Обучение грамоте. Внеклассное чтение. "День героев Отечества".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Христофорова Светлана Ласловна

Внеклассное чтение для обучающихся 1 класса, посвящённое Дню героев Отечества. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности у обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

«Герои Отечества».

Обучающие цели: познакомить с историей возникновения праздника «День героев Отечества», дать определение «герои Отечества», перечислить героев нашего Отечества.

Воспитывающие цели: вызвать интерес к изучению исторических моментов России, выразить своё отношение к героям Отечества, воспитывать чувство гордости за свой народ.

Развивающие цели: учить выделять главное, значимое.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; 
  • развитие эстетических чувств;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к истории   России;

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу;
  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;

Познавательные УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия  рассказа;
  • осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные УУД:

  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать свою роль в  творческой деятельности. 

Оборудование: слайдовая презентация,  карточки со словами из пословиц, пословица, карточки с датами, карточки с качествами характера человека.

Ход урока.

  1. Мотивация к деятельности.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.

- Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас на нашем уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, какие праздники отмечают в нашей стране? Назовите их.

Задание (индивидуально, 2 человека у доски):

- Соедините соответствующие даты и праздники, отмечаемые в нашей стране.

4 ноября – День народного единства

8 марта – Международный женский день

9 мая – День Победы

12 июня – День независимости России

23 февраля – День защитника Отечества

Проверка у доски. Оцените свою работу.

3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации.

- А сейчас попробуйте собрать пословицу из слов и объяснить её значение.

(Работа в группах).

«Герой за Родину горой».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Какая тема урока? Какие поставим цели?

- В России существует с недавнего времени ещё один праздник – День героев Отечества. Он будет отмечаться совсем скоро – 9 декабря.

Дата 9 декабря для празднования Дня героев Отечества была выбрана не случайно. По старому стилю до 1917 года 9 декабря была датой праздника, посвященного чествованию заслуг георгиевских кавалеров. Законопроект, принятый Госдумой РФ, предлагает чествовать 9 декабря не только героев РФ, но и героев Советского Союза,  кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.

Физкультминутка.

4.  Проговаривание во внешней речи.

- В этот день чествуют героев Отечества.

- А кто такие герои?

-  Кого можно назвать героем?

- Какими качествами должен обладать герой?

- Выберите из предложенного списка самые важные, по вашему мнению, качества и попытайтесь объяснить почему. (Обсуждение в парах.)

Качества характера героя: красивый, смелый, злой, неаккуратный, мужественный, вредный, честный, решительный, упорный, добрый, ответственный.

Проверка выполненного задания. Оцените свою работу.

Ответы детей (Качества: смелый, мужественный, честный, решительный, упорный, добрый, ответственный).  

                                                                           

5. Самостоятельная работа.

Работа с пословицами.

-Прочитайте пословицу, написанную на доске:

«Герои никогда не умрут – они вечно в народе живут».

-Объясните значение этой пословицы.

-Спишите, не забывая про изученные орфограммы. Оцените свою работу.

6. Включение новых знаний в систему и повторение.

Рассказ педагога о возникновении этого праздника.

9 декабря  наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году.

9 декабря 1769 года российская императрица Екатерина II специальным постановлением учредила орден Святого великомученика и Победоносца  Георгия. Заслуживали этот орден воины, отличившиеся отвагой и доблестью в бою. Этот орден во времена империи имел статус самой высшей награды. В наше время этот статус ордену возвращен в 2000 году.

Орден имел 4 степени:

1-я степень: звезда на левой стороне груди и большой крест на ленте через правое плечо, 700 руб. ежегодной пенсии.

2-я степень: звезда на левой стороне груди и большой крест на шейной ленте, 400 руб. ежегодной пенсии.

3-я степень: малый крест на шейной ленте, 200 руб. ежегодной пенсии.

4-я степень: малый крест в петлице или на колодке, 100 руб. ежегодной пенсии.

- Как вы думаете, а кого награждали этим орденом? (Воинов проявивших в бою доблесть и мужество).

-Первым награждённым  орденом 1 степени после Екатерины  стал выдающийся русский полководец П.А.Румянцев-Задунайский за блестящую победу над турецкой армией.

-За всю историю России орденом Святого великомученика и Победоносца Георгия 1 степени были отмечены 25 человек, среди них было много великих людей и один из них - Александр Васильевич Суворов.

- Суворов с детских лет мечтал стать военным. Много читал, изучал военную историю.

 Не любил заниматься физическими упражнениями, боялся холода. Решив стать военным, Александр стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.

15 лет Суворов поступил в полк и сразу стал командиром. Суворов поступил в полк простым солдатом. Служа рядовым, он ничем не отличался от простых солдат: ходил в караул, ел солдатскую пищу.

         Суворов считал, что нужно много тренироваться, учиться, тогда будет легче в сражении. Во время учений у Суворова солдаты получали больше ранений, чем во время сражений.

 «Тяжело в ученье, легко в бою».

 Суворов был первым человеком, в честь которого в России был основан мемориальный музей.

 Суворов одержал 60 побед и не потерпел ни одного поражения.

Физкультминутка.

Пионеры – герои.

-Время шло, и вот появились ещё ордена и звания, которыми награждали героев.

-Звание героя Советского Союза, а в наши дни герой Российской федерации. И все получившие это звание награждались знаком особого отличия – медалью «Золотая Звезда»

-Наибольшее количество награждений было произведено в годы Великой Отечественной войны.

-А только ли взрослые могут стать героями? И только ли взрослых награждают этими наградами?

-Во время Великой Отечественной войны, когда Родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать, как жить, убивать, грабить, угонять в плен, все как один встали на защиту своей страны. Среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. И сегодня мы хотим вспомнить о них.

Марат Казей

Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Валя Котик

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

      Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали.

Отважная юная девочка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

-Этот список можно продолжать долго. Их нет с нами, но мы помним о них. Они настоящие герои нашей страны.

- Как вы думаете, в наше время есть такие герои Отечества?

-И в настоящее время в нашей стране чествуют героев советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия, и ордена Славы, Героев труда, героев Российской Федерации.

Игра «Снежный ком»

Групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов. Каждый следующий игрок должен воспроизвести все предшествующие слова в том порядке, в котором они были воспроизведены, добавляя к ним своё слово.

  (танк, медаль, капитан, мина, победа, море, корабль, пистолет, выстрел, атака, награда, герой, командир, бомба, салют, защитник, нарушитель)  

8.   Рефлексия деятельности (итог урока).

-Праздник «День Героев Отечества» отмечается в нашей стране недавно, с 2007 года. Скажите, а нужен ли этот праздник нам? Почему?

-В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах мы воспитываемся. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных, Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли. Мы должны знать, помнить и чествовать героев нашей страны.

-Что объединяло героев разных времён? (сильная любовь к Родине).

- Что нового узнали?

- Продолжите высказывание:

  •  «Я похвалил бы себя…»;
  • «Особенно мне понравилось…»;
  • «Сегодня мне удалось…»;
  • «Было интересно…».
  • «Было трудным …»

 На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Обучающиеся выходят и напротив фразы отмечают значком.

- Урок  окончен. Спасибо за работу.

*Материал о пионерах-героях взят с сайта «Учителю.net» (http://uchitelu.net)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Внеклассное чтение. Н. Сладков "Лесные сказки" Сказка "Клёст и Дятел"

УМК "Школа 2100" 1 классУрок с презентацией: http://ru.calameo.com/read/0012924320bafc6cff5dc...

Викторина к внеклассному мероприятию "День героя Отечества

Викторина-презентация к внеклассному мероприятию или классному часу "День героя Отечества"...

Сценарий внеклассного мероприятия "День Героев Отечества"

Патриотическое воспитательное мероприятие...

Сценарий внеклассного мероприятия "День Героев Отечества"

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение пр...

Внеклассное мероприятие «День Героев Отечества» для школьников

Расширить знания обучающихся о страницах героического прошлого нашей страны, воспитывать чувство гордости, ответственности и уважения к своей Родине, ознакомить с историей возникновения праздника &quo...