Урок обучения грамоте. Внеклассное чтение. Н. Сладков "Лесные сказки" Сказка "Клёст и Дятел"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Гущенская Ирина Петровна

УМК "Школа 2100" 1 класс

Урок с презентацией: http://ru.calameo.com/read/0012924320bafc6cff5dc 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок80 КБ
Microsoft Office document icon Сказка "Клест и Дятел"28 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте  1 класс  13.02.2013г.

УМК «Школа 2100»

Учитель: Гущенская И.П.

МБОУ Гимназия № 9 г. Химки Московской обл.

Тема: Повторение. Внеклассное чтение. Н. Сладков «Лесные сказки» Сказка «Клест и дятел»

Цели:

– формировать умение формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;

– формировать умение выполнять звукобуквенный разбор слов;

– формировать  умение анализировать текст;

-  расширять кругозор обучающихся, их способность анализировать и сравнивать наблюдаемые объекты, способствовать развитию речи, обогащать активный словарь детей;

-  воспитывать уважение  к животному миру нашего леса, воспитывать желание читать литературу о природе.

Оборудование: книга Н. Сладкова, портрет, иллюстрации (фотографии) с изображением птиц клеста и дятла, схемы-«человечки», презентация, пульты для голосования.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

II. Повторение и применение знаний

1.– Что вы можете сказать о букве С?

- Назовите фамилию писателя на эту букву. (Николай Сладков)

– О чем произведения Сладкова?

– Найдите в Букваре произведения Н. Сладкова. (работа в паре)

  • «Лесная хатка» с. 45
  • « Земля!» с. 105
  • «Лесные мастера» с. 111
  • « Лесные силачи» с. 115
  • Из «Загадочных историй» с. 145

- В каком произведении Н. Сладкова идет спор о том, кто лесу друг?

(Проблема, надо прочитать новое произведение)

2. Работа в тетради для печатания (с. 49).

Отгадайте загадки.

1)  Он в своей лесной палате                                        

      Носит пестренький халатик.

      Он деревья лечит,

      Постучит – и легче.

2)Кто там прыгает, шуршит,

   Клювом шишки ворошит?

Голоском речистым, чистым,

Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом.

(Дети отгадывают загадки, открываются  иллюстрации птиц, карточки со словами Клёст  Дятел).

 Звуко-буквенный анализ слова КЛЁСТ.

3. – Сегодня мы не будем работать в «Букваре».

– Сегодня мы будем работать по книге.

Книга Н. Сладкова «Лесные сказки». Сказка «Клёст и Дятел»

1) Подготовительная работа.

– Чем питаются ЭТИ ПТИЦЫ? (Клёст – семенами шишек, дятел – насекомыми.)

– Наверное, поэтому и клюв у них разный по форме. Опишите, какой клюв у каждой птицы. Интересно, о чём будет сказка? Какое открытие сделает каждый из нас?

2) Чтение сказки Н. Сладкова «Клёст и Дятел» учителем. (презентация)

Вопросы после чтения.

- Что нового узнали о Клесте? о Дятле?

- О чем заспорили птицы?

- Кто больше нужен лесу? 

      (возникает проблема)

У.- Какую проблему будем решать?

Кто лесу друг, а кто лесу враг?

3) Повторное чтение сказки.

Разрешим проблему. Мальчики выступят в защиту Клеста, а девочки – в защиту Дятла. Для этого вам надо прочитать сказку, найти и подчеркнуть предложения в защиту героев.  (Слабочитающие дети читают выделенные части текста)

Дятел                                          Клест                                                                                                                                                    

щепки летят                      чешуйки отгибаю                                    

лес рубишь                             семена достаю                                        

осину исковырял                        лес сажаю                                                                      

березу изрешетил                                                                                                          

долбонос

   

Физкультминутка  

                                                                                                       

4) – Кто выступил в защиту Дятла?

Проведем аукцион: кто назовет всех защитников дятла.

  • Бабочки-траурницы
  • Муравьи
  • Синички длиннохвостые
  • Поползень
  • Сыч
  • Синички-Гаички

- Прочитайте, как защитили Дятла  герои.

– О каких птицах узнали? (О Поползне, Сыче, Синичке-гаечке.) 

– Как по ходу сказки называют Дятла? (Враг, долбонос, строитель.) 

– Убедят ли Клеста все жители леса в том, что Дятел – друг леса? Почему вы так думаете?

4) Пересказ сказки по плану, записанному на доске, и ключевым словам.  (или инсценировние)

Сколько частей в сказке?

План.

  1. Чей нос лучше?
  2. «Осину исковырял», «берёзу изрешетил».

3.«Глубокие дупла выдалбливаешь!»

Опорные слова: стамеска, кривая отвёртка, Осину спас, пробоинки в Берёзе, сок, от голода спас, Бабочка-траурница, муравей, синички, в деревьях дупла, Поползень, меньше лесных вредителей, Сыч, морозильник для мышей, Синички-Гаички, в мороз прятались, след простыл.

5) Итоговое тестирование с пультами

 (5 вопросов с вариантами ответов и результатом)

     – С каким настроением заканчиваете урок?

    – Кому захотелось прочитать другие сказки Н. Сладкова?

6) Рассматривание книги: обложка, содержание книги, нахождение сказки «Клёст и Дятел» по иллюстрациям.

7) Выборочный пересказ (возможно, и чтение) по иллюстрациям.

Художник книги. Вопросы после рассматривания.

– Что вы узнали о птицах?

– Кто понравился больше? Чем?

– Какие открытия сделали для себя, познакомившись со сказкой?

-  В каком произведении Н. Сладкова идет спор о том, кто лесу друг?

8) Творческое задание.

– Как вы думаете, кто защитил бы Дятла от обвинения Клеста в том, что он своей громкой песней мешает отдыхать всему лесу?

– Что мы сейчас делали?

– Что нового узнали?  

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙII. Домашнее задание (по желанию)

– Пересказать сказку «Клёст и Дятел»; прочитать (по желанию) другую сказку Н. Сладкова.

IV. Итог

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока чтения.

– Какие проблемы мы решали?

– Чему новому научились?

– Над чем ещё придётся поработать?

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

– Чему научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– У кого после урока есть самооценка в еженедельнике?

– За что вы её получили? 

Н.С.Сладков, вникая в повадки и характер животных, зовет жить в желании разгадывать загадки, чтобы встревожить воображение. В его книгах много вопросов, на которые можно ответить сразу и тех, на которые предстоит отвечать всю жизнь.

ТОУУ



Предварительный просмотр:

Николай Сладков

КЛЁСТ И ДЯТЕЛ

- Смотрю, Дятел, на твой нос и сравниваю со своим, - сказал Клёст. – Твой прямой, как стамеска, а мой, как две кривые отвёртки. И все-таки мой кривой получше твоего прямого будет.

- И чего в нем, кривом, хорошего? – отвернулся дятел. – А из-под моего, прямого, только щепки летят!

- В этом-то и беда! – воскликнул Клёст. – Ты стамеской своей деревья портишь, а я отверткой кривой всего лишь чешуйки на шишках отгибаю, семена достаю. Глядишь, одно-другое семечко уроню, - оно и прорастет. Выходит, я лес сажаю, а ты – враг. И все из-за твоего прямого носа!

Дятел от обиды даже долбить перестал.

- Полюбуйся-ка на свои труды! – не унимается Клёст. – Осину исковырял словно её топором тесали.

- Осина больная была. Я ее от сверлильщиков и точильщиков разных спасал. Этим вот самым носом.

- Спасибо, Дятел, - проскрипела Осина. – От смерти спас – совсем засыхала.

Клёст от удивления клюв свой кривой разинул.

- Но он, долбонос, и здоровые деревья калечит! Вон как Берёзу изрешетил – словно дробью прострелянная. Вся берёза в слезах.

- Не слезы это, - прошелестела Берёза. – Просто капельки сока выступили из пробоин. Пробоинки заплывут, я и думать о них забуду.

- А я не забуду! – пискнула Бабочка-траурница. – Капельки эти весной от голода меня спасли. Спасибо, Береза!

- Спасибо, Дятел, - замахали усиками муравьи. – Целебный берёзовый сок нам силы вернул – очень мы за зиму отощали.

- Спасибо, Берёза и Дятел, - запищали синички белощёкие, долгохвостые и хохлатые. - Славно мы сладким соком поугощались!

Все кричали, пищали, свистели. Только Дятел смотрел на Клеста и молчал.

А Клёст не хотел молчать, так и вертел своим кривым носом.

- Ты, - кричит, - глубокие дупла в деревьях выдалбливаешь! А сколько вас, дятлов, в лесу? Каждый по дуплу – и весь лес дырявый. Я, значит сажаю, а вы дырявите!

- Чем больше дупел в лесу, - крикнул Поползень, - тем больше нас, дуплогнёздников! А чем больше нас – тем меньше лесных  вредителей – тем лесу лучше! А чем лучше лесу – тем лучше всем! И тебе, Клёст, тоже!

- Слыхал? – повернулся Дятел к Клесту.

Клёст только крылышками развел.

- У-го-годил Дятел и мне! – выкрикнул Сыч. – В дуплах у меня морозильники. Мышей и полёвок зимой замораживаю. Про запас. А от них лесу вред.

- Слыхал? – снова Дятел Клеста спросил.

Тут Синичка-Гаичка пищит:

- Гай, гай, где бы мы, пичужки, в мороз и вьюгу зимой прятались, где бы зимнюю ночь коротали? Спасибо ему, строителю-долбоносу!

- Слыхал?  - повернулся Дятел к клесту.

А того уже и след простыл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент урока обучения грамоте (литературное чтение)

публикую фрагмент урока, на котором показываю, как организовать работу в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе.

Календарно - тематическое планирование по программе "Школа России"....

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока

Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...

План-конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе. Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. ФГОС. УМК "Школа России" автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская

Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся ссогласными звуками [т], [ т\'] , буквами Т,т, развития речи.Тип урока: решение учебной з...

Обучение грамоте. Внеклассное чтение. "День героев Отечества".

Внеклассное чтение для обучающихся 1 класса, посвящённое Дню героев Отечества. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности у обучающихся....