Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе с дидактической структурой урока Звуки [х] и [х'], буквы Х, х
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе
с дидактической структурой урока
Звуки [х] и [х'], буквы Х, х
1. | ФИО | Капитонова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "Дуденевская школа" Богородского района Нижегородской области |
2. | Предмет | обучение грамоте (литературное чтение) |
3. | Класс | 1 |
4. | Тема и номер урока в теме | «Согласные звуки [х], [х’]. Строчная буква «х», основной период, урок № |
5. | Базовый учебник | Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука, 1 класс: Учебник. Под ред. М.Л.Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2012 |
Цель урока:
- знакомство детей с согласными звуками [ х], [ х‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем.
Задачи:
-обучающие: познакомить учащихся с новыми звуками [х],[ [ х‘ ] и буквой «х»; научить читать слоги, слова и предложения с этой буквой; формировать навык сознательного чтения, обогащать словарный запас учащихся.
-развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
-воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.
Личностные УУД:
-понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний ; желание и стремление хорошо учиться.
Познавательные УУД:
-моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель;
- рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Регулятивные УУД:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Тип урока
-изложение нового материала
Формы работы учащихся
-фронтальная работа
-работа в парах
-самостоятельная работа
Необходимое техническое оборудование
Элементы – шаблоны букв, модель предложения с моделями слов, задания на печатной основе с эталоном проверки, шарады, рабочая тетрадь, ИКТ ( слайды презентации)
Структура и ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока
3. Актуализация знаний
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
5. Итоги урока. Рефлексия.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
1. | Организационный момент | Приветствую обучающихся, проверяю готовность обучающихся к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение нового: Утром ранним кто-то странный Заглянул в мое окно, На ладони появилось рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло, Тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом Поздоровалось со мной. слайд 1 – солнышко Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее. Прозвенел звонок, Начался урок. Вы за парты дружно сели На Алину посмотрели. Алина расскажет стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах этого стихотворения? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают стихотворение | Личностные: -понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний; желание и стремление хорошо учиться. Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. | Постановка цели HYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/Маруся/Рабочий%20стол/для%20слушателей%20курсов%20ПНШ/Современный%20урок/Цели.ppt" HYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/Маруся/Рабочий%20стол/для%20слушателей%20курсов%20ПНШ/Современный%20урок/Цели.ppt"урока HYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/Маруся/Рабочий%20стол/для%20слушателей%20курсов%20ПНШ/Современный%20урок/Цели.ppt" | Просит открыть учебник, где у вас закладка (на с.56) определить по условным обозначениям, какова цель нашего урока. | Высказывают предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву, читать звуковые модели слов с новым звуком, конструировать букву. | Регулятивные УУД: - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; |
3.
| Актуа-лизация знаний |
Загадывает загадки, демонстрируя задание № 1 (ЭОР) - Произнесите все отгаданные слова: Сверчок, Светлячок, Слон. -Что объединяет все эти слова? Произнесите первый звук слов «сверчок», «слон», «светлячок».? (Звук [с]) -Дайте характеристику звуку[с]. (Согласный(почему?), глухой(почему?), может быть твёрдым и мягким(на это указывают условные обозначения) А какой буквой обозначается звук [с]? Буквой С. Определите тему нашего урока. Звук С и буква С. Вывешивает иллюстрацию с буквой С. | Разгадывают загадки, выделяют звуки, высказывают свои предположения. Делают выводы, что темой урока является звук и буква «С». Отмечают, что новый звук – согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким. Объясняют, что на это указывают условные обозначения. | Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - формулирование темы. Коммуникативные УУД: - владение монологической и диалогической формами речи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4. | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала |
Вызывает несколько учеников (по очереди), предлагает выполнить задание № 2 (ЭОР) на интерактивной доске.
Даёт задание сконструировать букву С на своём наборном полотне. Организует контроль.
Проводит физминутку.
Нос Как звучит звук С? Твёрдо Лось Как теперь звучит звук С? Мягко Теперь вы подтвердили своё предположение, что звук С может быть твёрдым и мягким.
СОТЫ, СИТА, РЫСЬ В каких словах звук С звучит мягко? Почему? Потому что его смягчают звук И и Ь А в слове СОТЫ? Почему?
Предлагает прочитать в Азбуке скороговорку на с.57 Как называется этот текст? Да, скороговорка.
Проводит физминутку.
1. Составить предложение по заданию и по схеме;
| Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами. Конструируют букву. Осуществляют самопроверку и проверку в парах. Выполняют физминутку. Читают звукобуквенные модели. Читают слоги. Читают звукобуквенные модели Читают слова Читают скороговорку. Выполняют физминутку. Выполняют задание у доски и на столах. | Познавательные УУД: -моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель. Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: - владение монологической и диалогической формами речи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
5. | Итоги урока. Рефлексия | Проводит беседу по вопросам: -Чему учились на уроке? Выполнили поставленные цели? Что мы сегодня узнали нового? -Что понравилось? Что больше всего запомнилось? А что показалось вам трудным? Ребята, а какое сейчас у вас настроение? (На партах изображение солнышка и тучки ) Переверните изображение и нарисуйте своё настроение. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД: - владение монологической и диалогической формами речи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | «Сверчок играет на скрипке» (N 193499) | |
2 | «Найди букву "с" (N 193560) | |
3 | Звук [с'] (N 193558) |
Основные этапы урока. (Время) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | ||||
1. Этап мотивации (1мин) | Приветствую обучающихся, проверяю готовность обучающихся к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение нового: Утром ранним кто-то странный Заглянул в мое окно, На ладони появилось рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло, Тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом Поздоровалось со мной. слайд 1 – солнышко Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее. Прозвенел звонок, Начался урок. Вы за парты дружно сели На Алину посмотрели. Алина расскажет стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах этого стихотворения? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, проговаривают, выполняют упражнение | Личностные УУД (самоопределение). Создание ситуации успеха. | ||||
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (5 мин) | - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? - Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока: Познакомиться с … (новой буквой и звуками.) Охарактеризовать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.) Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.) Учитель: - Зачем нам нужно, ребята, знать буквы и звуки? | Хмурый, хилый хнычет Хорь – На Хоря напала хворь. Чахнуть стал и сохнуть, Ни вздохнуть, ни охнуть. - Звук [Х], [Х’]. - Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает. | Познавательное УУД (логическое). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным) Личностное УУД (жизненное самоопределение) | ||||
3. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. (Работа над новым материалом в учебнике). 8 – 10 мин) | 3) Конструирование буквы. - На что похожа буква Ха?(картинка.) Ха – забавная игрушка, Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. - Конструируйте в парах (1в. – большую, 2в. – маленькую) - Посмотрите, какое место в | алфавите занимает буква Ха? 1 После какой знакомой буквой ) она стоит? (Ф)
- Вернёмся к задачам урока. Р - Решили мы первую задачу? а - Вторую задачу? б ФИЗМИНУТКА. о - Потрудились, теперь та по схемам. Учитель: - Откройте учебник по закладке. - Давайте охарактеризуем новые звуки по моделям на стр. 92. - Дети: - 1 ученик – первый звук (согл., глухой, твёрдый) 2 ученик – второй звук (согл., глухой, мягкий) Учитель: - Ребята вы согласны с товарищами? - Поверите на слово или будем доказывать?? - Давайте докажем, правильно ли ребята сказали? - Прочитайте 1 слово под первым рисунком. - Где слышится новый звук? (В середине) - Какой он? (Согл.,глух.,тв.) - Прочитайте 2 слово. - В чём отличие двух звуков в двух словах? (Один мягкий, другой твёрдый) - Как называют человека, который занимается опытами? - Прочитайте. (Химик) - Где слышится новый звук? ( В начале) - Назовите зверька на второй картинке. Его ещё называют хорьком. Где слышится новый звук? - В чём отличие звуков? (Один мягкий, другой твёрдый) - Давайте докажем и сделаем вывод, какие по характеристике новые звуки. 1 ряд – доказывает, что они согласные. 2 ряд – глухие звуки. 3 ряд – тв., мягк. ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный. - Давайте посмотрим, где может жить новый звук? 2) Знакомство с буквой Учитель: - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике. «Ха» - большой (заглавной). - Зачем нужна заглавная буква? ВЫВОД. Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. отдохнём. (Юля) Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. | Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней). Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков. Регулятивные УУД (мыслительные операции): решаются путём привлечения интриги. Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие. Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей. Познавательные УУД (логические): подведение под понятие. | ||||
4. Первичное закрепление. (3 мин) |
- Посмотрите на задачи урока. Первую задачу мы выполнили. - Вторую цель достигли. - Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать. - Почитаем слоги в учебнике. Игра «Эхо». - Я читаю, вы повторяете. Следите внимательно. - Это не только слоги, но и слова. В русском языке они называются - МЕЖДОМЕТИЯ. - Поему слоги записаны в 3 столбика? (1 – гл. и согл., 2 – тв. согл. и гл., 3 – мяг. согл. и гл.) - Какие гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного? - Твёрдость? | Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД | |||||
5. Включение нового знания в систему знаний. (7 мин) | 1) Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками. - Будем читать слоги и слова с новой буквой на стр. 93. Сначала жужжащим чтением. Потом по цепочке.
Один ученик доказывает правильность построения модели предложения. Хитроватая мышь ускользнула от лисы.
Шёпотом девочки читают на розовом фоне для мальчиков. - Что заметили в написании интересного? ВЫВОД. Меняется одна гласная на другую или согласная на другую согласную. - А мальчики на голубом фоне для девочек. Что заметили? ВЫВОД. К одному слову добавили впереди согласную. - ЗНАЧЕНИЯ каких слов не понятны? - хилый – больной - хлев – место для загона скота | Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество. Познавательные УУД (информационные). Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие. Познавательные УУД (логические): анализ объектов целью выделения в них существенных признаков. | |||||
6. Задания на развитие речи и внимания. (4 мин) | Релаксация. Отдых под музыку. Учитель: 1)- А сейчас прочитайте скороговорку, про кого, посмотрите на рисунок. СЛАЙД КРАБА. - Прочитайте медленно вслух, чётко проговаривая каждое слово. - Прочитайте быстро. - Запомните её. - Теперь, кто быстрее всех и без ошибок произнесёт её? (В это время 2 ученика восстанавливают пословицу. «Буква заблудилась») Не делай из муки слона. Голода не бойся – по пояс мойся. - Проверим, как ученики справились с заданием. 2) – Посмотрите на рисунок, прочитайте загадку к этой отгадке. СЛАЙД АРБУЗА. СЛАЙД КЛУБКА. ВЫВОД. - Ребята, скороговорки, пословицы, загадки – всё это устное народное творчество, мудрость народа. Называются фольклором. | Личностные УУД: эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки. Познавательные УУД (подведение под понятие) | |||||
7. Итог урока. Рефлексия. (2 мин) | - Какие задачи ставили? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? | ||||||
8. Творческая работа и самооценка. (2 мин) | - Перед вами задания. - Прочитайте их и выполните в парах. - Какие были трудности? - Кто справился без ошибок? | Регулятивные УУД (контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности) | |||||
Этап реализации творческого проекта. | - Некоторые ребята подготовили творческие проекты – презентации на бумажных носителях по изученным буквам. Работа над проектами ведётся поэтапно. Учитель направляет, корректирует работу. | Коммуникативные УУД, личностные УУД, познавательные УУД | |||||
Самооценка работы | - Давайте сделаем салют из нашего настроения. - Красная фишка – отличное, бодрое. - Жёлтая – спокойное. - Зелёная – грустное. - Покажите, какое настроение получилось. - Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников). - Желаю вам плодотворной работы. - Спасибо за урок! |
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Звуки [л] и [л’], буквы Л, л. Закрепление» УМК «Перспективная начальная школа»
Конспект урока...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Буква мягкий знак в конце слова для обозначения мягкости согласного"
разработка урока русского языка (обучение грамоте) в 1 классе на тему " Буква Ь в конце слова "...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».
1. Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü учащиеся зна...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,].
laquo;Буквы «Дд», обозначающие согласный звук [д, д,]»...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе на тему: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»
Урок обучения грамоте в 1 классе (ФГОС) Тема: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного» («Школа России»)Тип урока: урок открытия нового знанияЦель:...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ «ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ж], БУКВЫ Ж, Ж»
Данный материал предназначен для педагогов начальной школы. Этот урок из последовательной серии уроков по обучению грамоте в 1 классе, в букварный период. К этому времени обучающиеся уже знают 23буквы...