Урок литературного чтения и ИЗО по теме: "Живописный образ зимы через звуки и краски"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

В данном материале содержится конспект, презентация и музыка к интегрированному уроку по литературному чтению и ИЗО для 3 класса на тему: "Живописный образ зимы через звуки и краски"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения и изо

 Тема: «Живописный образ зимы через звуки и краски»

Цель: Создать образ зимы через звуки, краски и стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает…»

Задачи урока:

- формировать  специальные читательские умения (определить тему, жанр произведения)

- развивать умения анализировать произведение,  речь учащихся, образное мышление

- учить устанавливать межпредметные связи

- пробуждать чувства учащихся

- формировать правильное отношение к природе

- воспитание чувства прекрасного

Оборудование:

- презентация

- альбомные лист

- цветные карандаши

- фломастеры

- музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима. У камина…»

Форма работы:

- фронтальная

- парная

- групповая

Тип урока – открытие новых знаний (урок смешанного типа)

Основные термины, понятия:

- стихотворение

- образ зимы

Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, ИЗО

                                        

                                                         Ход урока

1.Эмоциональный настрой на урок

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима. Январь. У камина…)

Учитель произносит слова:

-  Сегодня у нас урок необычный, литературное чтение подружится с музыкой и изобразительным искусством.                  (1 слайд)

        

«Представьте себе, вы вернулись с лыжной прогулки. Переоделись, выпили горячего чая, закутались в плед. От сосновой веточки, принесённой из леса,  пахнет хвоей, морозом, застывшей смолой. Вы прикрываете глаза и вновь видите заснеженную лыжню, неподвижные ели. Всё это так волшебно, сказочно, красиво, что невозможно передать словами…»

  • Что вы почувствовали, когда гуляли по зимнему лесу?
  • Что вы представили, когда слушали звуки музыки?
  • Что помогло вам это увидеть и почувствовать?                 (2 слайд)

  - А теперь представьте, что вы сидите у окна и любуйтесь зимним пейзажем.  Вспомните, те ощущения, когда вам хочется бесконечно смотреть на белоснежные деревья.                   (3 слайд)

  -  Вашему взору предстают картины русского художника Станислава Жуковского «Зима».

 - Глядя на эти картины,  какие чувства и настроение у вас появляются? (радость, восхищение, спокойствие, удовольствие, сказочное…)

 -  Что главное в картинах художника? (цвет, настроение, чувства…)

 - С помощью чего автор передаёт нам свои чувства и настроение?

2. Определение темы и цели урока

   - Посмотрите на эти слова и выделите главные (ключевые) слова.  (Звуки, краски – зима)

  -  Сформулируйте тему нашего занятия.  (Звуки и краски зимы )

Тема урока: «Звуки и краски зимы».                                  (4 слайд)

 - Определите цель урока.

 -  (Услышать звуки зимы, увидеть краски зимы, научиться видеть слышать, нарисовать самим зиму )

Цель: Создать образ зимы через звуки и краски.

3. Составление плана работы.

 -  Как мы будем создавать образ? Что нам поможет  представить образ зимы? (текст )

 -  Сегодня нам помощником будет стихотворение С.Есенина  «Поёт зима, аукает…»

 -  Как будем работать с текстом – стихотворением?

 Дети составляют план работы:

  1. Предположить с помощью заголовка, иллюстрации стихотворения о чём стихотворение?
  2. Прочитать
  3. Соотнести А и Ч
  4. Определить краски и звуки зимы
  5. Представить картины жизни в стихотворении
  6. Создать образ Зимы

4. Работа с текстом (фронтально и в парах.)

 -  Вам уже знаком С.Есенин?                                      (5 слайд)

 -  О чём он писал? (о природе, о любви)

 - Предположите, о чём это стихотворение?             ( 6 слайд)

-  Прочитайте.

 -  Найдите в стихотворении и запишите в таблицу, какие звуки вы услышали и какие краски зимы использовал С.Есенин  (в группах  - листочки с таблицами)

 -  Давайте проверим, какие краски и звуки использует С.Есенин

           Звуки

            Краски

Поёт, аукает, баюкает, стозвон

Мохнатый, седые,

Стелется

Холодный,

Игривые, жмутся

нежные, снежные, мёрзлые

Рёв бешенный, стучит, злится, вихри

Прекрасная, ясная

- Как назвать лес, в котором растут сосны? (сосновый бор, сосняк)

 - Как понимаете слово «стозвоном сосняка», которое придумал сам С.Есенин? (много звона)

5. Представление смысловых картин и создание образа зимы

-  Все ли поставленные задачи мы выполнили? (нет)

-  Что мы ещё должны сделать? (нарисовать картины зимы)

-  Чтобы нарисовать картины, нужно  определить, сколько в стихотворении смысловых частей. Сколько картин вы представили в стихотворении? (4)

 Работа в группах.                         7 слайд 

- 1 группа – представьте 1 картину

-  Какие главные объекты в этой картине? (зима, лес, сосняк, седые облака)

-  Какое настроение?

 - 2 группа – 2 картина (объекты: двор, метелица ковром стелется)

 - 3  группа  - 3 картина (объекты: воробышки прижались у окна)

 - 4 группа  -  4 картина (объекты: солнце, красавица весна)

 - Создайте живописный пейзаж своей картины.

  1. Рефлексия  

  -  Какую цель ставили?

-  Получилось ли у нас создать  живописный образ зимы через звуки и      краски?                        

-  Что помогло нам создать образ? (текст, звуки, краски)                   8 слайд

 -  Давайте окунёмся в этот образ  и послушаем. ( Учитель под музыку  читает  стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает…»)

 - Что вам захотелось после нашего урока? ( погулять по лесу, сходить на лыжах, порисовать зиму, рассказать родителям)

 -  Я хочу предложить вам выучить это стихотворение.

1 слайд

На доске запись музыка – звуки, слова, зима.

2 слайд

3 слайд

На доске: картины - краски

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

8 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"

Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

урок литературного чтения 3 класс свиридова по теме "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Урок-исследование образа ветра в литературое, живописи, музыке в 3 классе по литературному чтению...

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....

Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"

Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...