План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 3
План-конспект урока литературного чтения
Обучающейся 24-шк группы Федоровой Марины Игоревны
УМК: «Начальная школа XXI века» 2 класс
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс: 2
Целевой компонент урока:
Тема урока: Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»
Цель: организация деятельности обучающихся для рассказывания литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»
Задачи:
Дидактические: формировать умение работать со сказкой, понимать сказку, выделять в ней главное, умение рассказать её с использованием «карт Проппа», расширять читательский опыт через рассказывание.
Развивающие: развивать читательские и речевые умения; интерес к сказкам, творческие способности, умение размышлять.
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного; учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата; проведение физкультминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся, положительно относится к процессу познания, проверяет себя и самостоятельно оценивает свои достижения, проявляет интерес к учебному материалу.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознаёт познавательную задачу, читает, строит логическую цепочку рассуждений, сравнивает, обобщает, делает выводы; осознаёт смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения, выявляет основную мысль произведения, формулирует её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставит задачи, планирует свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносит коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: строит рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявляет активность и стремление высказываться, задавать вопросы, строить диалог, задавать вопросы на осмысление проблемы.
Предметные: рассказывает по «картам Проппа», осознанно, без искажений, выразительно, передаёт своё отношение к рассказанному, выделяет важные по смыслу слова, строит свою речь.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная работа.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для классной работы, «карты Проппа», проектор, презентация, раздаточной материал
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У: Здравствуйте! Меня зовут Марина Игоревна сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку
У: Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник и пенал.
3) Мотивация к учебной деятельности
У: Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
У: Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
О: Поднимают руки.
У: Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение? Поднимите руки.
О: Поднимают руки.
У: Молодцы! Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну, а теперь приступаем к работе.
II. Актуализация знаний обучающихся.
У: Посмотрите, у меня в руках цветок, но он не простой, а волшебный. Передавая волшебный цветок, мы будем называть друг друга ласковым словом.
У: Ребята, приятно было получать комплименты? Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказке. А в гости со мной пойдет тот, кто слово наоборот назовёт:
- весёлый — грустный,
- добрый — злой,
- смелый — трусливый,
- старый — молодой,
- сильный — слабый,
- здоровый — больной,
- умный — глупый,
- вежливый — грубый,
- сытый — голодный,
- озорной — послушный,
- ленивый — трудолюбивый.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Молодцы! Но для того чтобы оказаться в сказке, нам надо разгадать ребус. Ребята, что у вас получилось?
О: Сундучок
У: Ребята, откроем с вами этот сундучок, кто же в нём живёт?
О: Сказки.
У: В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы из сказки, а вы должны отгадать из какой он сказки.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино».
Перо Жар – птицы – «Сивка-бурка».
Лук и стрела – «Царевна – лягушка».
Горшок мёда – «Вини - Пух».
У: В сундучке есть книга. Она необычная, сказочная. Что же в ней?
О: Знаки.
У: Здесь нет иллюстраций, только какие-то знаки. На первой странице нашей книги нарисован какой знак?
О: Вопросительный.
У: Правильно. Первая страница нашей книги приготовила вопросы:
У: Что такое сказка?
О: Сказка-это волшебство, чудо, вымысел. Это то, чего не бывает на самом деле.
У: Кто пишет сказки?
О: Сказку пишут писатели, сказочники, народ.
У: Почему сказки называют народными?
У: Потому что их сочинил народ. Раньше их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом, когда появилась письменность, собрали эти сказки и записывали их. Так они дошли до нас. Это народные сказки.
У: Почему сказки называют авторскими?
О: Потому что их сочинил и написал один человек – автор.
У: Молодцы, ребята. Правильно ответили на вопросы.
У: Вторая страница превращает вас в сказочных героев знакомых вам сказок. Вы должны с интонацией, мимикой имитировать сказочных героев.
О: (Обучающиеся с интонацией, мимикой имитируют сказочных героев. Говорят, от лица героя сказки. Остальные дети слушают и называют героя и название сказки.)
У: Откроем следующую страницу нашей книги. Что это?
О: Это карты Проппа – схемы и иллюстрации к сказке «Красная шапочка».
У: Кто автор сказки?
О: Шарль Перро.
У: Какая эта сказка?
О: «Красная шапочка» – это литературная сказка.
У: Вспомним, что обозначают эти карточки и для чего они нужны.
О: Карточки Проппа помогают рассказывать и пересказывать по порядку без пропусков и повторений.
У: Скажите, а вы хотели бы попробовать себя в роли рассказчиков?
О: Да!
IV. Закрепление знаний и умений.
У: У вас в руках карты Проппа – схемы, но любую схему можно соотнести с иллюстрацией из сказки. Сегодня мы используем следующие карточки:
- Жили-были
- Особые обстоятельства
- Герой покидает дом
- Запрет
- Нарушение запрета
- Враг начинает действовать
- Появление ложного героя
- Разоблачение ложного героя
- Появления друга – помощника
- Враг оказывается поверженным
- Счастливый конец
- Мораль
Беседа
У: Ребята, составим план, по которому будем рассказывать сказку. Для этого нам надо соотнести карточки с действиями в сказке.
У: Жили-были
О: Жила – была девочка.
У: Особые обстоятельства
О: Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали её Красной Шапочкой.
У: Герой покидает дом
О: Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.
У: Запрет
О: “Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”, – наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".
У: Нарушение запрета
О: Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.
У: Враг начинает действовать
О: Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку
У: Появление ложного героя
О: Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.
У: Разоблачение ложного героя
О: Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть) … Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.
У: Появление друга – помощника
О: Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.
У: Враг оказывается поверженным
О: Охотник вбежал в дом и убил волка.
У: Счастливый конец
О: Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.
У: Мораль
О: Девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.
У: Ребята, молодцы. Мы с вами прочитали целую сказку. Теперь попробуйте по картам самостоятельно её рассказать.
О: Рассказывают сказку по картам.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: Понравилось вам путешествие по страницам литературной сказки «Красная шапочка»?
О: Да.
У: Мы с вами много работали, а теперь скажите, какое задание было самым интересным?
О: Придумывать сказку.
У: Какое задание вам показалось самым сложным?
О: Рассказывать сказку.
А какое было самым легким?
О: Отвечать на вопросы.
У: Как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
О: Потому что мы старались.
У: Ребята, у вас на столах лежат те самые пирожки Красной шапочки. Вам нужно разукрасить их в зеленый цвет, если вы все поняли на уроке, в жёлтый цвет, если были небольшие затруднения, в красный цвет, если было сложно и непонятно на уроке.
У: Мне очень понравилось с вами работать. Вы молодцы! Спасибо за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.
План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....
программа по литературному чтению Н. А. Чураковой «Литературное чтение» по системе системе Л.В. Занкова
планирование примерное по литературному чтению...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
Презентации по литературному чтению. Проверочные работы по литературному чтению
Презентации по литературному чтению по УМК "Перспектива" 2 класс"Сравнение художественного и научно- познавательного текстов Н. Рубцов "Про зайца" Заяц (текс...
План-конспект открытого урока по речевой практике на тему: «Инсценирование сказки «Три поросёнка». 2 класс
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Скопинская школа-интернат» Рязанской области План-конспект открытого урока по речевой...
Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса по литературному чтению.УМК «Школа России»
Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса...