

2.Смог определить тему и цель урока

2.Смог определить тему и цель урока

3. Работа в паре (Знание имен Авторов)

3. Работа в паре (Знание имен Авторов)

4.Работа в паре (определение произведений и героев произведения)

4.Работа в паре (определение произведений и героев произведения)

5.Распределение произведений (Работа в группе)

5.Распределение произведений (Работа в группе)

6. Активная работа

6. Активная работа

Итог

Итог

 3 б.   -   Отличная работа!

 2 б.  -  Старался, но мог лучше.

1 б. -    Много ошибок…

 3 б.   -   Отличная работа!

 2 б.  -  Старался, но мог лучше.

1 б. -    Много ошибок…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для обобщающего урока по разделу "Люби живое"

Урок-конференция "Земля - наш дом родной" - это обобщающий урок литературного чтения по разделу "Люби живое" в 3 классе. Программа "Школа России". Учителю помогают корреспонденты "Лесной газеты"....

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Обобщающий урок по разделу «Устное творчество русского народа»

Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу, закреплять литературоведческие понятия, совершенствовать навык в...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Обобщающий урок к разделу «Писатели – детям»

Презентация к уроку литературного чтенияво 2 классеОбобщающий урок к разделу «Писатели – детям»Образовательная программа "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку по теме "Обобщающий урок к разделу «Текст. Предложение. Словосочетание»"

Учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.1 /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 10 изд., перераб. – М..: Просвещение, 2019Раздел :...