Дочкина Антонина Петровна

"сайт учителя музыки"

Сердцем красоту ты должен слушать- истину откроешь для себя!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Работа с ансамблем русской народной песни "Жемчужина" над национальными культурными традициями Воронежской области.

Увлечения: Бисероплетение, рыбалка

Регион: Воронежская область

Населенный пункт: город Россошь

Место работы: МКОУ СОШ №25 с УИОП

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/dochkina-antonina-petrovna
"Человек образованный- тот, кто знает где найти то, чего он не знает"
Георг Зиммель

Образ современного учителя

Уважаемые коллеги! Друзья!

    
         Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах?

         Учитель… когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.

Мы с вами учителя XXI века и не можем не понимать, что  современная школа, которая стала для нас не просто местом работы, но вторым домом, частью нашей жизни, нуждается в коренных позитивных изменениях. Поэтому мы   не можем оставаться в стороне от реформ и преобразований в сфере наших профессиональных интересов.  И первым, кто должен соответствовать требованиям современного образовательного процесса, кто станет прочной гарантией качества образования,  будет способен вести за собой, созидать и содействовать всестороннему развитию личности выпускника, - это учитель, то есть мы с вами. Естественно, что каждый из нас задает себе вопрос: каким же должен быть современный учитель?

В моем представлении педагог XXI века - грамотный, владеющий современными информационными технологиями, причем не только в сфере образования, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через "Интернет".

Учитель XXI века – это,  прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не тот, кто дает  готовые истины, а искатель, странник, помогающий найти, всегда находящийся в пути и способный к сотворчеству, к сотрудничеству, к поиску. Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, современный учитель не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем.

Учитель XXI века - творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта.

Истинный специалист – учитель по призванию, а не по обстоятельствам – глубоко осознает важность изучения и сохранения национального достояния: памятников отечественной и мировой культуры и искусства. Такой учитель обязательно найдет формы и методы своей работы по собиранию и исследованию элементов фольклорных традиций родного края, его литературы и живописи, истории и искусства; потому что именно такой учитель осознает цельность культурного достояния малой родины и всей России, потому что именно такой учитель – патриот!

  Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог будущего станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего, где учитель, отдающий детям свое сердце,  станет эталоном нравственности, светочем добра и гуманизма.

«Вам памятник, учителя,

Я высек бы

Из красного гранита…

Установил бы на просторе

Большое человеческое сердце…»

(А. Дусенбиев).

 

И думается, это был бы самый удачный в мире памятник – человеческое сердце, открытое навстречу людям.
           Всё начинается с учителя. Вот поэтому, я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства, хлебопашца, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

У В. Титова как-то прочитала: «Одни говорят: я дышу – значит, существую, другие: я приношу пользу людям – значит живу. Первый надеется пожить, второй – испытать гордую радость от сознания, что он нужен людям».

          Мне тоже хочется испытать гордую радость, что я нужна людям. Понимаю, что стать Учителем трудно. Опыт приходит не сразу. Но мы имеем возможность его приобрести.

Час ученичества – он в жизни каждой

Торжественно неповторим…


           Очень хочется быть причастным к «часу ученичества». Трудно? Да. Особенно сегодня. Мечтаю быть и оставаться современным учителем!

О себе

Родилась в 1975 году в г.Россошь. В 1994 году окончила Воронежское музыкальное училище имени Ростроповичей. В 2001 году Воронежский госудатственный педагогический университет по специальности "Музыкальное образование".С 1994 года работаю учителем музыки в школе № 25 г.Россоши. Замужем, имею двоих детей.На уроках применяю деятельностный метод, использую технологию личностно- ориентированного обучения. С 1995 года по 2005 год была руководителем народного ансамбля "Бабушкины песни". В 2006 году создала ансамбль народной песни "Жемчужина", который является неоднократным победителем районных и областных фестивалей.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Духовный мир человека думающего формируют книги. Для меня первой такой книгой стала - еще в далекой юности - повесть Погорельского "Черная курица или Подземные жители". Именно тогда, после осознанного ее прочтения, я на всю жизнь усвоила то, что любое решение нужно принимать вдумчиво, за каждое данное слово  нести ответственность, ибо часто от этого зависят судьбы и жизни других. Второй такой - судьбоносной для меня - книгой стал булгаковский роман "Мастер и Маргарита". Эта книга объяснила мне все о жизни: о превратностях судьбы и предательстве, о случайностях  (Которых , оказывается, не бывает) и о закономерностях, о выборе и вере, за которую каждому воздастся... О творчестве и о любви...... Это бесконечная книга. Есть еще "Парадокс" Короленко и "Гранатовый браслет" Куприна, "Антоновские яблоки" Бунина   и "Судьба человека" Шолохова, "Дары волхвов" О-Генри и ""Реквием" Ахматовой...Но я уверена, что именно роман "Мастер и Маргарита" еще не все мне открыл, поэтому снова и снова возвращаюсь к  ней...то есть лучше будет последнее слово К НЕМУ (то есть к роману возвращаешься)))))

Мои достижения

Победитель муниципального конкурса "Учитель года - 2011" Россошанского района.

Моё портфолио

«СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНЫМ КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ»

 

- Кто из нас не любит красивую народную песню?

- Как научить детей слышать эту красоту?

    Мне абсолютно не все равно, сохранятся ли для потомков образцы русской народной песни, ведь всем нам хорошо известны, что памятники культуры невосполнимы, они утрачиваются безвозвратно. Эти вопросы я считаю главными в своей работе. Чтобы систематизировать собственные методические наработки по этой проблеме, я сформулировала их основное положение, обозначив как «Система работы учителя музыки по приобщению школьников к национальным культурным традициям».

     Целью моей работы является поиск эффективных средств для развития интереса подрастающего поколения к богатству песенного народного творчества. Изучив труды ученых и методистов: Н.Я.Брусовой,  Б.В.Асафьева,  В.Н.Шацкой,  Ю.Б.Алиева, Д.Б.Кабалевского, А.В.Занкова, Е.Д.Критской и др., изданных  в разные годы, по данному вопросу  обнаружила,  собственные выводы по актуальности и практической значимости названной темы в процессе воспитания и формирования  духовно-нравственного облика современного школьника.

    В народной песне прекрасный музыкальный материал для укрепления и развития эстетических чувств и переживаний учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня. Здесь нужны активные формы работы, которые стимулировали бы интерес к народному творчеству:

-исполнение или разучивание песен учащихся, слушание музыки;

-беседа как путь накопления теоретических знаний;

-чтение и слушание книг и сказок о музыке;

-пение по нотам различных упражнений;

-сравнение и сопоставление сходных или контрастных образов;

-музыкально-игровые моменты и ритмические движения.

Каковы же необходимые условия для полноценного восприятия народной музыки?

-активное участие детей в музыкальной деятельности на уроках и конечно же внеклассная работа.

   Уровень развития интереса к народной музыке я определила следующими показателями:

-эмоциональная восприимчивость детей на всех этапах работы (реакция на музыку и активность класса);

-проявление любознательности к музыке в целом и к народной в частности;

-степень осознанности своих музыкальных впечатлений;

-желание высказаться о произведении.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. На уроках мы знакомимся с их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» являются ежегодными учебно-воспитательными общешкольными мероприятиями. Здесь большая роль отводится внеурочной работе и, конечно, школьному ансамблю народной песни «Жемчужина», которым я руковожу. Ансамбль является лауреатом третьей степени фестиваля фольклорных ансамблей «Жар-птица» 2007г., дипломантами второй степени фестиваля «Роза ветров» 2009г., III место на районном конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» 2010г., лауреатом смотра-конкурса фольклорных ансамблей «У нас ноне белые день» 2011г., призерами районных конкурсов.

    Основная работа по созданию репертуара возложена на художественного руководителя, при этом сами участники ансамбля пассивными исполнителями не являются. Они тоже активно работают над созданием творческого репертуара. При чем увлекаются так, что кроме частушек, песен, считалок они начинают приносить предметы домашнего быта и фотографии. Так появились в репертуаре ансамбля песни:  «Жил я у барина» (с. Гороховка), «Тай орав мужик край дороги» (с. Сапеловка), считалочка «Шла коза по мостику» (с. Сапеловка). Особое значение приобретает тот факт, что в городе Россоши проживает много переселенцев из разных уголков бывшего СССР. Это весьма существенно для обогащения, расширения кругозора учащихся.

Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития школьников, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.

   Я считаю, что благодаря обработкам произведений детского фольклора, сделанными известными русскими композиторами, народная детская песня не только становится предметом науки и материалом для этнографических сборников, но и занимает достойное место в процессе музыкального воспитания и образования детей, широко популяризируется с концертной эстрады. В результате использования разных жанров детского фольклора на уроках музыки и во внеурочной работе я знакомлю детей, в доступной, интересной для них форме, с сокровищами традиционной материальной и духовной культуры, наследниками которой они являются.

    Как говорил русский писатель Василий Иванович Белов: «Нельзя воспитать в себе… высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас… Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего- то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов. Также точь-в-точь и будущие  поколения  не смогут обойтись   без ныне живущих, т.е. без  нас  с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас…»

   Но я не считаю свой труд законченным, процесс формирования личности ученика еще не завершен и как показывает мой собственный опыт- русская народная песня и элементы фольклора, играют в этом процессе не последнюю роль.

   Сохранив русские песни и обычаи, мы сохраним самобытную русскую культуру, национальное самосознание народа.

 

Мои публикации:
Дополнительное образование
Музыка
Разное
Сценарии праздников
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы